Пермское музыкальное училище в
социо-культурном пространстве Прикамья
|
Программа
Совета |
|
Баталина Галина Васильевна,
музыковед, преподаватель Пермского музыкального
училища, заслуженный работник культуры РФ
pmu@perm.ru
|
Функционирование образовательного учреждения
в условиях современной действительности одним из важнейших
ориентиров и прогнозируемых результатов деятельности имеет
высококачественную подготовку специалистов, способных
вписаться в конкурентные взаимоотношения.
Наряду с этим, актуальным для учебного заведения музыкального
профиля представляется расширение влияния на культурное
пространство региона.
Пермское музыкальное училище, имеющее многолетнюю, насыщенную
событиями историю, являет пример активной созидательной
роли в формировании социо-культурной среды и сохранении
традиций.
... Едва ли не все самое талантливое, яркое и значимое
в сфере музыкального исполнительства, музыкального образования
и управления культурой и искусством края – родом из Пермского
музыкального училища. Более того, генетические ветви одного
из старейших средних учебных заведений России в области
академического музыкального образования, готовящегося
отметить свое 80-летие, простираются во многие уголки
России, ближнего и дальнего зарубежья. И что показательно,
выпускники училища активно входят в элиту отечественного
музыкального искусства, занимая лидирующее положение в
различных направлениях творческой деятельности.
Молодые симфонические дирижеры Дмитрий Волосников (Москва,
«Новая опера» Е. Колобова) и Павел Герштейн (Кострома),
солистка Мариинской оперы в Санкт-Петербурге, лауреат
Международных конкурсов Татьяна Бородина, концертмейстер
симфонического оркестра филармонии Санкт-Петербурга альтист
Андрей Догадин, одна из ведущих этномузыковедов страны
Надежда Жуланова и специалист в области музыкальной психологии
Алла Торопова (Москва) – этот список продолжат многие
и многие известные в России и за ее пределами имена.
Профессора и доценты консерватории и музыкальных вузов
страны, деятели науки и продюсеры, руководители творческих
коллективов и солисты, священнослужители и регенты церковных
хоров, управленцы и композиторы, огромная армия преподавателей
системы дополнительного образования – таков спектр вклада
выпускников училища в искусство и культуру страны.
О двух именах надо сказать особо: Это – выпускники московской
консерватории, композиторы Александр Немтин и Евгений
Крылатов. Именно Немтин, фанатически влюбленный в творчество
Скрябина, воплотил в жизнь часть его неосуществленной
грандиозной идеи вселенского масштаба. 26 лет Александр
Немтин размышлял и работал по нескольким наброскам над
замыслом «Предварительного действа» к скрябинскои «Мистерии».
И создал уникальную звукосветовую партитуру. В области
отечественной киномузыки, в сфере детской и современной
лирической песни широкой известностью пользуется Евгений
Крылатов.
... Несомненно, есть нечто магическое и мистическое как
в силе воздействия музыкального искусства, так и в особой
ауре Пермского музыкального училища. Иначе, чем же еще
объяснить феномен всегда молодого по духу и внутреннему
творческому состоянию педагогического коллектива?
Здесь не удивляются, когда на сцену к концертному роялю
при большом стечении публики выходит преподаватель в возрасте
80-ти лет. А уж выступления тех, кому за 50 – просто норма.
Что особенно ценно, так это результаты образовательной
деятельности солидного по возрасту педагогического коллектива.
Редкий конкурс регионального, Всероссийского и даже международного
статуса, включая популярные Дельфийские игры, обходится
в списке лауреатов без имен студентов Пермского музыкального
училища. Высока их конкурентноспособность среди поступающих
в лучшие консерватории страны, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга.
По окончанию, естественно, аспирантура. А это значит,
что в трудном «подростковом» возрасте их научили, в свое
время, по-настоящему работать, иметь высокую профессиональную
планку и никогда не останавливаться на достигнутом.
... Все возвращается – так устроена жизнь. И многие из
выпускников, получив добротное образование, приезжают
в свой город. Они знают: здесь их всегда ждут, здесь радуются
их успехам и умеют поддержать в трудную минуту. На этом
этапе – новый отчет времени, новые взаимоотношения – уже
как с коллегами, новая стартовая площадка для взлета.
Куда ни кинешь взгляд в музыкальном пространстве Перми,
везде встретишь выпускников училища: почти весь симфонический
оркестр театра оперы и балета, большинство артистов хора,
солисты оперы, основной состав Пермского губернского военного
оркестра и Уральского государственного камерного хора,
солисты и ансамбли Пермской областной филармонии и оркестр
цирка, фольклорные ансамбли и многие джазмены. Интересны
личности, персоны? Пожалуйста: директор филармонии Рустем
Хасанов и диктор областного радио Светлана Заболотских,
художественный руководитель Хоровой Капеллы мальчиков
Василий Грачев и главный дирижер цирка з.а. России Евгений
Манцирин, председатель Пермского отделения Союза композиторов
Игорь Машуков и директор ПМУ з.р.к. России Галина Реброва,
художественный руководитель квартета русских народных
инструментов «Каравай» з.а. России Олег Згогурин и создатель
трех коллективов академического хора «Млада» Ольга Выгузова,
полный состав «Кантус Квартета» во главе с Геннадием Лукиных,
заместитель председателя Комитета по культуре и искусству
Администрации Перми Людмила Максимик, художественный руководитель
детского эстрадно-симфонического оркестра «Алые паруса»
Александр Зубов, главный хормейстер города з.р.к. РФ Лариса
Петрова, председатель Пермского отделения Всероссийского
музыкального общества з.р.к. РФ Наталья Бельтюкова и многие-многие
другие замечательные музыканты, заявившие о себе ярко
и талантливо.
Создатели и первые руководители двух областных музыкальных
училищ, в Березниках и Чайковском, тоже - выпускники Пермского
музыкального училища: Владимир Чезарри и Алла Пьянкова,
как и директора и преподаватели многих ДМШ и ДШИ области.
Немало бывших студентов училища работает сегодня в составе
музыкальных кафедр пермских вузов.
Выпускники училища возглавляют многие любительские коллективы,
формируя уровень самодеятельного художественного творчества
Перми и области. Абсолютное большинство профессиональных
композиторов, членов пермского отделения Союзов композиторов
России, свои ранние опусы создали еще в качестве студентов
музыкального училища.
Разве был бы возможен исторический факт открытия первого
в стране регионального отделения Российского Фольклорного
Союза именно в Перми, если бы свыше четверти века з.р.к.
РФ выпускница и преподаватель училища Жанна Никулина не
собирала и не пропагандировала музыкальный фольклор Прикамья.
Результат? Более 13-ти тысяч записанных в экспедициях
народных песен у нас в крае и десятки специалистов-этнографов
– выпускников училища, работающих в городах России, сотни
участников фольклорных ансамблей и созданная на базе училища
лаборатория прикамского фольклора «Братина».
Многолетняя традиция училища – просветительство и благотворительность.
Лучших студентов – стипендиатов Фонда «Юные дарования»
и творческие коллективы с удовольствием слушают везде:
на больших торжествах в лучших залах города и в гостиной
Дягилева, в интернатах для детей с ограниченными возможностями
здоровья, в музыкальных школах, в сельских клубах – да
мало ли где еще? Ежегодные симфонические концерты оркестра
под руководством з.р.к. РФ Андрея Флоринского, яркие и
звонкие выступления оркестра русских народных инструментов
во главе с молодым дирижером Вадимом Фетисовым, темпераментные,
эффектные программы духового оркестра под руководством
з.р.к. РФ Алексея Проскурнина, объездившего в гастрольных
поездках на т/х «Василий Каменский» всю область: от Чердыни,
Ныроба – до Осы и Чайковского.
Пермское музыкальное училище – центр хоровой культуры
Прикамья: ассамблеи памяти А. Городцова, традиционный
Новогодний Бал хоров, прошедший нынче в 14-раз, Фестивали
духовной музыки, конкурсы, конференции и предстоящий в
день празднования 280-летия Перми Большой Хоровой Собор
– все это одновременно и страницы жизни училища.
Своя, насыщенная особыми событиями, творческая жизнь идет
на любом отделении: фортепианном, струнном, духовом, народном,
вокальном, дирижерско-хоровом, теории музыки, эстрадно-джазовом.
Общее количество студентов – около трехсот. Основы педагогической
профессии они постигают на практике в детской музыкальной
школе при училище. Наряду с занятиями в группах и в творческих
коллективах, большую часть времени будущие музыканты общаются
с педагогами на индивидуальных уроках. Отсюда – дружеские,
порой неформальные и почти семейные взаимоотношения. Именно
этого недостает выпускникам во взрослой, вузовской студенческой
жизни. Именно потому и вспоминают они училище как родной
дом.
А традиции эти закладывались с первых дней истории училища,
возникшего в 1924-м году как Мотовилихинский музыкально-педагогический
техникум. Их создали талантливые педагоги – коллектив
энтузиастов во главе с директором А. Луканиным. В Перми
сохранилось первое двухэтажное здание училища. Уже более
40 лет Пермское музыкальное училище работает в старинном
особняке по ул. Большевистская, 71.
Жизнь стремительно мчится вперед. Преподаватели – теоретики
проводят сегодня виртуальную научную конференцию, общаясь
во всемирной компьютерной сети. Студенты изучают музыкальную
информатику и компьютерную аранжировку. Обновляются образовательные
стандарты. Но остается главное – любовь к музыке, целеустремленность,
трудолюбие, творческая многогранность и интерес к жизни.
... Здесь есть семейные пары. Есть династии. Дети многих
преподавателей тоже стали выпускниками училища. Приходят
внуки. И каждый, как и я , как моя дочь и сын, гордится
тем, что он – родом из Пермского музыкального училища.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|