Балонов И.М. - директор
медиацентра МОУ школы 22.
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И
ВЫБОР ИХ УЧАЩИМИСЯ
Индустрия компьютерных игр в настоящее время одна из
наиболее быстро развивающихся отраслей практически во
всех странах современного Мира. С одной стороны она
базируется на компьютерах и современных информационных
технологиях, стремительное развитие которых, наблюдаемое
в настоящее время, пожалуй не имеет аналогов в истории
человечества. С другой стороны эта отрасль сама и стимулирует
развитие компьютерной техники, поскольку требует все
новых ресурсов для собственного развития. В этом направлении
работают сотни фирм, занимающихся производством современного
программного обеспечения, и сотни тысяч профессиональных
программистов. Не редко в разработках принимают участие
психологи и педагоги. Очень развита система торговых
организаций, занимающихся распространением CD-дисков
с компьютерными играми.
В нашей стране существует система фирм, основу дохода
которых составляет уже не создание, а всего лишь русификация
игр, созданных другими фирмами. В Мире выходит более
200 специализированных, в большинстве своем прекрасно
иллюстрированных журналов, свыше 800 газет и практически
не поддающееся учету число приложений, к разного рода
изданиям, посвященных исключительно описанию новых игр,
их сравнению, анализу, разбору и, обязательно, рекламе.
Особенно большое число публикаций об играх, их сценарии,
советы по прохождению, коды и т.п. можно найти в InterNet(e).
Там же существуют специализированные форум и чаты посвященные
этой проблеме. Занимается этими вопросами довольно большая
группа экспертов. Ежегодно проходят 3-4 международные
выставки, где весьма известные фирмы демонстрируют свои
последние разработки, в частности и в области компьютерных
игр. Практически в каждой крупной стране есть хотя бы
одна телевизионная программа, где проводится анализ,
сравнение достоинств и недостатков компьютерных игр,
и, одновременно проходит их скрытая, или открытая реклама.
Как показывает статистика, наибольшим интересом и спросом
компьютерные игры пользуются среди учеников среднего
и старшего звеньев школ, лицеев, студентов вузов. Очень
часто компьютерными играми увлечены и взрослые, вполне
серьезные люди, которых сложно заподозрить в инфантилизме.
Широко распространенными в стране стали Геймер-клубы
(и в нашем городе на март 2002 г. их 33) . Где можно
практически в любое время, включая и ночное, получить
доступ ко всем популярным играм. В большинстве своем
они оборудованы довольно мощными соединенными сетью
мультимедийными компьютерами, что позволяет получить
на выбор в качестве партнера отдельного человека (или
группу подростков) или компьютер. Уже сейчас проводятся
в скрытой и открытой формах соревнования между классами,
школами, и даже городского и областного значения чемпионаты
игры в QUAKE, QUAKE II, QUAKE III и подобные ему.
И все же в нашей стране наиболее популярными остаются
компьютерные игры, где преобладает стратегический аспект.
Наибольшим спросом сейчас пользуются Аллоды, StarCraft,
Герои Меча и Магии III (а также и, недавно вышедший
вариант Герои IV) и их многочисленные аналоги.
К сожалению приходится констатировать, что даже лучшие
игры отечественных разработчиков: "Противостояние",
"Третий Рим", "Властелины царств"
не пользуются ни в России, ни в Мире значительным спросом
и популярностью. Несмотря на то, что сделаны они на
самом современном техническом оборудовании и уровне.
Графика, на которую сейчас обращается особое внимание,
в этих играх находится на довольно высоком уровне. Причин
их не высокой популярности вероятно несколько. Из основных
можно указать сведение жанра стратегии к квесту. Когда
определенный уровень можно пройти только сгруппировав
своих юнитов в строго определенном порядке и месте,
что лишает игру действительно стратегической привлекательности.
А для настоящего квеста такая игра оказывается слишком
запутанной и часто лишенной логики ("Противостояние").
Или стратегия на тему реальных исторических событий,
где действительно историческая последовательность действий
сводятся к возведение строений становится весьма искусственной
("Третий Рим", "Казаки"). В некоторых
случаях это не возможность четко управлять собственными
юнитами в бою, что превращает боевые действия в игре
в лишенную привлекательности свалку ("Третий Рим"
и "Властелины царств"). Все указанные недостатки
могут быть впоследствии ликвидированы или не должны
были возникать изначально. Для этого достаточно было
привлечь, как это зачастую и делается в большинстве
случаев, к участию на этапе в разработки сценария педагогов
и психологов.
Поднятая тема, коллеги, согласитесь весьма актуальна.
Мы, особенно это касается, преподавателей учебного курса
Информатики, можем наблюдать как боязнь компьютеров
с одной стороны, так и чрезмерное увлечение им - с другой.
Если одного ученика сложно посадить за ПК. Другого –
невероятно сложно оторвать от компьютера. Даже когда,
урок закончен, заставить большинство учащихся выключить
компьютер в школах. Большинство из них сидит, что называется
до упора. Конечно, существуют весьма строгие правила
поведения в компьютерном кабинете. Безусловно, есть
СанПиН, и его соблюдение обязательно. Однако не будем
забывать, что это всего лишь, дети. Часть учащихся проводит
невероятно много времени в InterNet(e). Жалобы родителей
на непомерную оплату этого удовольствия подростков мы,
педагоги, получаем достаточно часто. К тому же безжалостная
статистика показывает, что более 80% времени нахождения
в компьютерных сетях, подростки смотрят порнослайды,
фото, соответствующего содержания и т.п. Достаточно
серьёзный аспект привлечения к компьютеру имеют и игры.
Нередко, в настоящее время они создаются таким образом,
что привязывают к себе надолго. В настоящее время многие
компьютерные игры создаются с участием опытных психологов
и педагогов. Конечно, здесь следует разделять компьютерные
игры имеющие серьёзный дидактический аспект и просто
ролевые игрушки и «бегалки»- «стрелялки», как сами подростки
их называют. Обсудить безусловно есть что. В ближайшее
время постараюсь разместить в InterNet(e) выдержки из
своих ранее опубликованных статей. Надеюсь, что они
послужат материалом к обсуждению.