Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой
№22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Красносельских В.Л. - к.ю.н. зам.директора
Концепция научного общества учащихся (НОУ)
Инновационная перспектива в школе связана с синтезом различных организационных
форм педагогической деятельности. Школьное научное общество действует в школе
10 лет, занимая важное место в системе дополнительного образования. "Термин дополнительное
образование" введен в педагогический обиход Законом Российской Федерации "Об образовании"
(1992 г.). Однако сам феномен (явление, процесс) имеет в России давние традиции.
Не умаляя несомненных достижений тех лет в этом направлении, сегодня следует по-новому
взглянуть на дополнительное образование, на возможное развитие новых целей, задач,
стратегии, его форм и НОУ в частности. Развитие любого явления определяет концепция.
С учетом вышесказанного разработана и апробируется авторская концепция научного
общества учащихся школы 22.
Главные идеи концепции:
1. Сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета
образования, науки, социального престижа знаний.
2. Деятельность НОУ связана не просто с удовлетворением потребностей учащихся
в дополнительном образовании, а с возможностью школы комплексно охватить каждого
учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии
можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность
интересов и будущий профессиональный выбор, а также обеспечивать должное качество
и целостность педагогического эксперимента в школе 22.
Актуальность концепции:
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость
знания. Предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются
сегодня не в вузе, они создаются в школе.
Элементы научно-методической новизны:
- трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи образования
соединены с личностными;
- определение НОУ как особого культурного пространства самостоятельного диалога
культур и наук;
- обоснование деятельности НОУ как идеальной площадки для проведения "чистого"
педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода
и отслеживания конкретных результатов. В этой связи разработана и приведена в
концепции схема экспериментальной работы НОУ.
Принципы деятельности НОУ:
- свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности
в ее границах;
- индивидуализация образовательной траектории учащихся;
- создание условий для самореализации личности;
- социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской
деятельности;
- культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного
направления.
Реализации этих принципов подчинены следующие задачи НОУ:
- пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
- формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных
качеств и духовной культуры;
- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному
изучению различных областей науки и техники;
- ранняя профессиональная ориентация учащихся;
- создание системы взаимодействия школа - вуз - регион;
- создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и
опыта научного творчества.
Решение данных задач определяет формы и направления работы НОУ.
1. Работа НОУ строится с учетом индивидуальных особенностей личности. Формируемый
в процессе деятельности НОУ опыт научного творчества имеет компоненты, характерные
для всех видов научной работы (приведена в прямоугольниках), так и специфические,
связанные с той наукой, в которой он формируется (в кругах).
2. Этапы развития НОУ.
- Утверждена организационная форма
НОУ - учредительная конференция
НОУ - высший орган НОУ.
- Разработаны и утверждены нормативные документы: Положение и Устав НОУ.
- Отчетными формами работы НОУ признаны школьная, городская и областные конференции,
школьные, городские, областные олимпиады.
- Создан научно-методический совет НОУ.
- Разработана общая схема деятельности НОУ:
- анкетирование с целью диагностики интересов НОУ;
- организация секций НОУ;
- подбор руководителей;
- утверждение тематики исследовательских и научных работ и программ работы секций;
- организация олимпиад и марафонов знаний, интеллектуальных признаков, месячников
знаний.
- Начинает создаваться банк данных "Одаренные дети и подростки" по следующим показателям:
- показатели в учебе;
- итоги олимпиад, конкурсов, конференций НОУ;
- творческие характеристики.
- Созданы и работали на 2001/02 уч.год 19 секций НОУ: физика, биология, медицина,
экология, информатика, история, искусствоведение, экономика, юридическая, краеведение,
английский язык, французский язык, психология, литература; зарубежная литература;
социология; политология; математика; лингвистика.
- Создан архив НОУ.
- Начал свою работу Центр творчества для работы с учащимися младшего возраста.
- клуб НОУ.
- Сложилась цельная структура НОУ.
- Создан научно-методический совет школа № 22 - Пермский государственный университет.
- На базе школьного НОУ был проведен областной семинар руководителей НОУ.
- Создан центр исторического и обществоведческого образования. Проведена конференция
"Историческое и обществоведческое образование в системе школа - вуз".
- В рамках НОУ образован, работал и опубликовал результаты работы научно-методический
семинар преподавателей школы. К сожалению специфика работы в виртуальном совете
не позволяет представить в полном объёме весь иллюстративный материал концепции.
Поскольку это приведет к резкому увеличению времени загрузки файла. Если статья
вызвала интерес просим Вас написать модератору секции И.М. Балонову e-mail: