Проблемы билингвального образования (организован
МОУ школой №22 г. Перми) |
Программа
Совета |
Яковлева А.Л.- доцент кафедры иностранных языков
ПГПУ, научный руководитель эксперимента школы
Горгадзе Н.Г. - завуч школы 22
Лейбман Л.С. - зам.директора школы 22
Основной алгоритм работы с учебным текстом
Предлагаем для обсуждения основной алгоритм работы с текстом, выработанный
и многократно апробированный на учебных занятиях в нашей школе. Он очень полезен
на урока при работе с учебниками, текстами и дополнительной литературой.
I.Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II.Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся
из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му
предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV.Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения
вполне конкретных задач урока.
V.Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения
конкретных учебных задач.
VI.Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях
учителя и учащихся по извлечению информации.
VII.Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это
чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации,
(как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое,
с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII.Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью
извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.