Галузин Константин Станиславович, pуководитель сектора технологического обеспечения
мониторинга Центра развития образования г. Перми kostya@ced.perm.ru
В.Ю. Столбов, М.Б. Гитман, К.С. Галузин
Как известно [1], качество образования является очень широким
понятием, характеризующим совокупность свойств образовательной деятельности общества
на определенном этапе его развития. При этом образовательную деятельность можно
рассматривать как динамическую многоуровневую систему, включающую различные уровни:
федеральный, региональный, муниципальный, районный, а также уровни одной школы
и класса. Будем рассматривать качество среднего образования на уровнях не выше
муниципального, полагая, что основа качества образования закладывается на школьном
уровне. Качество образования на этом уровне включает в себя следующие основные
элементы:
- качество учебного процесса;
- качество управления школой;
- качество выпускника.
Качество учебного процесса, в свою очередь, включает в себя следующее:
качество учебных планов и программ, качество применяемых педагогических технологий
обучения, качество учебной и методической литературы, качество материальной базы
и т.д.
Качество управления образовательным учреждением определяется
качеством принятия управленческих решений, в том числе в кадровой политике и денежно-финансовой
деятельности.
Качество выпускника в основном определяется качеством приобретенных
фундаментальных и специальных знаний, а также практических навыков.
Следует отметить, что все вышеперечисленные элементы качества
образования требуют сбора, обработки, хранения и накопления большого объема информации.
Это, в свою очередь, обусловливает необходимость создания мониторинга качества
образования, функционирующего в реальном времени. Реализация этого возможна только
при разработке и внедрении специальной информационной системы в каждой школе.
В настоящее время во многих школах нашего города делают попытки создания подобных
информационных систем. Однако на наш взгляд, такой подход является тупиковым,
так как он не позволяет отдельным школам обмениваться информацией, а объединение
их даже на муниципальном уровне потребует значительных материальных и временных
ресурсов.
Поэтому возникла острая необходимость в создании единой
информационной системы (ИС) на школьном уровне, которая должна удовлетворять следующим
требованиям:
- единая структура баз данных;
- надежность хранения и передачи информации;
- модульный принцип построения (выбор модулей в зависимости от потребности образовательного
учреждения);
- общая структура модулей;
- настройка модулей под запросы каждого образовательного учреждения;
- удобный пользовательский интерфейс;
- возможность работы в локальных и глобальных информационных сетях;
- динамичное развитие системы (способоность отслеживать изменения реальной ситуации).
Таким образом, за основу была взята функционально-структурная
модель системы как совокупности функционально независимых модулей.
По заказу городского комитета по образованию и науке в Пермском
государственном техническом университете под руководством заведующего кафедрой
“Математическое моделирование систем и процессов” профессора П.В.Трусова были
разработаны принципы построения единой ИС “Школа” и реализованы некоторые ее модули.
Остановимся на этом более подробно.
Принципы построения ИС
Основные принципы, которые легли в основу ИС:
- автоматизация, или замена бумажного документооборота на электронный;
- конфиденциальность, или разделение прав доступа к информационным ресурсам
системы на всех ее уровнях;
- масштабирование, или независимость программной части системы от аппаратной
платформы;
- интеграция, т.е. возможность объединения систем, функционирующих в каждой
конкретной школе, в общерайонную и общегородскую системы.
Проектирование ИС
При проектировании ИС решались следующие основные задачи:
- выбор модели данных. Это достаточно трудная задача, поскольку такая модель
должна обладать структурой, позволяющей описать существенные аспекты реального
мира. На сегодняшний день известны [2] три основные модели, использующиеся в системах
баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная модели. В качестве модели данных
для ИС "Школа" была обоснован выбор реляционной модели.
- выбор модели взаимодействия между различными компонентами системы. Говоря
о прикладных системах, предназначенных для работы с базами данных, чаще всего
на ум приходит модель [3], основанная на двух взаимодействующих компонентах: клиенте
(отвечает за организацию диалога с пользователем) и сервере (обеспечивает многопользовательскую
работу с данными и их целостность). Таким образом, речь идет в общем случае о
многоуровневой модели клиент-сервер и требуется детальное определение количества
и функционального наполнения тех или иных уровней. С применением комутируемых
(либо выделенных) каналов связи и клиент-серверной технологии обмена данными появляется
возможность интеграции баз данных отдельных образовательных учреждений в общерайонный
либо муниципальный банк данных.
- Построение самой модели данных, адекватно отражающей реальные процессы.
- Построение математических моделей, позволяющих на основе информации, содержащейся
в базе данных, делать те или иные выводы и принимать конкретные решения.
- Кодирование и внедрение собственно пользовательских модулей.
Технологии реализации ИС
В качестве технологии реализации для ИС "Школа" была выбрана
модель сервера реляционной базы данных.
Данная ИС разрабатывается с использованием продукта InterBase
Server и средства быстрой разработки приложений Borland Delphi.
Модульная структура ИС
Каждый из модулей данной системы предназначен для конкретного
структурного подразделения и решает конкретные информационные задачи в соответствии
с номенклатурой дел образовательного учреждения.
Все модули системы в конкретном образовательном учреждении объединены
общей структурой данных, то есть все они работают в локальной вычислительной сети
(ЛВС) с одной и той же базой данных. Это позволяет в рамках данного учреждения
ввести электронный документооборот с разделением прав доступа к информации.
Система управления образованием включает в себя четыре подсистемы,
каждая из которых предназначена для конкретного структурного подразделения школы
и учитывает специфику информационных задач этого подразделения:
- организация работы руководства
- электронная записная книжка
- электронный секретарь
- кадры
- справочник правовой документации
- статистика и отчеты
- финансы и бухгалтерия
- бухгалтерский учет
- зарплата
- учебно-методическая работа
- учащиеся
- рейтинг
- учебные планы и программы
- методические разработки
- расписание
- библиотечные фонды
- материально-техническое обеспечение
- паспорт помещений
- хозяйственная деятельность
- лабораторная база
- парк электронной техники
В настоящее время реализованы следующие модули единой ИС “Школа”:
Модуль “Сотрудники” является независимым модулем ИС и позволяет:
вносить данные о педагогических кадрах, включая данные аттестации
и текущей педагогической нагрузки;
производить автоматический расчет стажа;
проводить тарификацию сотрудников в автоматическом режиме.
Модуль “Учащиеся” является независимым модулем ИС и для каждой
четверти позволяет:
вносить в БД списки специализаций, параллелей, классов.
для каждого класса определить список учащихся
для каждого ученика задать данные о нем самом, о его семье, о
его индивидуальных особенностях.
Модуль “Расписание” является независимым модулем ИС и для каждой
четверти позволяет:
создавать проекты расписаний;
для каждого проекта вносить в базу календари классов, преподавателей,
кабинетов.
Заполнять выписки классов
По заполненным выпискам в ручном и полуавтоматическом режиме
составлять расписание с учетом естественных ограничений.
Концептуальное представление учебного расписания
Наиболее сложной частью ИС является часть, предназначенная для
формирования учебного расписания.
Для составления учебного расписания составлена реляционная модель
данных, и дана математическая постановка задачи оптимального расписания. При этом
составление расписания может происходить в одном из трех режимов:
вручную (компьютер подсказывает о доступности тех или иных ресурсов);
автоматическое составление допустимого расписания (по которому
уже можно учиться);
оптимизация полученного допустимого расписания с учетом нескольких
критериев оптимальности (учет пожеланий преподавателей, учебных групп и желательного
времени занятости кабинетов, минимальное количество “окон” для преподавателей
и т.д.).
Заключение
ИС “Школа” эффективно используют в своей работе более десятка
образовательных учреждений г. Перми. Ведется разработка дополнительных модулей
по индивидуальным заказам.
Контактная информация:
614000, г.Пермь, ул.Луначарского,42
тел. (3422)124138, 342506
Галузин Константин Станиславович
Литература
- Концепция управления качеством образования / Севрук А.И., Афанасьева М.П.,
Гутник Г.В. и др. Департамент образования и науки администрации Пермской области,
1997 – 47 с.
- Ульман Дж. Основы системы баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. -
333 стр.
- Орлик С.В. Многоуровневые модели в архитектуре клиент-сервер. // СУБД. - 1997,
- №1, - стр. 74-77.