Балонов И.М. - директор
медиацентра МОУ школы 22.
Оценка компьютерной игровой зависимости
Написание этой заметки связано с тем, что "Проблемы
"Подросток-компьютер" продолжают волновать
довольно многих родителей. На мой электронный почтовый
ящик, как впрочем, и на виртуальный форум в Интернет
- газете, периодически поступают запросы. В которых
авторы в различной форме обращаются по сути с одной
просьбой. Её можно свести к следующему: дайте метод
экспресс - диагностики существования компьютерной зависимости
у детей или у взрослых. Как оценить хотя бы и в качественной
форме факт наличия игровой аддитивности. Или, как теперь
её чаще называют -Геймер - аддитивность.
Прежде всего, компьютерная зависимость не может быть
сведена только к игровой. В настоящее время принято
говорить по одной из классификаций о 5, по другой -
о 7 видах компьютерной зависимости. Разобраться в этом
может только специалист и только при непосредственном
контакте с подростком. Согласитесь, это вполне нормальное
явление. Как бы Вы относились к врачу, который ставит
диагнозы по телефону или исключительно на уровне беседы
с родителями? Да при том еще и не рассматривает никакие
результаты анализов. И, вероятно, ещё опаснее - вариант
заочного назначения лечения.
Официально, компьютерная аддитивность была признана
психиатрами с середине девяностых годов XX века. Тогда
же была и введена первичная классификация вариантов
такого рода зависимости. Поскольку введена она была
американскими учёными, в ней в изобилии встречается
терминология позаимствованная из английского языка.
И это, прежде всего, действительно Геймер-аддитивность,
или зависимость от компьютерных игр. Её в свою очередь
можно разделить на варианты On-Line addiction и Off-Line
addiction. Первая из них он-лайн(овая) или сетевая зависимость
связана с навязчивой идеей игр в Интернет, офф-лайновая
зависимость (да простят меня преподаватели английского
языка) предполагает постоянное использование компьютерных
игр без входа в сеть.
Казалось бы какая принципиальная разница идет компьютерная
игра в Интернет(е) или без него? Ответ простой. Различие
очень существенное. И состоит оно, прежде всего, в том,
что сетевая игра всегда предполагает наличие партнеров.
А значит общение, пусть и на другом уровне, и соперничество.
Второй случай (Off-Line addiction) предполагает состязание,
как впрочем и общение, только с компьютером. При этом
последний выступает и в роли игрового партнёра, и в
роли собеседника, и в роли соперника.
И если случаи сетевой игровой зависимости возникают,
чаще всего, при недостаточности реального полноценного
общения. Он чаще бывает у школьников всех возрастов,
у студентов. Реально эта цифра по нашим исследованиям
для учащихся 10-11 классов в настоящее время составляет
8 - 10,8%; для учащихся среднего школьного звена в среднем
3,5 - 6,4%. Причем, цифры эти постепенно изменяются
в сторону увеличения. Первая цифра дана для возрастных
групп по исследованиям 1997 г., вторая по данным на
2002 год.
Варианты не сетевой игровой зависимости более часто
возникают на фоне информационной перегрузки, усталости,
разочарованности в реальном мире, в осознании малого
собственного влияния на события реального мира. Последний
вариант чаще встречается у взрослых, вполне зрелых людей.
Поэтому, рекомендовать какие-либо методы экспресс -
диагностики на самом деле не так просто, как это кажется
внешне. Кроме того, абсолютно точных методов подобного
типа диагностики в настоящее время пожалуй нет. С помощью
существующих можно только оценить является ли проблема
подобного типа для Вас, или вашего ребёнка, актуальной.
В любом случае, требуется обязательная консультация
у специалиста. Чаще всего, для выявления такого рода
аддитивности используются анкеты. Ниже приводится текст
одной из них. Это анкета разработанная нам и успешно
используемая уже на протяжении почти пяти лет.
Анкета
идентификации компьютерной игровой зависимости
(геймер-аддитивность)
Верны ли эти утверждения?
1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто
вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
2. Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного
за компьютерными играми, постоянно хочется играть подольше?
3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или
родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными
играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же
прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если
долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше,
чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности
в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов,
врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение
компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной
игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake,
Cont.Str., St.Trek Voyager и т.п.)
11. Считаю, что именно те, кто не играет в 3D-экшин
и прочие такого рода игры - Ламеры.
12. У Вас дома более 3-х дисков с играми 3D-экшин, которые
вы часто используете.
13. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода
от проблем реальной жизни.
14. Вам приходилось садиться за компьютерную игру чтобы
исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности,
раздраженности) или просто чтобы успокоиться.
Сколько утверждений здесь справедливы для Вас?
Интерпретация результатов:
Если Вы ответили утвердительно более чем на 5 вопросов
- Геймер - аддитивность для Вас свершившийся факт.
Утвердительный ответ на 3 и более вопроса - указывает,
что эта проблема для Вас актуальна.
Если Вами даны 3 и более утвердительных ответа на группу
вопросы 9-14: положение уже довольно серьёзное.
Однако я вынужден повторить, диагноз, поставленный
по анкете не может быть окончательным. Он обязательно
требует уточнения у специалиста. И только специалист
может рекомендовать способы и методы выхода из зависимости
того или иного типа.
Кроме того, следует учесть, что диагностика игровой
зависимости должна обязательно сопровождаться оценкой
Интернет зависимостей. Анкету этого типа я постараюсь
в ближайшее время выставить на форуме Интернет - газеты.
Статью на эту тему для виртуального педагогического
Совета подготовлю несколько позднее.