Проблемы билингвального образования (организован МОУ школой
№22 г. Перми)
|
Программа
Совета |
Горгадзе Н.Г.-
завуч школы №22
Использование родного и иностранного языков в познавательной деятельности
учащихся.
1.Главная задача школы - дать среднее образование учащимся. В педагогике
под образованием принято понимать совокупность или систему знаний, умений и навыков.
Выдающийся ученый, нобелевский лауреат Макс фон Лауэ сказал: "Образование - это
то, что остается, когда все выученное забывается". Это значит, что система отношения
между элементами (то есть структура целого) важнее, чем сами элементы, взятые
по отдельности. Таким образом, сам процесс образования интегративен по своей сути,
так как он составляет некое целое знание из элементов научных знаний. Рассмотрим,
как образуется каждый элемент знания. Предметом познания для дисциплин ЕМЦ является
окружающий мир. Но это тоже сложное целое, состоящее из множества отдельных элементов.
Каждый из них имеет свое имя на научном языке и свое и свое содержание.
Овладение языком науки - условие реализации принципа сознательности обучения и
возможность дальнейшего самообразования.
Учитель-предметник уделяет большое внимание постепенному введению и использованию
научного языка при изучении предмета. Создаются словари научных терминов с их
расшифровкой на родном языке, проводится словарный диктант с целью формирования
орфографической грамотности учащихся.
И хотя Платон сказал: "Познай имя - познаешь и вещь", - на современном этапе развития
науки недостаточно одного имени. Так, атом - это и в физике, и в химии мельчайшая
частица, хотя химия и изучает более глубоко. "Альфа" - буква греческого алфавита,
которой в математике обозначают угол, а в физике "альфа"-частица ядра атома гелия.
Каждая наука имеет свой язык. Он может быть символьным, как в математике, информатике,
или словесным, как в биологии, или смешанным (и слово, и символ), как в химии
или физике.
Используя разные средства обучения и методы познания, раскрывающие содержание,
формируется понятие о предмете, что и представляет собой элемент научного знания.
Причем формирование понятия-это мыслительный процесс, а "мышление отлито в форму
родного языка" (Л.В.Щерба), то есть оно возможно только на родном языке.
Использование иностранного языка в этом процессе перевода предмета познания в
понятие о нем является очередным, то есть еще одним, средством для получения большей
информации о предмете. Другие люди в другой стране тоже попытались соотнести имя
и содержание предмета и, зная их язык, мы можем сравнить наши знания.
Таким образом, языковая компетентность, на мой взгляд, состоит в свободном владении
тремя областями языков: родным, научным и иностранным, а каждый-еще из нескольких.
2.Использование иностранного языка в познавательной деятельности учащихся - это
новый аспект в методической работе учителей ЕМЦ, в рамках школьного эксперимента
по билингвальному образованию и билингвистическому развитию учащихся. Анкетирование
учеников с 5-го по 11-й класс показало, что участились поездки детей за границу,
из которых они привозят книги и научно-популярные журналы на иностранных языках,
многие хотят стажировку в лицеях Франции. А те, кто уже там поучился, отмечают
нехватку знания научной терминологии на французском языке.
Учителя, не знающие иностранного языка в достаточной степени, испытывали некоторую
настороженность, но коллеги-учителя иностранного языка в достаточной степени в
создании двуязычных словарей научных терминов по физике, химии, биологии, информатике,
географии, подобрали текстовое сопровождение бинарных или интегрированных уроков.
Совместная творческая работа дала положительные результаты, отмеченные в рефлексивных
картах: многими учащимися нравится использование французский язык на неязыковых
предметах, успешность в овладении одним предметом помогла успешному изучению новых
предметов.
Интеграция методик преподавания французского языка и естественных наук привела
к созданию алгоритма чтения текста по предметам на базе стратегии чтения на иностранном
языке, что способствует более успешному освоению такого общеучебного навыка, как
работа с текстом.
Широко в практику уроков ЕМЦ стала внедряться групповая форма организации деятельности
учащихся. Дети отмечают, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и
эффективнее. Причем эффективность касается не только академических успехов, но
и интеллектуального и нравственного развития учеников. Учиться вместе, а не просто
выполнять задания - основной принцип обучения в сотрудничестве в изучении иностранного
языка, но он с таким же успехом может использоваться и на неязыковых предметах.
Для разработки портфеля успешности обучения ученика по предметам ЕМЦ учителями-естественниками
взят Российский языковой портфель. В том и другом случае он служит инструментом
самоконтроля ученика за процессом усвоения знаний и фиксации личных достижений.
А портфель профессиональной компетентности учителя ЕМЦ аналогичен портфелю учителей
иностранного языка и помогает в развитии творческих способностей учителей, формированию
их самооценки, умению анализировать свою деятельность. Ведь не умеющий сам - не
научит других.
Таким образом, современное образование требует и от ученика, и от учителя взаимного
принятия для установления диалога в процессе познания, где требуется опыт действия,
созерцания, воображения и размышления, который и составляет основу образования
и развития личности.