ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован МОУ
школой №22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Капочкина А.Г. -
завуч школы №22
Статус родного языка в билингвальной школе
Внедрение билингвизма в российскую образовательную школу, как указано в работе
А.Л.Яковлевой, начинается не с введения иностранных языков, а с перестройки сознания
всего педагогического коллектива и в первую очередь учителей русского языка с
1 по 11 классы.
На этом этапе задачи завуча, курирующего преподавание русского языка
- 1)разъяснить учителям, что билингвизм - это технология, позволяющая создать
в российской школе единое полиязычное лингвистическое пространство, необходимое
для развития языковой компетенции учащегося, независимо от профессионального выбора;
2)разработать концепцию "Статус русского языка в билингвальной школе" (в нашем
случае это родного языка), которая закрепляет приоритетность русского языка как
основы билингвального образования и определит основные направления экспериментальной
работы.
На этом этапе экспериментальной работы, как показывает опыт, следует обратить
внимание на следующие моменты:
- принцип единства руководства; оптимальный вариант, на наш взгляд, - это завуч,
курирующий преподавание русского языка с 1 по 11 класс. Если на разных ступенях
или тем более параллелях разные завучи, то непременным условием результативности
должна стать их полная консолидация;
- психологическое восприятие, изучение и апробирование новых идей и методик -
процесс длительный и трудный. Крайне важно со стороны завуча не только обозначить
проблему билингвального образования, но и создать условия, ситуацию успеха, поощрения
учителя. Как никогда становится важной индивидуальная работа завуча с учителем,
вплоть до совместной разработки планов и конспектов уроков, тщательный анализ
посещенных уроков. Атмосфера сотворчества поможет преодолеть трудности и усилит
ощущение успеха учителя, на этом этапе экспериментальной работы завуч оказывается
в роли и руководителя, и идейного вдохновителя, и консультанта, и контролера,
отслеживающего ход эксперимента, а значит, и ответственного за его внедрение.
- конечно, все это дополнительные непростые нагрузки на традиционные обязанности
завуча. К тому же он не застрахован от ошибок. Но не надо этого бояться. Здесь
крайне важен психологический настрой. Систематическое отслеживание экспериментальной
работы приведет к раннему выявлению ошибок.
Например, мы первоначально увлеклись идеей внедрения вместо русского языка и литературы
"Русской словесности" и начали эту экспериментальную работу с I класса. Но, изучив
эту проблему глубже, отказались от интегрированного курса, который, как правило,
вводится в учебных заведениях гуманитарного направления в качестве дополнительного.
Предпочли же интегративный подход в обучении традиционным предметам как наиболее
эффективный. Это привело к корректировке концепции "Статус русского языка", и
в процессе работы выявилась группа учителей, активно включившихся в эксперимент.
- процесс внедрения билингвального образования охватывает в разной степени всех
без исключения учителей, но формы участия учителей в этом процессе будут разными
в зависимости от научно-методического уровня каждого учителя и его отношения к
данной проблеме.
Отсюда вытекают основные задачи в работе завуча с коллективом учителей словесников
с 1 по 11 класс через МО:
- повышение общего научно-теоретического и методического уровня и апробирование
вопросов билингвального образования через лекции специалистов, изучение специальной
литературы и через Интернет, семинары, педсоветы, курсы, аттестацию, работу в
творческих группах по параллелям, по проблемам, через контроль за качеством проверки
письменных работ, за соблюдением единого подхода к оценке знаний учащихся, через
посещение и анализ уроков, индивидуальные собеседования.
Мы убеждены, что в процессе внедрения билингвального образования особого внимания
требует начальная школа: именно здесь должен быть заложен фундамент билингвистического
развития и билингвального образования, основа языковой компетенции и навыков коммуникативности.
Участие в экспериментальной работе, безусловно, способствует повышению профессионального
уровня учителей. Мы считаем, что наша начальная школа на данном этапе развития
действительно стала базой для внедрения билингвального образования.
На сегодняшний день в нашей начальной школе 4 учителя высшей категории, 5 учителей
- I категории. Эти категории получены в процессе экспериментальной работы. Три
учителя имеют второе образование (психолог), один учитель защитил диссертацию,
один учитель работает над диссертацией, один учитель учится в педагогическом университете,
два учителя - второй категории.
Методические темы, над которыми работали учителя-словесники с 1 по 11 класс:
- Статус родного языка в билингвальной школе.
- Целенаправленное речевое воздействие учителя как коммуникативного лидера на
уроке.
- Технология интегрирования.
- Развивающий потенциал уроков чтения в начальной школе. Содержание и структура
уроков русского языка в условиях глобальной общеевропейской интеграции.
Вторая задача - это Определение основных направлений интегративного подхода в
обучении русскому языку по традиционным учебным программам:
- интегрирование материала внутри предмета;
- интегрирование русского языка и чтения (литературы в среднем и старшем звене),
искусства;
- интегрирование русского языка с гуманитарными предметами;
- интегрирование русского языка с негуманитарными предметами.
Каждый учитель-словесник изучает, внедряя в свою практику эти направления, выбрав,
однако, для более глубокого освоения одно из них. Так, учитель Земцова Г.Ф. 3
года изучала и апробировала интегративный метод обучения русскому языку и чтению
как средство развития творческого потенциала младших школьников, на основании
чего учитель пишет диссертацию по теме "Интеграция как средство развития младших
школьников".
В ходе исследования проблемы отслеживалась динамика развития у младших школьников
собственно-потенциальной, мотивационной, когнитивной составляющей творческого
потенциала. Показатели на завершающем этапе исследования (3 класс) свидетельствуют
о существенных различиях показателей слуховой и зрительной памяти, коэффициента
умственной способности, оригинальности, познавательных потребностей, развития
речи, скорости чтения.
Дальнейшее отслеживание в период адаптации в 5 классе ведет завуч в традиционной
форме - качество успеваемости в контрольном и экспериментальном классе. Оба эти
класса сейчас ведет один учитель. Обратите внимание на эту деталь, крайне важную
для отслеживания.
Комментарий: разные виды учебной деятельности, с которыми успешно справились 5-классники
в адаптационный период.
Таким образом, мы делаем вывод, что интегративный подход в обучении русскому языку
и чтению эффективно влияет на развитие творческого потенциала младших школьников,
способствуя созданию ситуации успеха.
Учитель начальных классов Загородских Н.П. внедряет интегративный подход в обучении
русскому языку, чтению, изобразительному искусству, включая компоненты музыкального
искусства и этического воспитания. Материалы курсов в г.Обнинске она дополнила
обширной литературой по технологии интегрирования отечественных и зарубежных авторов
через Интернет и, обобщив информацию, выступила с ней в прошлом учебном году на
открытом педсовете для руководителей школ города.
Сейчас, получив I класс, Загородских Н.П. разрабатывает систему интегрированных
уроков в учебном процессе по программе 1-4. Интерес к интегративному подходу в
обучении не случаен: он помогает нам решать сложнейшие проблемы в связи с интенсификацией
учебного процесса в условиях внедрения полилигвизма в рамках количества часов
учебного плана традиционных общеобразовательных школ эта проблема уже обозначена
в работе директора школы О.В.Бушуевой. Компетентность комуникативно-речевой компетенции
учащихся над другими компонентами языкового образования и интегративный подход
в обучении русскому языку заложен в программах 1-4, в разной, конечно, степени,
и в этом их существенное отличие от программ 1-3, где лишь декларативно обозначен
раздел "Развитие речи".
Так, в пояснительной записке к программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной,
которая является составной частью Образовательной программы "Школа 2100" читаем:
"Цели обучения русскому языку - развитие и совершенствование всех видов речевой
деятельности, формирование лингвистической компетенции";
к программе Т.Г.Рамзаевой:"Задачи обучения школьников родному языку определяются
прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека,
являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.., Языковое
образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача, которую
можно решать тoлько на межпредметной основе... Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство,
что для школьников родной язык - это не только предмет изучения, но и средство
обучения другим дисциплинам.." (стр.77).
Очень привлекательны программы Л.Ф. Климановой на коммуникативно-познавательной
основе и Л.Я.Желтовской и А.Ю.Купаловой - коммуникативно ориентированный курс
русского языка. Это еще раз подчеркивает своевременность нашего семинара. Сопряжение
программ в режиме билингвизма - это интегрирование по содержанию всех тем по всем
классам в соответствии с принципом временной последовательности: изучение материала
по русскому языку должно предвосхищать изучение на иностранных языках.
Вот почему, например, тему "Диалог" необходимо спустить в начальную школу, где
изучение иностранного языка опирается главным образом на диалоговую речь.
II этап сопряжения программ, наиболее длительный и трудоемкий, - это раздел по
развитию речи. Нами разработана и апробирована система работы в начальной школе
по обучению изложению, предполагающая навыки структурирования текста-описания,
текста-повествования, комбинированного текста, знакомство с текстом-рассуждением.
В этой системе работы мы предвосхитили то, что частично нашло отражение в программе
Рамзаевой (сб.программ 1-4).
"Интегративный подход к обучению младших школьников изложению, где обучающие,
тренировочные, проверочные работы - прерогатива каждого учителя. Контрольные работы
- единые." Тема экспериментальной работы Даниловой В.С., руководителя МО учителей
начальных классов.
Следующий этап - это разработка и апробирование системы работы по обучению сочинению
в начальной школе и на основе принципа преемственности - в 5-9 классах (структурирование
текста-рассуждения, стили речи, сочинения и изложения в соответствии со стилем
речи). Корректировка тематического планирования на основе интеграции.
Эта комплексная программа должна стать основой создания единого учебного пространства
в школе, реализацией интегрированного подхода к Единым требованиям.
Покажу это на примере. На одном из практических семинаров по билингвизму возник
спор учителя русского языка с учителем французского языка, правомочно ли включение
в сочинение "Моя кукла (или любая игрушка)" рассказа о том, как эта кукла (игрушка)
появилась. Один учитель считал "правомочно" и ставил за такое сочинение "5" за
содержание. Второй учитель считал эту часть работы ошибкой по содержанию и за
работу ставил "3".
Это пример отсутствия интегративного подхода и к содержанию учебного навыка, и
к единым требованиям в оценке работы учащихся.
Речевая компетенция учителя в данном случае заключается в разведении 2-х видов
текста, возможных в раскрытии темы "Моя кукла":
1 - текст-описание, в котором повествование о том, где, когда, кем приобретена
кукла - ошибка по содержанию;
II -комбинированный текст, в котором две подтемы: как появилась кукла, текст-повествование,
и какова кукла - текст-описание. Научить этому учащихся - это уже процессуальная,
т.е. методическая компетенция учителя. И только при интегрированном подходе к
обучению речевой компетенции учащихся всех учителей школы можно создать единое
учебное пространство, где на каждом уроке, по любому предмету, будут закрепляться,
углубляться навыки речевой компетенции учащихся, а учителя не будут в роли известных
Лебедя, Рака и Щуки.
Только в этих условиях возможен единый подход к оценке знаний и умений учащихся,
который является непростой проблемой в учительской практике. В начальной школе
мы делаем так. После проведения плановой контрольной работы по развитию речи мы
проводим практический семинар учителей по параллелям, на котором разбираем ошибки
по содержанию, речевые и грамматические, обучаясь их дифференциации.
Роль завуча на этих семинарах - консультант. Предварительно все работы перепроверяются
завучем, он имеет совершенно конкретную картину затруднений каждого учителя в
дифференциации ошибок и готов ответить на любой вопрос учителя. На наш взгляд,
эти семинары - школа для учителя, возможность подготовить учащихся начальной школы
к переходу в среднее звено, обеспечив преемственность. (Обратите внимание на то,
какое содержание вкладывается в содержание преемственности: мы поднимаем уровень
начальной школы к уровню средней школы.)
Мы убеждены, что эта система работы по развитию речи подготовит большое количество
наших учащихся к исследовательской работе на III-й ступени образования, в профильных
классах, когда они проявляют навыки речевой компетенции в кружках НОУ, при защите
рефератов, на экзаменах, докладов на кружках, школах юных, на олимпиадах разных
уровней, в международных проектах уже в соответствии с выбором профессии.
Апробирование методики работы с текстом любого вида по единому алгоритму наблюдается
у всех учителей русского языка и литературы (чтения), конечно, в разной степени
и на разном уровне. Этот алгоритм мы откорректировали для работы с художественным
текстом в соответствии со спецификой этого текста. Работа одобрена и взята для
внедрения в практику обучения учителей в педагогическом университете на семинаре
"Комплексный анализ связного текста".
Эта проблема требует специального рассмотрения. Поэтому сегодня я ее только обозначу
в рамках темы семинара. Учителя-словесники, работающие в 5-11-х классах (Васильева
Е.А., Бородина Л.Н., Шардина Г.К., Сергеева С.В., Захарова Т.В.) овладели методикой
комплексного анализа текста, и 2 года учащиеся IX класса сдают экзамен по выбору,
кроме тестирования, и в этой форме.
Проделанная работа изменила функции учителя. Жизнь не стоит на месте. Она требует
и от педагога овладения новыми профессиональными навыками. Мы представили функции
учителя в сравнительной схеме: традиционные и современные. По этой схеме мы договорились
строить самоанализ учителя, анализ его профессионализма на всех уровнях: от индивидуальной
беседы завуча с учителем до аттестации на высшую категорию.
Сердцевиной профессионализма учителя является организация содержательной и процессуальной
сторон образования.