ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Центр Развития Образования г. Перми "Мониторинг в образовании"

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА “ШКОЛА” И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Центр развития образования г. Пермь

Программа Совета 
Галузин К.С.
 
 
 
 
 

 


  Галузин Константин Станиславович, pуководитель сектора технологического обеспечения мониторинга Центра развития образования г. Перми kostya@ced.perm.ru

В.Ю. Столбов, М.Б. Гитман, К.С. Галузин

Как известно [1], качество образования является очень широким понятием, характеризующим совокупность свойств образовательной деятельности общества на определенном этапе его развития. При этом образовательную деятельность можно рассматривать как динамическую многоуровневую систему, включающую различные уровни: федеральный, региональный, муниципальный, районный, а также уровни одной школы и класса. Будем рассматривать качество среднего образования на уровнях не выше муниципального, полагая, что основа качества образования закладывается на школьном уровне. Качество образования на этом уровне включает в себя следующие основные элементы:

  • качество учебного процесса;

  • качество управления школой;

  • качество выпускника.

Качество учебного процесса, в свою очередь, включает в себя следующее: качество учебных планов и программ, качество применяемых педагогических технологий обучения, качество учебной и методической литературы, качество материальной базы и т.д.

Качество управления образовательным учреждением определяется качеством принятия управленческих решений, в том числе в кадровой политике и денежно-финансовой деятельности.

Качество выпускника в основном определяется качеством приобретенных фундаментальных и специальных знаний, а также практических навыков.

Следует отметить, что все вышеперечисленные элементы качества образования требуют сбора, обработки, хранения и накопления большого объема информации. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость создания мониторинга качества образования, функционирующего в реальном времени. Реализация этого возможна только при разработке и внедрении специальной информационной системы в каждой школе. В настоящее время во многих школах нашего города делают попытки создания подобных информационных систем. Однако на наш взгляд, такой подход является тупиковым, так как он не позволяет отдельным школам обмениваться информацией, а объединение их даже на муниципальном уровне потребует значительных материальных и временных ресурсов.

Поэтому возникла острая необходимость в создании единой информационной системы (ИС) на школьном уровне, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

 

  • единая структура баз данных;

  • надежность хранения и передачи информации;

  • модульный принцип построения (выбор модулей в зависимости от потребности образовательного учреждения);

  • общая структура модулей;

  • настройка модулей под запросы каждого образовательного учреждения;

  • удобный пользовательский интерфейс;

  • возможность работы в локальных и глобальных информационных сетях;

  • динамичное развитие системы (способоность отслеживать изменения реальной ситуации).

Таким образом, за основу была взята функционально-структурная модель системы как совокупности функционально независимых модулей.

По заказу городского комитета по образованию и науке в Пермском государственном техническом университете под руководством заведующего кафедрой “Математическое моделирование систем и процессов” профессора П.В.Трусова были разработаны принципы построения единой ИС “Школа” и реализованы некоторые ее модули. Остановимся на этом более подробно.

Принципы построения ИС

Основные принципы, которые легли в основу ИС:

  • автоматизация, или замена бумажного документооборота на электронный;

  • конфиденциальность, или разделение прав доступа к информационным ресурсам системы на всех ее уровнях;

  • масштабирование, или независимость программной части системы от аппаратной платформы;

  • интеграция, т.е. возможность объединения систем, функционирующих в каждой конкретной школе, в общерайонную и общегородскую системы.

Проектирование ИС

При проектировании ИС решались следующие основные задачи:

  • выбор модели данных. Это достаточно трудная задача, поскольку такая модель должна обладать структурой, позволяющей описать существенные аспекты реального мира. На сегодняшний день известны [2] три основные модели, использующиеся в системах баз данных: иерархическая, сетевая и реляционная модели. В качестве модели данных для ИС "Школа" была обоснован выбор реляционной модели.

  • выбор модели взаимодействия между различными компонентами системы. Говоря о прикладных системах, предназначенных для работы с базами данных, чаще всего на ум приходит модель [3], основанная на двух взаимодействующих компонентах: клиенте (отвечает за организацию диалога с пользователем) и сервере (обеспечивает многопользовательскую работу с данными и их целостность). Таким образом, речь идет в общем случае о многоуровневой модели клиент-сервер и требуется детальное определение количества и функционального наполнения тех или иных уровней. С применением комутируемых (либо выделенных) каналов связи и клиент-серверной технологии обмена данными появляется возможность интеграции баз данных отдельных образовательных учреждений в общерайонный либо муниципальный банк данных.

  • Построение самой модели данных, адекватно отражающей реальные процессы.

  • Построение математических моделей, позволяющих на основе информации, содержащейся в базе данных, делать те или иные выводы и принимать конкретные решения.

  • Кодирование и внедрение собственно пользовательских модулей.

Технологии реализации ИС

В качестве технологии реализации для ИС "Школа" была выбрана модель сервера реляционной базы данных.

Данная ИС разрабатывается с использованием продукта InterBase Server и средства быстрой разработки приложений Borland Delphi.

Модульная структура ИС

Каждый из модулей данной системы предназначен для конкретного структурного подразделения и решает конкретные информационные задачи в соответствии с номенклатурой дел образовательного учреждения.

Все модули системы в конкретном образовательном учреждении объединены общей структурой данных, то есть все они работают в локальной вычислительной сети (ЛВС) с одной и той же базой данных. Это позволяет в рамках данного учреждения ввести электронный документооборот с разделением прав доступа к информации.

Система управления образованием включает в себя четыре подсистемы, каждая из которых предназначена для конкретного структурного подразделения школы и учитывает специфику информационных задач этого подразделения:

  • организация работы руководства

    • электронная записная книжка

    • электронный секретарь

    • кадры

    • справочник правовой документации

    • статистика и отчеты

  • финансы и бухгалтерия

    • бухгалтерский учет

    • зарплата

  • учебно-методическая работа

    • учащиеся

    • рейтинг

    • учебные планы и программы

    • методические разработки

    • расписание

    • библиотечные фонды

  • материально-техническое обеспечение

    • паспорт помещений

    • хозяйственная деятельность

    • лабораторная база

    • парк электронной техники

В настоящее время реализованы следующие модули единой ИС “Школа”:

Модуль “Сотрудники” является независимым модулем ИС и позволяет:

вносить данные о педагогических кадрах, включая данные аттестации и текущей педагогической нагрузки;

производить автоматический расчет стажа;

проводить тарификацию сотрудников в автоматическом режиме.

Модуль “Учащиеся” является независимым модулем ИС и для каждой четверти позволяет:

вносить в БД списки специализаций, параллелей, классов.

для каждого класса определить список учащихся

для каждого ученика задать данные о нем самом, о его семье, о его индивидуальных особенностях.

Модуль “Расписание” является независимым модулем ИС и для каждой четверти позволяет:

создавать проекты расписаний;

для каждого проекта вносить в базу календари классов, преподавателей, кабинетов.

Заполнять выписки классов

По заполненным выпискам в ручном и полуавтоматическом режиме составлять расписание с учетом естественных ограничений.

 

 

Концептуальное представление учебного расписания

Наиболее сложной частью ИС является часть, предназначенная для формирования учебного расписания.

Для составления учебного расписания составлена реляционная модель данных, и дана математическая постановка задачи оптимального расписания. При этом составление расписания может происходить в одном из трех режимов:

вручную (компьютер подсказывает о доступности тех или иных ресурсов);

автоматическое составление допустимого расписания (по которому уже можно учиться);

оптимизация полученного допустимого расписания с учетом нескольких критериев оптимальности (учет пожеланий преподавателей, учебных групп и желательного времени занятости кабинетов, минимальное количество “окон” для преподавателей и т.д.).

Заключение

ИС “Школа” эффективно используют в своей работе более десятка образовательных учреждений г. Перми. Ведется разработка дополнительных модулей по индивидуальным заказам.

Контактная информация:

614000, г.Пермь, ул.Луначарского,42

тел. (3422)124138, 342506

Галузин Константин Станиславович

 

Литература

  1. Концепция управления качеством образования / Севрук А.И., Афанасьева М.П., Гутник Г.В. и др. Департамент образования и науки администрации Пермской области, 1997 – 47 с.

  2. Ульман Дж. Основы системы баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 333 стр.

  3. Орлик С.В. Многоуровневые модели в архитектуре клиент-сервер. // СУБД. - 1997, - №1, - стр. 74-77.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru