ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Использование модульного структурирования учебного материала в училищном курсе музыкальной литературы

Программа Совета 

 

 

 
Демидова Валентина Георгиевна,
музыковед, преподаватель теоретического отделения Пермского музыкального училища

pmu@perm.ru


«На процесс обучения оказывают влияние тенденции развития современного научного знания. Одной из важных тенденций современной науки является генерализация знаний и усиление функции теории в науке. Сущность этого процесса состоит в том, что все большее значение принимают обобщающие идеи, выполняющие функции уплотнения и перестройки знания» [1;20].
Это наблюдение Зориной Л. Я. подтверждается современными исследованиями в области теории и практики обучения. Методисты разрабатывают новые педагогические технологии: интерактивное обучение; использование факторов концентричности и линейности как инструмента повышения качества обучения; проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам и т. д.
Одним из перспективных методов продуктивного обучения является метод модульного структурирования знаний (вклад в разработку этого метода внесли Третьяков П. И., Сенновский И. Б.,Чошанов М. А., Громкоа М. Г., Юцявичене П. А., Макаров А. В., Трофимова З. П., Шамова Т. И. и другие).
Обосновывая введение новой педагогической технологии, Третьяков П. И. и Сенновский И. Б. резко критикуют традиционную модель организации учебного процесса: «Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности и особенно нежелательный в старших классах школы» [2;5].
Мы разделяем точку зрения Макарова А. В. И Трофимовой З. П., который считают, что модульная организация учебного курса не исключает, а предполагает использование других методов и средств обучения. (В зависимости и учебной задачи, степени сложности материала, уровня подготовки учащихся педагог может использовать информационно-рецептивный, репродуктивный, диалогический, эвристический, исследовательский и другие методы обучения.)
Принцип модульности предполагает построение учебного материала в виде блоков-модулей (модуль – это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания). Внутри модуля учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов, т. е. основных понятий и положений содержания учебного материала.
Технология модульного обучения предполагает движение мысли по схеме: всеобщее – общее – единичное и основана на опережающем изучении теоретического материала.


Модульное структурирование учебного материала в курсе музыкальной литературы.
Рассмотрим вариант программы по музыкальной литературе.
I курс:
Блок-модуль – Полифония и полифонисты включает в себя следующие учебные элементы:
– изучение полифонических жанров;
– органное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– клавирное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– жанр концерта в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– хоровые произведения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя;
– творческие портреты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.
II курс:
Блок-модуль – Опера-драма: творчество Вагнера и Верди. Выявление сходства и различия в трактовке жанра оперы-драмы.


Синхронистическая программа по музыкальной литературе. (На протяжении всех лет обучения творчество отечественных и зарубежных композиторов изучается взаимосвязанно, по возможности синхронно. Параллельное изучение отечественной и зарубежной музыки позволяет осмыслить как национальное своеобразие, так и взаимосвязь культур.)

Блок-модуль – Глинка – Даргомыжский – Вагнер. Даргомыжский – ученик и последователь Глинки и в то же время – новатор. После изучения творчества Даргомыжского, принцип сквозного развития и приближения пения к речитативу воспринимается в творчестве Вагнера как что-то знакомое. У учащихся возникает мысль об объективны законах развития жанра, об однонаправленности усилий композиторов различных национальных школ.

Блок-модуль – Антивоенная тема в музыке ХХ века:
– Шостакович «Симфония № 7»
– Бриттен «Симфония-реквием»
– Пендерецкий «Плач по жертвам Хиросимы».

Блок-модуль – Древнерусская интонационная сфера в творчестве современных отечественных композиторов:
– Ю. Буцко «Древнерусская живопись»
– Свиридов, «Три хора» к спектаклю «Царь Федор Иоаннович», – концерт памяти А. Юрлова.

Блок-модуль – Разработка фольклорных поэтических текстов в произведениях отечественных композиторов ХХ века:
– С. Слонимский «Песни вольницы» (1959)
– Р. Щедрин, опера «Не только любовь» (1961)
– Г. Свиридов «Курские песни» (1963)
– Э. Денисов «Плачи» (1966)
– В. Гаврилин «Русская тетрадь»

Литература:

1. Зорина Л. Я. Программа – учебник-учитель. М.: Знание, 1989 (Новое в жизни, науке, технике. Серия – Педагогика и психология, № 1). –С. 20 – 21.
2. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.– С. 5.
3. Севрук А. И. Качество в образовании: проблемы, модели, технологии.

 


 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ


 



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет