|
Балонов Илья Моисеевич Зав. лабораторией
ЦРО, директор медиацентра
balonov@bk.ru
|
Вторая половина XX века ознаменовалась чрезвычайно
широким использованием как самого термина "Экология",
так и целой системы понятий, связанных с ним. При этом
нередки случаи неточного использования терминологии. Не
останавливаясь подробно на причинах и случаях подобного,
следует указать, что в настоящее время эти понятия используются
далеко не всегда в соответствии с их значением. Традиционными
стали случаи спекулятивного использование целого ряда
понятий, что значительно усложняет введение указанных
терминов и определений как в учебном процессе, так и в
кружковой работе. В этой связи мне представляется уместным
на страницах форума в Интернет - газете (ИГ) начать дискуссию,
посвященную указанному вопросу, и, затем, продолжить её
на виртуальном педагогическом совете. Данную заметку следует
рассматривать как вступительную, для приглашения к дискуссии
всех желающих.
Прежде всего, следует отметить, как-то незаметно отошедшее
на второй план, основное - традиционно экология является
частью биологии.
Принято исторически, что термин "ЭКОЛОГИЯ" был
первоначально предложен немецким ученым Геккелем (Haeckel)
в 1869 г. Он был составлен в соответствии с традицией
того времени из 2-х греческих слов:
- oikos - дом, определённое место;
- logos - то есть слово, учение.
Однако в XIX веке термин практически не использовался.
И только в самом конце века - в 1895г. Варминг (Warming)
- ученый из Дании, повторно ввел его в обиход.
В настоящее время под этим термином, в соответствии с
классикой (см. энциклопедии и терминологические словари),
следует понимать биологическую науку, изучающую отношение
организмов или их групп с окружающей средой.
Объектами изучения экологии являются, прежде всего, биологические
сообщества : представленные отдельными популяциями виды,
биоценозы, биогеоценозы, и, в конечном итоге, биосфера.
В классическом понимании это общая экология. Уже в соответствии
с этим достаточно забавно звучит биоэкология, используемый
как биологическая экология. В таких случаях всегда хочется
"наивно" спросить: а разве может быть иначе
?
И здесь уместным, считаю, для учащихся указать, что экологию
разделяют на экологию особей - аутэкологию, экологию популяций
- популяционную экологию, которую иногда заменяют термином
- демэкология; экологию сообществ - синэкологию.
Как варианты обобщения используются термины: экология
животных, экология растений, экология грибов. (см. ниже
таксономический аспект)
Уже исходя из этого, например, инженер - оценивающий вибрацию,
или физик - измеряющий, количество свинца, используя свойственные
для его науки методы, санитарный врач - определяющий освещенность,
статический заряд, количество бактерий, определяющий качество
пищевых продуктов, или химик, занимающийся изучением нитритов
или нитратов в помидорах (или колбасе, в данном случае
это неважно) еще экологами не являются. Они могут быть
прекрасными специалистами в своей области, но не экологами.
Дело в том, что они только лишь используют для своих исследований
биологические объекты, и это еще не даёт им право именоваться
экологами. В зависимости от направления их исследований,
целей и задач, которые ставятся перед собой, они могут
считаться специалистами в области охраны природы или охраны
окружающей среды. А это не исчерпывает понятие экология.
Согласитесь, скорее всего никому не придёт в голову назвать
экологом биофизика или биохимика, только лишь на том основании,
что они используют биологический материал. В процессе
преподавания удобно указать, что экологию, как науку,
подразделяют (классифицируют) :
- По используемым методам изучения; сюда прежде всего
следует отнести количественную экологию, генетическую
экологию, физиологическую экологию. В соответствии с этим
нередко ныне применяются и термины : математическая экология,
биоэнергетика, экология аналитическая, информационная
экология.
- По выбранным объектам исследования; например, экология
леса, экология степей, экология пустыни, экология тундры,
экология болота, экология озера, экология реки, экология
моря и т.п. В соответствии с этим в ряде случаев используются
и термины экология норы, экология гнезда, экология города,
экология жилища, экология угольного разреза.
- По таксономическому аспекту: - экология насекомых, экология
позвоночных, и несколько уже, например, экология рыб,
экология диатомовых водорослей.
- По использованию фактора времени; и здесь, прежде всего,
речь об эволюционной экологии, или эволюционно - динамической
экология как исследующей экологические аспекты в эволюции,
и роль экологии или экологических факторов в эволюции,
и палеоэкологии - как изучение экологии ископаемых сообществ.
При этом термин историческая экология используется, как
правило, только в понимании антропогенного воздействия
на экосистемы.
Кроме того, тот факт, что эти понятия объединены в одном
абзаце еще не означает, что они полностью идентичны. Это,
конечно, совсем не так. И каждое из них имеет свою специализацию.
Всё это казалось бы давно известно и может быть подтверждено
десятками печатных работ отечественных и зарубежных авторов.
И, тем ни менее, оказалось завалено еще более многочисленными
публикациями в прессе, выступлениях по радио и телевиденью,
и … благополучно забыто. Всё это весьма усложняет преподавание
биологии в школе и вузе.
В пределах данной работы я ни в коем случае не стремился
напомнить и подробнейшим образом рассмотреть все термины,
связанные с экологией. Ныне их очень много. Кроме того,
виртуальный педсовет, не самое удачное место для их размещения.
Для этого служат словари и энциклопедии. Здесь речь идет
только о грамотном использовании термина экология, и делается
попытка классифицировать этот материал для преподавания.
По этой же причине не рассматриваю подробно такие термины
как: космическая экология, промышленная экология, географическая
и геохимическая экология, информационная экология, генетическая
экология и т.п. Впрочем, о термин космическая экология
необходимо кратко разобрать на занятиях. Иначе сложно
будет ввести понятие биогеоценоз и его отличие от экологии.
Далее несколько слов о том значении термина, который определяется
иногда как всеобщая экология, "новая экология"
или мегаэкология. Используются они как социо-медико-био-климато-географо-экономико-геологическое
понятие. Пожалуй, Вы заметите, звучит, мягко говоря, несколько
неуклюже. Согласен с этим полностью. Попробуйте определить
иначе. Получится, если решите усложнить его ещё больше.
Это не то, во что превратилась экология. Это то, во что
её стремятся превратить. Возникают новые вопросы: как
можно преподавать учащимся подобное? Как Вы сможете объяснить
им подобные понятия? Как Вы дадите определение такому
понятию? Как передадите им эти знания? Подобное представляется
весьма непростой задачей. Прежде всего, здесь придется
объяснить, что это нечто уже совсем небиологическое.
Возможно социальное, и скорее всего, явление, область
знания, но не самостоятельная наука. Иногда, в подобного
рода случаях, авторами указывается понятие социобиологии
или даже социоэкологии. Здесь, на мой взгляд, уместнее
говорить о "комплексной экологии" тесно связанной
и отражающей влияние антропогенного фактора, его социального,
экономического, нередко и политического аспектов. Во всяком
случае это уже не биологическое понятие.
И так, воспользуемся классикой словарей. На вопрос, что
такое ЭКОЛОГИЯ найдем ответы:
- раздел биологии, изучающий отношения организма и окружающей
среды (их взаимное влияние друг на друга);
- дисциплина, изучающая общие закономерности функционирования
экосистем;
- комплексная дисциплина, занимающаяся изучением среды
обитания живых существ;
- область знания, рассматривающая совокупность предметов
и явлений, с точки зрения какого-либо живого объекта (чаще
всего человека), принимаемого за основной в данной системе.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|