ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

От культуры питания к культуре здоровья Программа Совета 

Захарова Вера Анатольевна,

ведущий специалист департамента образования Пермской области

 

От культуры питания к культуре здоровья

Четвертый год в нашей области осваивается Программа Института воз-растной физиологии РАО "Разговор о правильном питании" (авт. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева), рекомендованная Министерст-вом образования Российской Федерации. Количество ее участников растет от 4,5 тыс. (в 1999 г.) до 13 тыс. детей (в 2002 г.)
Учебно-методический комплект по программе "Разговор о правильном питании" (который учителя и дети получают в подарок от фирмы "Нестле Фуд") включает в себя тетрадь для учащихся, методическое пособие для учите-ля, буклет для родителей, два плаката. Цель программы - формирование у старших дошкольников и младших школьников представлений о необходимо-сти здорового питания как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
Положительной чертой программы является сочетание научности содер-жания и доступности изложения. Для ознакомления детей использованы научно обоснованные (с точки зрения медицины, физиологии) данные о здоровом пи-тании. Это позволяет создать основу для самостоятельной ориентации ребенка в разноречивой информации о продуктах питания, поступающей из СМИ, бы-тующей в житейских представлениях, распространяющейся "народными цели-телями". В тетрадях для детей и пособии для учителя содержатся сведения о полезных качествах продуктов, о гигиене питания. Материал изложен в инте-ресной для ребенка форме. Ребенок не имеет опыта "нездоровья", поэтому не-обходимо мотивировать его познание в данной области. Занятие начинается с осмысления ситуации, произошедшей с героями. Это типичные ситуации из жизни детей 6-10 лет, что позволяет организовать целеполагание и построить рассуждение, опираясь на опыт детей. Вводимые в сценки реплики героев-взрослых (врача и др.) и комментарии учителя способствуют обогащению представлений детей о научных основах питания.
Важная составляющая комплекта - рефлексивные задания (ведение днев-ников питания и соблюдения правил гигиены, выбор полезных и любимых про-дуктов и др.), которые помогают ребенку осмыслить личный опыт с позиции усвоенных представлений. Для привлечения внимания детей к рассматривае-мой проблеме используются не только учебные формы, но и организация игро-вой деятельности (разыгрывание сценок, ролевая игра, соревнования, настоль-ные игры).
Методическое обеспечение программы дает учителю информацию двоя-кого рода: из области медицины и физиологии, чтобы грамотно отобрать со-держание занятия и комментировать высказывания учащихся, и методические материалы (игры, сценарии, загадки, способы проверки знаний и т.п.). В реко-мендациях приведены рецепты полезных и простых в изготовлении блюд, по-могающих разнообразить детское питание.
Программа содержит в себе материал, позволяющий не только убедить ребенка в необходимости здорового питания и соблюдении гигиены, но и по-мочь ему осмыслить свой опыт в этой сфере, создать основу для самостоятель-ного выбора продуктов питания, закрепить полезные навыки. С педагогической точки зрения программа ценна тем, что привлекает к взаимодействию семью и школу. Комплект отличает новизна подхода к проблеме формирования основ здорового образа жизни учеников начальной школы. Указанная программа ус-пешно реализуется учителями нашей области уже три года. Педагоги с нетер-пение ждали ее продолжения.
Авторский коллектив оправдал ожидания педагогов и благодаря помощи компании "Нестле" в конце 2002-2003 учебного года для апробации в наши школы будет предложена 2 часть программы.
Рабочая тетрадь для учеников 3-4 класса "Две недели в лагере здоровья" (авт. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева) предназначена для про-должения курса "Разговор о правильном питании". Пособие для учащихся включает 14 тем занятий, которые также могут быть проведены как самостоя-тельный курс, на занятиях в группах продленного дня, на классных часах или интегрироваться в содержание различных предметов начального общего обра-зования (Окружающий мир, Природоведение, Трудовое обучение и т.д.). Пре-доставление учителю свободы в выборе формы реализации программы мы счи-таем удачной находкой авторов пособия, соответствующей условиям совре-менного вариативного образования.
Содержание программы выстроено на основе принципа преемственности с содержанием курса 1-2 класса и включает элементарные знания из области медицины, физиологии, ботаники, кулинарии являющиеся достаточными и не-обходимыми для осознания ребенком основ здорового питания: об особенно-стях рациона в разные времена года, о пользе молочных и молочнокислых, йод-содержащих продуктов, съедобных грибах и растениях, о блюдах, которые ре-бенок может сам приготовить из молока и овощей, об особенностях питания в ситуации интеллектуального и физического напряжения (занятий спортом). Из-лагаемые знания имеют прикладную направленность.
В содержание курса включены необходимые сведения из области гигие-ны и техники безопасности (о правилах безопасного приготовления пищи), эти-кета (как правильно накрыть стол, как вести себя за столом). Пособие способст-вует расширению социального кругозора детей - знания о профессиях, связан-ных с производством продуктов питания и с приготовлением пищи, сведения о пищевых предпочтениях жителей различных регионов России, способствует нравственному воспитанию (ценностное отношение к хлебу, к труду).
Преемственность наблюдается и в формах подачи материала -диалоговая форма. Высказывания персонажей - детей и взрослых - позволяют выдержать гармоничное соотношение различных аргументов в пользу правильного пита-ния: научное обоснование употребления продуктов, вкусовые предпочтения, положительное эмоциональное отношение. Это способствует реализации принципа доступности изложения материала.
Иллюстрации в тетради реалистичны, помогают формировать эстетиче-ский вкус детей и способствуют наглядному представлению материала. Пред-лагаемые схемы ("пищевые тарелки") в доступной форме отражают суть мате-риала.
Разнообразны задания после каждой темы, носящие репродуктивный и творческий характер. Достаточное количество заданий, направленных на уста-новление причинно-следственных связей, классификацию, на поиск ошибок, конкретизирующих изученный материал, привлекающих исторические сведе-ния. Имеются практические (лабораторные) задания, вызывающие интерес у детей 9-10 лет. Кроссворды с рисунками, которые могут служить в качестве определителя растений. В процессе выполнения заданий дети выполняют запи-си, раскрашивают. Учащихся привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время урока, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям. Ведение своеобразного дневника на страницах тетради (меню каждого дня) помогает смыслить индивидуальный опыт органи-зации питания.
Третий год проводится областной этап всероссийского конкурса методических разработок на лучшую реализацию программы, второй год - областной этап конкурса детских работ на тему правильного питания. В 2001-2002 учебном году на конкурс представлено 29 работ учителей и 15 дет-ских работ из городов Березники, Губаха, Чернушка, Чусовой, Куединского, Кишертского, Добрянского, Частинского, Оханского районов, Мотовилихин-ского района г. Перми. Победителями конкурса методических разрабо-ток в 2002 г. стали Светлана Федоровна Кукевич - директор Начальной школы - детского сада №8 г. Добрянка, Людмила Викторовна Вахонина - вос-питатель детского сада № 34 г. Березники, Светлана Николаевна Бабурина - учитель Средней общеобразовательной школы № 2 г. Добрянка. Победители конкурса детских работ в 2002 г.: 2 "Б" класс Начальной общеобразовательной школы №18 г. Березники, Детский сад № 84 г. Березни-ки,1 "А" класс Средней общеобразовательной школы №1 г. Добрянка. Победи-телям вручены благодарственные письма Министерства образования Россий-ской Федерации, дипломы и призы департамента образования, подарки от фир-мы "Нестле Фуд", главным из которых стала поездка на Межрегиональную конференцию "Воспитываем здоровое поколение" в г. Москву.
О положительных результатах реализации программы свидетельствует увеличение количества учителей и учеников-участников программы, позитив-ные отзывы родителей и общественности, интерес, который переносится с уз-кой проблемы здорового питания на проблемы здорового образа жизни в це-лом, увлеченность детей, увеличение количества и повышение качества работ, представленных на конкурс. Учителя школы № 90 г. Перми обобщили трехлет-ний опыт и издали собственные методические разработки по программе. Сви-детельством повышения интереса к программе и представленному в ней подхо-ду к вопросам здоровьесбережения является и то, что кафедра начального обу-чения ПОИПКРО получает много заявок на посещение открытых занятий по программе.
На базе проекта "Разговор о правильном питании" Институт возрастной физиологии РАО, Министерство образования Российской Федерации планиру-ют учредить ассоциацию "Воспитываем здоровое поколение", объединяющую организации и лиц, в задачи которых входит формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у детей и подростков.


Авторский семинар для участников программы состоится 18 сен-тября 2002 г. в средней общеобразовательной школе № 127 г. Перми, 19 сентября в г. Березники. Заявки на участие в семинаре по тел. 90-14-38 За-харова В.А.



написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ
Гончаров Владимир Федорович metodica@online.ru

Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова, созданный на базе "Научной лаборатории обучения по системе Л. В. Занкова", которая была учреждена в 1998 году решением Президиума Российской Академии образования, научный руководитель лаборатории, действительный член Российской академии образования Шадриков В.Д., предполагает бесплатно обеспечивать школы России методическими материалами, консультациями и дистанционным обучением по разрабатываемым учебникам, сообщать о новых разработках в области учебной литературы. Обращаемся к Вам с просьбой помочь найти электронные адреса школ, которые заинтересованы в получении бесплатной методической помощи. Мы будем рассылать информацию только с разрешения руководства этих школ

metodica@online.ru С уважением Заместитель директора Гончаров Владимир Федорович

Авторский семинар для участников программы состоится 18 сен-тября 2002 г. в средней общеобразовательной школе № 127 г. Перми, 19 сентября в г. Березники. Заявки на участие в семинаре по тел. 90-14-38 За-харова В.А.

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ
  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru