|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
Полещук О.Б, Пырова С.А. - учителя
информатики и психологии Гимназии"Ювента"
г.Перми
Исследование проблемы возникновения состояния
виртуала у подростков в процессе игры на компьютере
На XXIII областном конкурсе научно-исследовательских
и учебно-исследовательских работ учащихся в секции информатика
было представлено междисциплинарное исследование по
психологии и социальной информатике "Исследование
проблемы возникновения состояния виртуала у подростков
в процессе игры на компьютере". Работа выполнена
учащимися гимназии "Ювента" Денисом Федотовым
и Руткаускайте Марите под руководством преподавателей
Полещук О.Б. и Пыровой С.А. Работа посвящена исследованию
одной из причин развития игровой аддикции у подростков.
Современное общество претерпевает значительные изменения,
связанные с широким применением компьютеров в производстве
и быту. Происходит активное развитие игрового компьютерного
бизнеса. С увеличением числа увлекающихся играми людей
растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов
(зависимых).
Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются
дети и подростки, что обостряет проблемы, связанные
с возникновением у них игровой аддикции.
В современной литературе по психологии выделяется несколько
причин развития игровой аддикции. Игровая аддикция преимущественно
рассматривается как способ ухода от реальных проблем
(личностных проблем, социальных проблем и т.д.).
В процессе проведенного исследования проблемы развития
игровой аддикции у подростков возникла следующая гипотеза:
Причиной возникновения игровой аддикции у подростков
являются необычайные, яркие ощущения, возникающие у
аддиктов во время игры, переживаемые как выход за рамки
обычной жизни. Другими словами аддикты испытывают состояние
виртуала.
Целью данной работы была проверка выдвинутой гипотезы.
В процессе исследования мы пытались:
-
выяснить, испытывают ли подростки
состояние виртуала в процессе игры на компьютере
-
проверить взаимосвязь проявления
признаков аддикции со способностью подростков испытывать
состояние виртула.
Предметом нашего исследования было состояние виртуала.
Современная психология рассматривает виртуал как необычайное
яркое состояние, возникающее спонтанно и воспринимаемое
как объективная реальность. Проявление виртуала характеризуется
наличием 8 признаков (Н. А. Носов "Виртуальная
психология"). Определить. Что человек испытывает
состояние виртуала можно по тому, как человек описывает
собственные ощущения.
Для проверки нашей гипотезы была разработана анкета.
Вопросы анкеты были составлены самостоятельно, основываясь
на признаках состояния виртуала и признаках существования
игровой аддикции.
Для опроса была выбрана группа учащихся, отвечающая
следующим требованиям:
-
возраст 13-17 лет, так как подростки
этого возраста способны достаточно объективно оценить
собственное состояние;
-
анкеты предлагались подросткам, увлекающимся
компьютерными играми.
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-11 классов
4 городских школ (всего 165 человек).
Анализ анкет показал:
- По субъективным ощущениям состояние виртуала
испытывают 9,7 % опрошенных, а состояние аддикции -
18 %, т.е у половины аддиктов зависимость может развивать
не по причине разного рода проблем, а из-за состояния
виртуала.
- 56% испытывающих состояние виртуала признают
существование у них игровой зависимости.
- В группе виртуалов ярче проявляются исследуемые
признаки аддикции:
-
Уровень личной раздражительности
завышен у виртуалов по отношению к остальным группам.
-
62,5 % виртуалов обращаются к игре
для компенсации негативных жизненных переживаний.
-
Свыше 50% предпочитают игру на компьютере
общению со сверстниками.
-
43,7% отмечают появление проблем
социального, семейного, физического функционирования.
Выводы:
· Существует группа подростков, испытывающих состояние
виртуала во время игры в компьютерные игры.
· В группе виртуалов ярче, чем в других группах проявляются
признаки наличия игровой аддикции.
Резюме:
Способность испытывать состояние виртуала в процессе
игры на компьютере может служить причиной развития игровой
аддикции. Следовательно, выдвинутая гипотеза имеет право
на существование.
Данная работа является начальным этапом в исследовании
данной проблемы. Дальнейшая работа может быть направлена
на изучение группы виртуалов: виртуальное "я",
взаимосвязь темперамента и состояния "виртуала"
и т.д.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
Балонов И.М. Компьютерные
игры как элемент массовой культуры
Балонов И.М. Подборка
статей из InterNet по тематике "Проблема Подросток-Компьютер"
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|