ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован МОУ
школой №22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Старикова Е.Ю.
Работа МО преподавателей истории и обществознания по внедрению технологии
билингвального обучения и развития учащихся
Экспериментальный проект школы определил и направления работы школьных историков.
Частью реализации учебных задач педагогического коллектива стала работа по созданию
модели исторического образования. Модель исторического образования составлена
на основе:
1."Обязательного минимума исторического образования" (N2,N9, с.4);
2.нализа существующих программ по Всемирной и Отечественной истории, опубликованных
Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ (4, 5,
6, 7, 8);
3.современных подходов и задач в преподавании истории (11,с.16).
4.адаптация школьных программ с учетом специфики школы (13, с.175).
Модель представляет собой целостную систему знаний по предмету, с едиными подходами
в преподавании, общими требованиями к знаниям и умениям учащихся. Для каждого
класса прилагается Тематическое планирование, 2 проверочных теста, словарь терминов.
Концептуальной основой программ является цивилизационный, культурологический и
интегративный подход (14, с.151)
Акцент делается на выделении особенностей исторического развития России и ведущих
мировых держав в общей системе мировых цивилизаций. Отечественная и всемирная
история представляется как единый и целостный исторический процесс.
Такое направление работы историков стало возможным только в рамках экспериментального
проекта билингвального образования и развития.
В модели исторического образования осуществляется принцип интеграции. Во-первых,
это интеграция исторических знаний (по историческим дисциплинам - краеведению
и истории России, Всемирной истории) осуществляется при изучении каждого исторического
периода и на всех ступенях образования учащихся, например:
3 класс - Пропедевтический курс. Генеалогия. История моей семьи. Tема "Удивительный
мир истории".
6 класс - курс Средние века. Археологические памятники. Тема "Средние века". Лента
времени. Исторические источники периода.
9 класс Новая история. Россия в первой мировой войне Тема "Первая мировая вой
(основные военные сражения на Восточном фронте. Основные военные действия на фронтах."
Экспериментальный проект билингвального образования и развития расширил понятие
интеграции. Интеграция - это не только интегрирование знаний в рамках своего предмета,
но и осуществление интегральной связи с другими школьными предметами.
Соответственно, во-вторых, модель исторического образования дает возможность осуществить
взаимодействие с близкими истории дисциплинами: право, политология, социология,
философия, экономика, география.
Проблемы и особенности современного развития стран и регионов требуют от учащихся
обобщенных знаний по этим школьным предметам, Целый комплекс политических и социально-экономических
понятий и явлений включается особенно при изучении истории XX в., а именно при
рассмотрении вопросов, связанных с рабочим движением в странах мира, условия и
основные характеристики традиционных командных и рыночных экономик, особенности
современного капитализма и государственного регулирования экономики в обществе
- это программы полномасштабных социально-экономических преобразований Д.Кейнса,
Ф.Рузвельта, М.Тетчер, Р.Рейгана и других.
В-третьих, интегративная связь истории осуществляется и с родным русским языком
и русской литературой.
На уроках русского языка в словарный диктант включаются исторические понятия,
такие как: цивилизация, национализм, сепаратизм, неоконсерватизм, деколонизация,
двоевластие, коллективизация и др. Этим достигается не только свободное владение
терминологией, но и грамотность письменной речи учащихся.
В ходе изучения литературы есть художественные темы и образы, напрямую связанные
с историей нашей страны и других стран - художественные особенности былин, народного
эпоса и мифов.
А знакомство с художественным творчеством писателей, таких как Пушкин и Гоголь,
Толстой и Достоевский и т.д. помогает эстетическому и нравственному воспитанию
учащихся, художественно-образному восприятию и представлению изучаемых исторических
событий.
В-четвертых, интеграция знаний по несмежным с историей предметам вопросы научных
знаний, соотнесение теории и практики;
формирование научных школ и научной терминологии; история научных открытий (революция
в естествознании и появление новых наук в к. XX века); учащиеся выбирают из сведений,
полученных при изучении предметов естественно-математического цикла: химии, биологии,
физики, математики.
В-пятых, связь истории и иностранных языков. Использование аутентичной литературы
(учебные и художественные тексты на иностранных языках) позволяют учащимся не
только применять знания иностранных языков, но и учат составлять объективную историческую
картину.
Обязательным условием при сдаче экзамена по истории по темам, связанным с историей
Франции, Англии является использование аутентичной литературы, анализ точек зрение
европейских авторов по данной проблеме.
Работа в экспериментальном режиме обусловила единство учебно-воспитательных целей,
системный подход к преподаванию всех школьных предметов, дала общее направление
в творческих педагогических поисках. Результатом такого поиска и совместной работы
учителей истории и французского языка стало:
- составление русско-французского словаря исторических терминов и реалий с 3 по
11 класс по всем историческим курсам;
количество основных терминов и реалий в среднем составляет 30-35 лексических единиц;
- в этом учебном году идет работа по внедрению словаря в учебный процесс, отбор
эффективных приемов использования русско-французской терминологии на уроках истории;
- на первоначальном этапе работы в курсах истории с 3 по 11 класс были выделены
типы для внедрения языкового компонента. Осуществлялся подбор исторических текстов
с обязательным учетом возрастно-психологических особенностей учащихся, их степени
усвоения французской лексики.
Сейчас наша задача ставится шире: сделать так, чтобы на каждом уроке истории стало
возможным использование аутентичной литературы. С одной стороны - это знакомство
с разными точками зрения и новыми историческими источниками, улучшит качество
образования, позволит сделать объективную оценку историческим личностям и событиям,
а с другой стороны - сделает возможным более широкое использование иностранных
языков на уроках истории.
Однако степень внедрения иностранных языков должна быть различной в зависимости
от возрастных особенностей учащихся, от сложности и содержания изучаемых тем.
Естественно, более объемным и значимым применением иностранного языка будет на
уроках, где изучаются темы, связанные с историей Франции и Англии.
Например:
6 класс. Курс Средневековье в теме Столетняя война - Жанна д'Арк - национальная
героиня Франции.
8 класс. Курс Новая история. Наполеоновские войны (1799-1815 г.г.). Это будет
тема "Наполеон в Росси и Отечественная война 1812 года. Сопоставление русской
и французской истории."
10 класс. Новейшая история. Культура на рубеже веков XIX-XX вв. Новые направления
в искусстве к.XIX - н.XX в.
- Декаданс и la belle epoque;
- Дягилев и русские сезоны в Париже
- для отслеживания результатов работы в экспериментальном режиме составлены первые
карточки, содержательные рефлексии по истории для учащихся 3-11 кл.;
- для анализа эффективной организации учебного процесса и содержания изучаемого
предмета, истории, составлены анкеты для учащихся 3-11 кл.
Изменились и формы организации учебного процесса. Приоритетной становится групповая
форма работы. Каждый ученик может попробовать себя в роли консультанта и организатора,
а также исполнителя конкретно поставленной задачи, научиться приемам коллективной
работы, выработки общего решения и аргументированного ответа, навыкам групповой
рефлексии и саморефлексии.
Эксперимент по осуществлению билингвального развития и билингвального образования,
интегрированный подход в обучении способствует:
- повышению интереса к школьным дисциплинам, в частности, и к предмету истории,
формированию нравственных ценностей и политической убежденности;
- активизации учебной деятельности учащихся на уроках, развитию их творческой
способностей, навыков коллективной работы, развитию критического исторического
мышления через постановку проблемных и нетрадиционных задач;
- применению иностранных языков не только как средства коммуникативного общения,
но и как способа обучения, эффективного средства получения новой информации.
- всестороннее развитие и образование в рамках проекта по билингвизму позволяет
нашим учащимся поступать и успешно обучаться на исторических и общественных факультетах
городов: Перми, Санкт-Петербурга, Москвы, а также облегчает обучение по международному
бакалавриату в странах Европы.
- знакомство с разными точками зрения по основным историческим проблемам современной
истории порождает у учащихся стремление углубить и расширить свои знания, выбрав
тему для научного изучения - это приводит к широкому участию школьников в НОУ
по историческим, общественным, правоведческим направлениям как на родном, так
и на иностранных языках.