ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

ФОРУМ Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой №22 г. Перми) Программа Совета 
Капочкина А.Г. -завуч школы №22
Статус родного языка в билингвальной школе

Внедрение билингвизма в российскую образовательную школу, как указано в работе А.Л.Яковлевой, начинается не с введения иностранных языков, а с перестройки сознания всего педагогического коллектива и в первую очередь учителей русского языка с 1 по 11 классы.
На этом этапе задачи завуча, курирующего преподавание русского языка
- 1)разъяснить учителям, что билингвизм - это технология, позволяющая создать в российской школе единое полиязычное лингвистическое пространство, необходимое для развития языковой компетенции учащегося, независимо от профессионального выбора;
2)разработать концепцию "Статус русского языка в билингвальной школе" (в нашем случае это родного языка), которая закрепляет приоритетность русского языка как основы билингвального образования и определит основные направления экспериментальной работы.
На этом этапе экспериментальной работы, как показывает опыт, следует обратить внимание на следующие моменты:
- принцип единства руководства; оптимальный вариант, на наш взгляд, - это завуч, курирующий преподавание русского языка с 1 по 11 класс. Если на разных ступенях или тем более параллелях разные завучи, то непременным условием результативности должна стать их полная консолидация;
- психологическое восприятие, изучение и апробирование новых идей и методик - процесс длительный и трудный. Крайне важно со стороны завуча не только обозначить проблему билингвального образования, но и создать условия, ситуацию успеха, поощрения учителя. Как никогда становится важной индивидуальная работа завуча с учителем, вплоть до совместной разработки планов и конспектов уроков, тщательный анализ посещенных уроков. Атмосфера сотворчества поможет преодолеть трудности и усилит ощущение успеха учителя, на этом этапе экспериментальной работы завуч оказывается в роли и руководителя, и идейного вдохновителя, и консультанта, и контролера, отслеживающего ход эксперимента, а значит, и ответственного за его внедрение.
- конечно, все это дополнительные непростые нагрузки на традиционные обязанности завуча. К тому же он не застрахован от ошибок. Но не надо этого бояться. Здесь крайне важен психологический настрой. Систематическое отслеживание экспериментальной работы приведет к раннему выявлению ошибок.
Например, мы первоначально увлеклись идеей внедрения вместо русского языка и литературы "Русской словесности" и начали эту экспериментальную работу с I класса. Но, изучив эту проблему глубже, отказались от интегрированного курса, который, как правило, вводится в учебных заведениях гуманитарного направления в качестве дополнительного. Предпочли же интегративный подход в обучении традиционным предметам как наиболее эффективный. Это привело к корректировке концепции "Статус русского языка", и в процессе работы выявилась группа учителей, активно включившихся в эксперимент.
- процесс внедрения билингвального образования охватывает в разной степени всех без исключения учителей, но формы участия учителей в этом процессе будут разными в зависимости от научно-методического уровня каждого учителя и его отношения к данной проблеме.
Отсюда вытекают основные задачи в работе завуча с коллективом учителей словесников с 1 по 11 класс через МО:
- повышение общего научно-теоретического и методического уровня и апробирование вопросов билингвального образования через лекции специалистов, изучение специальной литературы и через Интернет, семинары, педсоветы, курсы, аттестацию, работу в творческих группах по параллелям, по проблемам, через контроль за качеством проверки письменных работ, за соблюдением единого подхода к оценке знаний учащихся, через посещение и анализ уроков, индивидуальные собеседования.
Мы убеждены, что в процессе внедрения билингвального образования особого внимания требует начальная школа: именно здесь должен быть заложен фундамент билингвистического развития и билингвального образования, основа языковой компетенции и навыков коммуникативности.
Участие в экспериментальной работе, безусловно, способствует повышению профессионального уровня учителей. Мы считаем, что наша начальная школа на данном этапе развития действительно стала базой для внедрения билингвального образования.
На сегодняшний день в нашей начальной школе 4 учителя высшей категории, 5 учителей - I категории. Эти категории получены в процессе экспериментальной работы. Три учителя имеют второе образование (психолог), один учитель защитил диссертацию, один учитель работает над диссертацией, один учитель учится в педагогическом университете, два учителя - второй категории.
Методические темы, над которыми работали учителя-словесники с 1 по 11 класс:
- Статус родного языка в билингвальной школе.
- Целенаправленное речевое воздействие учителя как коммуникативного лидера на уроке.
- Технология интегрирования.
- Развивающий потенциал уроков чтения в начальной школе. Содержание и структура уроков русского языка в условиях глобальной общеевропейской интеграции.
Вторая задача - это Определение основных направлений интегративного подхода в обучении русскому языку по традиционным учебным программам:
- интегрирование материала внутри предмета;
- интегрирование русского языка и чтения (литературы в среднем и старшем звене), искусства;
- интегрирование русского языка с гуманитарными предметами;
- интегрирование русского языка с негуманитарными предметами.
Каждый учитель-словесник изучает, внедряя в свою практику эти направления, выбрав, однако, для более глубокого освоения одно из них. Так, учитель Земцова Г.Ф. 3 года изучала и апробировала интегративный метод обучения русскому языку и чтению как средство развития творческого потенциала младших школьников, на основании чего учитель пишет диссертацию по теме "Интеграция как средство развития младших школьников".
В ходе исследования проблемы отслеживалась динамика развития у младших школьников собственно-потенциальной, мотивационной, когнитивной составляющей творческого потенциала. Показатели на завершающем этапе исследования (3 класс) свидетельствуют о существенных различиях показателей слуховой и зрительной памяти, коэффициента умственной способности, оригинальности, познавательных потребностей, развития речи, скорости чтения.
Дальнейшее отслеживание в период адаптации в 5 классе ведет завуч в традиционной форме - качество успеваемости в контрольном и экспериментальном классе. Оба эти класса сейчас ведет один учитель. Обратите внимание на эту деталь, крайне важную для отслеживания.
Комментарий: разные виды учебной деятельности, с которыми успешно справились 5-классники в адаптационный период.
Таким образом, мы делаем вывод, что интегративный подход в обучении русскому языку и чтению эффективно влияет на развитие творческого потенциала младших школьников, способствуя созданию ситуации успеха.
Учитель начальных классов Загородских Н.П. внедряет интегративный подход в обучении русскому языку, чтению, изобразительному искусству, включая компоненты музыкального искусства и этического воспитания. Материалы курсов в г.Обнинске она дополнила обширной литературой по технологии интегрирования отечественных и зарубежных авторов через Интернет и, обобщив информацию, выступила с ней в прошлом учебном году на открытом педсовете для руководителей школ города.
Сейчас, получив I класс, Загородских Н.П. разрабатывает систему интегрированных уроков в учебном процессе по программе 1-4. Интерес к интегративному подходу в обучении не случаен: он помогает нам решать сложнейшие проблемы в связи с интенсификацией учебного процесса в условиях внедрения полилигвизма в рамках количества часов учебного плана традиционных общеобразовательных школ эта проблема уже обозначена в работе директора школы О.В.Бушуевой. Компетентность комуникативно-речевой компетенции учащихся над другими компонентами языкового образования и интегративный подход в обучении русскому языку заложен в программах 1-4, в разной, конечно, степени, и в этом их существенное отличие от программ 1-3, где лишь декларативно обозначен раздел "Развитие речи".
Так, в пояснительной записке к программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, которая является составной частью Образовательной программы "Школа 2100" читаем: "Цели обучения русскому языку - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование лингвистической компетенции";
к программе Т.Г.Рамзаевой:"Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.., Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача, которую можно решать тoлько на межпредметной основе... Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьников родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам.." (стр.77).
Очень привлекательны программы Л.Ф. Климановой на коммуникативно-познавательной основе и Л.Я.Желтовской и А.Ю.Купаловой - коммуникативно ориентированный курс русского языка. Это еще раз подчеркивает своевременность нашего семинара. Сопряжение программ в режиме билингвизма - это интегрирование по содержанию всех тем по всем классам в соответствии с принципом временной последовательности: изучение материала по русскому языку должно предвосхищать изучение на иностранных языках.
Вот почему, например, тему "Диалог" необходимо спустить в начальную школу, где изучение иностранного языка опирается главным образом на диалоговую речь.
II этап сопряжения программ, наиболее длительный и трудоемкий, - это раздел по развитию речи. Нами разработана и апробирована система работы в начальной школе по обучению изложению, предполагающая навыки структурирования текста-описания, текста-повествования, комбинированного текста, знакомство с текстом-рассуждением. В этой системе работы мы предвосхитили то, что частично нашло отражение в программе Рамзаевой (сб.программ 1-4).
"Интегративный подход к обучению младших школьников изложению, где обучающие, тренировочные, проверочные работы - прерогатива каждого учителя. Контрольные работы - единые." Тема экспериментальной работы Даниловой В.С., руководителя МО учителей начальных классов.
Следующий этап - это разработка и апробирование системы работы по обучению сочинению в начальной школе и на основе принципа преемственности - в 5-9 классах (структурирование текста-рассуждения, стили речи, сочинения и изложения в соответствии со стилем речи). Корректировка тематического планирования на основе интеграции.
Эта комплексная программа должна стать основой создания единого учебного пространства в школе, реализацией интегрированного подхода к Единым требованиям.
Покажу это на примере. На одном из практических семинаров по билингвизму возник спор учителя русского языка с учителем французского языка, правомочно ли включение в сочинение "Моя кукла (или любая игрушка)" рассказа о том, как эта кукла (игрушка) появилась. Один учитель считал "правомочно" и ставил за такое сочинение "5" за содержание. Второй учитель считал эту часть работы ошибкой по содержанию и за работу ставил "3".
Это пример отсутствия интегративного подхода и к содержанию учебного навыка, и к единым требованиям в оценке работы учащихся.
Речевая компетенция учителя в данном случае заключается в разведении 2-х видов текста, возможных в раскрытии темы "Моя кукла":
1 - текст-описание, в котором повествование о том, где, когда, кем приобретена кукла - ошибка по содержанию;
II -комбинированный текст, в котором две подтемы: как появилась кукла, текст-повествование, и какова кукла - текст-описание. Научить этому учащихся - это уже процессуальная, т.е. методическая компетенция учителя. И только при интегрированном подходе к обучению речевой компетенции учащихся всех учителей школы можно создать единое учебное пространство, где на каждом уроке, по любому предмету, будут закрепляться, углубляться навыки речевой компетенции учащихся, а учителя не будут в роли известных Лебедя, Рака и Щуки.
Только в этих условиях возможен единый подход к оценке знаний и умений учащихся, который является непростой проблемой в учительской практике. В начальной школе мы делаем так. После проведения плановой контрольной работы по развитию речи мы проводим практический семинар учителей по параллелям, на котором разбираем ошибки по содержанию, речевые и грамматические, обучаясь их дифференциации.
Роль завуча на этих семинарах - консультант. Предварительно все работы перепроверяются завучем, он имеет совершенно конкретную картину затруднений каждого учителя в дифференциации ошибок и готов ответить на любой вопрос учителя. На наш взгляд, эти семинары - школа для учителя, возможность подготовить учащихся начальной школы к переходу в среднее звено, обеспечив преемственность. (Обратите внимание на то, какое содержание вкладывается в содержание преемственности: мы поднимаем уровень начальной школы к уровню средней школы.)
Мы убеждены, что эта система работы по развитию речи подготовит большое количество наших учащихся к исследовательской работе на III-й ступени образования, в профильных классах, когда они проявляют навыки речевой компетенции в кружках НОУ, при защите рефератов, на экзаменах, докладов на кружках, школах юных, на олимпиадах разных уровней, в международных проектах уже в соответствии с выбором профессии.
Апробирование методики работы с текстом любого вида по единому алгоритму наблюдается у всех учителей русского языка и литературы (чтения), конечно, в разной степени и на разном уровне. Этот алгоритм мы откорректировали для работы с художественным текстом в соответствии со спецификой этого текста. Работа одобрена и взята для внедрения в практику обучения учителей в педагогическом университете на семинаре "Комплексный анализ связного текста".
Эта проблема требует специального рассмотрения. Поэтому сегодня я ее только обозначу в рамках темы семинара. Учителя-словесники, работающие в 5-11-х классах (Васильева Е.А., Бородина Л.Н., Шардина Г.К., Сергеева С.В., Захарова Т.В.) овладели методикой комплексного анализа текста, и 2 года учащиеся IX класса сдают экзамен по выбору, кроме тестирования, и в этой форме.
Проделанная работа изменила функции учителя. Жизнь не стоит на месте. Она требует и от педагога овладения новыми профессиональными навыками. Мы представили функции учителя в сравнительной схеме: традиционные и современные. По этой схеме мы договорились строить самоанализ учителя, анализ его профессионализма на всех уровнях: от индивидуальной беседы завуча с учителем до аттестации на высшую категорию.
Сердцевиной профессионализма учителя является организация содержательной и процессуальной сторон образования.

написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru