"Компьютер нужен для того,
что бы решать проблемы,
которых до его появления
не существовало"
Компьютер был создан что бы помочь человеку в выполнении
сложной однообразной работы, автоматизировать и, следовательно,
облегчить деятельность человека. С бурным развитием компьютерной
техники, с расширением ее функциональных возможностей
компьютерные технологии внедрились во все сферы жизнедеятельности
человека, и нам уже сложно представить свою жизнь без
присутствия и удобств информационных технологий. Но если
взрослые люди видят в компьютере своего помощника, воспринимают
его как средство производства, то дети видят в компьютере
исключительно источник развлечения. Причем, достижение
современных технологий позволяют сделать эти развлекательные
услуги наиболее привлекательными.
В связи с этим возникла новая проблема, не существовавшая
до появления компьютеров (точней существовала, но в другой
плоскости). Проблема не в существовании компьютерных развлечений:
прежде всего компьютерные игры, Интернет, в том что, в
отличии от взрослых людей, подростки начинают испытывать
зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит
по видимому из-за того что детская (подростковая) психика
наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии
на нее.
Компьютерные игры
Реклама одного из игровых компьютерных клубов "Приди
к нам и убей своего друга!"
Рассмотрим более подробно проблему зависимости от компьютерных
игр. Зависимость от компьютерных игр явно существует и
в довольно большом масштабе, по сравнения с другими развлекательными
сервисами. Об этом можно судить хотя бы по количеству
игровых компьютерных клубов и их постоянной наполненностью,
они никогда не пустуют, ни днем, ни ночью. Что же заставляет
подростков проводить свое свободное и, в ряде случаев,
учебное время в клубах, играя в компьютерные игры? Ведь
зависимость достигает такой силы что, ради того, что бы
найти деньги на клуб подростки идут на разбой, кражи,
продажу собственного имущества, имущества родителей. А
руководит их действиями зависимость, непреодолимое желание
вновь оказаться в виртуальном пространстве. Причиной этого
может служить то, что уровень современных игр настолько
высок, что подросток играя, попадает в другую реальность.
A реалистическая компьютерная графика способна на время
игры полностью заменить реальность. Большинство современных
игр являются сетевыми или оснащены подобием "искусственного
интеллекта", что в совокупности с реалистической
графикой позволяет вызвать в процессе игры увлеченность,
выброс адреналина, состояние виртуала, получить острые,
яркие впечатления.
Это происходит не случайно, компании разработки компьютерных
игр стремятся к достижению реалистичности игры, по возможности,
что бы не было различий между игрой и реальным миром,
они пытаются представить виртуальный мир более привлекательным,
чем реальность. При создании компьютерных игр, разработки
сюжетов и графики, работают не столько программисты, сколько
психологи. В результате чего, так легко попасть в зависимость
от невероятно привлекательных и реалистичных компьютерных
игр. Психологи отлично знают, как заинтересовать и привлечь
пользователя. В итоге, компьютерная игра - это результат
синтеза новейших информационных технологий и достижений
в психологии, что позволяет ей вызывать у человека зависимость.
Таким образом, игры становятся новым наркотиком. Обратим
внимание на то, какие именно компьютерные игры пользуются
наибольшей популярностью.
- Это игры основанные на насилии и убийстве, что наказуемо
в реальном мире, то с лихвой доступно в виртуальном.
- Это тоже, несомненно, работа психологов, в человеке
изначально заложены низменные, первобытные желания, которые
он сдерживает и контролирует в реальной жизни, а компьютерный
мир предлагает ему снять все ограничения реального мира,
что несомненно привлекательно и заманчиво, такова природа
человека.
Чему же учат компьютерные игры подростков? Насилию, массовым
убийствам, безнаказанности, вседозволенности. Но с другой
стороны можно утверждать, что пусть уж лучше подростки
убивают виртуальных монстров и друг друга в виртуальном
пространстве, избавляясь от ненависти и агрессивности,
проявляя эти качества в виртуальном мире, а не в реальном.
Но дело в том что ситуация как раз диаметрально противоположная,
попадая в зависимость от компьютерных игр, с их привлекательность,
вседозволенность, ненаказуемость, подростки теряют чувство
реальности и начинают транслировать сюжеты и действия
игр на реальную жизнь. В правоохранительных органах уже
появилась формулировка "Убийство на основе компьютерной
игры" (был прецедент, подросток зарубил топором мать,
на основе игры Quake, и продолжал более недели играть
на компьютере, как ни в чем, ни бывало). И это страшно,
это доказывает, что компьютерные игры влияют на хрупкую
подростковую психику, вызывая ее нарушения, асоциальное
поведение.
Зависимость от Интернет
Еще одна появляющаяся проблема - это зависимость от Интернет,
этой проблеме подвержены уже не только подростки, но и
взрослые люди, но мы будем рассматривать применительно
к подросткам. Интернет это, прежде всего источник информации,
средство телекоммуникации. Следовательно, зависимость
может возникнуть от постоянной потребности в информации
или постоянной потребности в связи (общении). В связи
с этим можно определить следующие проблемы:
- Просмотр в массовом порядке сайтов с порнографическим
содержанием.
- Зависимость от общения посредством Интернет.
Первая обозначенная проблема имеет массовый характер,
но является серьезной, так как это возрастное и довольно
быстро проходит, не нанося никакого вреда пользователю.
Вторая проблема, на мой взгляд, более серьезна. Проблема
в том, что постепенно пользователи начинаю предпочитать
виртуальное общение реальному, этому способствую чаты,
ICQ… Этому подвержены как правило замкнутые, не общительные
люди. Для предотвращения зависимости человек должен сам
понимать, что виртуальное общение не в силах заменить
реального, оно не должно его заменять, а только лишь дополнять.
Подростки, как правило не считают себя зависимыми от Интернета,
но на практике можно наблюдать обратное. На занятиях в
компьютерном классе оснащенным доступом в Интернет, учащиеся
при наличии Интернета непременно находятся в глобальной
сети, предпочитая его локальным приложениям и даже сетевым
играм. Причем наибольшей популярностью пользуются сайты
сетевого общения - чаты, в свободное время в компьютерном
классе до 90% учащихся и молодежи общаются в чатах, от
которых они, на самом то деле, очень зависят.
Другой взгляд
С другой стороны винить компьютер во всех бедах не стоит.
Ведь зависимость существовала задолго до появления компьютерных
игр и Интернета. Существует мнение, что зависимость испытываю
люди имеющие к этому предрасположенность. Если человек
предрасположен к зависимости, то он все равно будет зависеть
от чего-либо. В наше время существуют более сильные и
пагубные источники зависимости: наркотики, алкоголь, табакокурение.
И уж тогда пусть подростки лучше играют в компьютерные
игры и проводят время в Интернете, чем попадают в зависимость
от наркотических средств.
Пути решения
Бороться с зависимостью, несомненно, нужно. А способ борьбы
я вижу только один - это предоставление альтернативы.
Например, спорт, творчество, сфера дополнительного образования,
кружки, секции. Все это способно заменить кровавые и морально
разлагающие компьютерные игры. И это уже предлагалось
неоднократно в опубликованных работах И.М.Балонова. Перечисленные
сферы способны заинтересовать, увлечь, и их влияние не
является пагубным, а наоборот, оно позитивное, развивающее.
Так же решением является популяризация созидательного
творчества в области все тех же информационных технологий
(кружки, курсы программирования, компьютерной графики,
да мало ли сфер применения информационных технологий).
Использование информационных технологий с целью обучения
развития, может быть не менее, а может даже и более привлекательным,
чем компьютерные игры. И что важно, эта деятельность направлена
на созидание.