Аналитическое моделирование
процесса восприятия музыки детьми на начальном этапе
|
Программа
Совета |
|
Солнцева Ирина Васильевна,
музыковед, преподаватель-методист
Пермского музыкального училища
pmu@perm.ru
|
Любые размышления о музыке, как виде искусства, философской
категории, должны опираться на уже сформировавшиеся взгляды
и суждения, имеющиеся на сегодняшний день. Так в «Музыкальной
энциклопедии» написано: «Музыка (перевод с греческого –
муза) – вид искусства, который отражает действительность
и воздействует на человека посредством осмысленных и звуковых
последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной
высоты).
Музыка служит средством общения людей и воздействует на
их психику. Возможность этого вытекает из физически и биологически
обусловленной связи звукопроявлений человека с его психической
жизнью (особенно эмоциональной) и из активности звука как
раздражителя и сигнала к действию» [7].
Музыка, находясь в ряду многочисленных видов искусства,
как никакой другой вид, воздействует на эмоции человека
сильнее всех. Этим объясняется аналогия музыкальной интонации
и речи человека, где внутреннее состояние человека и его
эмоциональное отношение к миру выражается с помощью изменений
высоты и эмоциональное наполненности при высказывании. Речь
является универсальным средством звукового общения людей,
а вот специфика музыки заключается в том, что она не может
однозначно выразить конкретные понятия в строгой упорядоченности
высотных и временных отношений звуков, что еще более увеличивает
ее эмоциональную и эстетическую выразительность. Важнейшей
особенностью музыки является то, что она реально существует
и функционирует в обществе только в живом звучании и исполнении.
То, что оставили нам величайшие умы в зашифрованных знаках-символах
(нотах), мы можем «оживить» в исполнении голосом или на
различных инструментах. Научно-техническая революция ХХ
века позволила делать записи великих исполнителей на грампластинках,
затем магнитных лентах, а ныне на лазерных дисках и видеопленках,
где слышимое сочетается с видеорядом.
В психологическом плане музыкальное произведение, как эстетическая
реальность существует в двух видах: в процессе непосредственного
восприятия реально звучащей музыки и в виде слуховых представлений.
Автора данной статьи интересует генезис музыкального восприятия
ребенка на начальной стадии обучения музыкальной деятельности.
В результате научных исследований учеными доказано, что
готовность органов чувств к восприятию и переработке специфических
раздражителей, несущих информацию, обнаруживается у ребенка
за несколько недель до его рождения: к этому времени корковые
клетки основных областей мозга – зрительной, слуховой и
кожной – морфологически созревают настолько, что в состоянии
проявить свои функциональные свойства. Наиболее полно это
доказано по отношению к морфологической структуре слуховой
зоны коры и ее готовности к восприятию речи. Вступают в
действие два механизма: биологический, передающийся генетическим
путем, и социальный – готовность слухового органа к восприятию
речи, как основного способа общения.
С момента рождения все воздействия внешнего мира – тактильные,
зрительные, слуховые, вкусовые – выступают в коррелятивной
связи: физической, биологической и социальной. С первых
дней своего существования ребенок включается в жизнь окружающего
его общества и начинает усваивать поток социальной информации.
С началом понимания речи и овладения ею значительно ускоряется
освоение ребенком окружающего мира и развитие его познавательных
способностей.
Эстетическое восприятие (нас интересует, прежде всего, музыка),
как и все познавательные процессы, формируется само по себе.
Однако, факта существования эстетических объектов и активного
отношения к ним ребенка для этого еще не достаточно. Решающее
значение здесь приобретает воспитательная деятельность взрослых,
в процессе которой осуществляется передача новым поколениям
достижений человеческой культуры, они направляют формирование
восприятий, представлений, понятий, художественного вкуса
и, в конечном итоге, сознания.
Процесс осознания и отражения реального мира невозможен
без тесной взаимосвязи слуха и вокального аппарата. Впервые
идея о важной роли мышечных звеньев во всех актах была высказана
И. М. Сеченовым («Рефлексы головного мозга», М. 1961 г.),
затем продолжилась в работах В. Келлера, Б. Теплова, Р.
Юссона, А. Леонтьева. Последний утверждает, что выделение
высоты звука невозможно без деятельности вокального аппарата:
«Интонирование не просто воспроизводит воспринятое, а входит
во внутренний интимный механизм самого процесса восприятия»[8]
.
Леонтьевым А. М. была выдвинута и обоснована гипотеза о
встречном подражательном процессе (компорации), с помощью
которого происходит анализ звука и дальнейшее его моделирование
в сознании человека. Моделируются и запечатлеваются не только
важнейшие параметры звука на уровне ощущений – высота и
громкость. В результате многочисленных повторяющихся воздействий
и активных движений в мозге в преобразованном виде формируется
слепок, отражающий совокупность различных свойств и сторон
предметов и явлений, т. е. в мозге человека создается представление
о константных признаках предметов и явлений, которое способствует
образованию более обобщенных моделей, играющих значительную
роль в их узнавании, сравнении и тем самым – совершенствования
восприятия как процесса.
Музыка, воздействуя на человека, имеет еще и оздоравливающий
эффект, об этом знают и пишут многие ученые. Так, министр
здравоохранения Ю. Шевченко считает, что «психоэмоциональное
состояние – это ведущий элемент здоровья человека. От того,
как мы воспринимаем окружающий мир в «черном» или «белом»
свете, от нашего настроения во многом зависит и наше физическое
самочувствие, наше здоровье. Энергетика искусства часто
лечит лучше, чем лекарство»[9] . Как воздействует музыка
на здоровье человека и почему она может нести в себе исцеляющее
начало?
Профессор медицины США Гордон Шоу так объясняет влияние
музыки на здоровье человека: «Вибрация звуков создает энергетическое
поле, заставляющее резонировать каждую клеточку нашего организма.
Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует пульс,
артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение
и боль. Музыка ускоряет выздоровление»[9].
А российский профессор медицины Ю. Г. Степанов рассуждает
следующим образом: «Нельзя отрицать факт положительного
воздействия музыки на психологическое и, как следствие,
на физическое состояние человека. В нашем мозге есть два
центра – центр отрицательных эмоций и центр положительных
эмоций. Когда мы воздействуем на центр отрицательных эмоций
– в кровь выплескиваются определенные вещества, которые
тормозят процессы саморегуляции и не дают организму нормально
работать. И напротив, когда мы воздействуем на центр положительных
эмоций, в коре головного мозга начинают вырабатываться другие
вещества – эндорфины. Американцы назвали их гормонами рая.
Эти вещества способны за короткое время расширить сосуды,
снять торможение по ходу нервных стволов, улучшить кровоснабжение»
[9]
Таким образом, при первой встрече с музыкой как явлением,
состоянием, преподаватели должны взаимодействовать с детьми
как доктора. Первые мелодии, пьесы, которые услышат дети,
должны давать им спектр положительных эмоций, ощущений,
влияющих на их настроение. На уроках ритмики, сольфеджио,
специальности доминируют пьесы яркие, разнохарактерные.
Сегодня нет дефицита в выборе песенного материала: сборники
«Хорового сольфеджио» Г. Струве, В. Кирюшина, сборники детских
песен разных композиторов и т. д. Одновременно педагог должен
выстраивать систему восприятия музыки инструментальной (исполняет
сам педагог или концертмейстер), слушать музыку в записи
(на сегодняшний день существуют подборки на аудиокассетах,
СD) начиная с грудного возраста [10] , расширяя тем самым
кругозор ребенка и формируя его творческое воображение.
Насколько умело педагог будет насыщать свои занятия музыкой
разноплановой, высокохудожественной, настолько ученики будут
успешно развиваться и «расти» в сторону музыкальности.
Автор данной статьи сделал попытку в этом направлении, предложив
детям 6 – 9 лет (подготовительный и первый классы, вновь
поступившие в ДМШ) прослушать незнакомые им ранее три произведения
с фиксацией восприятия в виде экспресс-опроса по четырем
параметрам: характер музыки, темп, цвет, настроение. Дети
объединены в три возрастные группы: 6 – 7 лет, 7 – 8 лет,
8 – 9 лет. Данные опроса приведены в таблице в Приложении.
Интересно то, что вопросы задавались в каждой группе в свое
время учебного занятия и дети не могли слышать мнения участников
из другой группы, и, тем не менее, характеристики во многом
совпадали. Так, при характеристике цвета «Утреннего размышления»
П. Чайковского многократно называли синий, голубой, серый
цвета, а для «Бабы Яги» гамма цвета начиналась от черного
до темно-желтого, и обязательно присутствовал красный цвет.
Достаточно точно дети улавливали настроение: «Баба Яга»
- грозное, плохое, мрачное, злое, страшное, яростное, а
для «Memory Rag» - радостное, восхищенное, легкое, беспечное,
танцевальное.
С первых уроков педагог беседует с детьми о той музыке,
которую дети слушают, направляя их восприятие на ладовое
ощущение контраста мажора и минора, подчеркивая различие
жанровых признаков, особенностей мелодии, темпа, ритма.
Дети, слушая музыку, накапливают определенный запас алгоритмов,
ритмоформулоощущений, которые позволяют им ориентироваться
в музыке, улавливать тонкие настроения.
Интересно то, что участники опроса соприкоснулись с музыкой
только два месяца назад, но это не помешало им дать точное
программное название произведениям:
· «Утреннее размышление» («Снежинка», «Колыбельная», «Песня»,
«Летний вечер»)
· «Баба Яга» («Марш», «Пожар», «Вьюга», «Гроза», «Ворон»,
«Баба Яга»)
· «Memory Rag» («Танец собак», «Леди и джентльмены», «Радостное
путешествие», «Веселый день»).
Автор данной статьи считает, что образное восприятие у детей
не менее богато, чем у взрослых, и не надо бояться знакомства
с музыкой разных эпох, жанров, стилей и направлений. Дети
это воспринимают должным образом. Опрос-текст родителей
(см. Приложение) также подтверждает, что каждый ребенок
увлекается разной музыкой.
В рамки данной статьи не укладывается информация о том,
как следует построить уроки, какие формы способствуют особо
эмоциональному восприятию, какой художественный материал
должен войти в содержание уроков – об этом речь ведется
в других методических разработках («Методическое пособие
по ритмике и сольфеджио в подготовительном классе для студентов-практикантов
ТКО, ДХО ПМУ» преподавателя ТКО – Солнцевой И. В., Пермь,
2001 г.). Но размышление о пути следования с маленьким человеком
– о начинающем музыканте, всматривание в имманентные особенности
музыки как явления, состояния обязывают педагога музыканта
быть исследователем, воспитателем, психологом, доктором,
учителем каждой личности, которая вырастет в творческого
человека, независимо от того, в каком виде деятельности
он будет потом творить.
Список литературы:
1. «Творческий процесс и художественное восприятие» М.
– Л. «Наука», 1978 г.
2. Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей»
М. – Л. 1947 г.
3. Мархасин В. С., Цеханский В. М. «Эксперименты по восприятию
музыки в аспекте физиологии» в кн. «Творческий процесс
и художественное восприятие» М. Л. «Наука» 1978 г.
4. Медушевский В. «О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки» М., «Музыка», 1976 г.
5. «Проблемы музыкального мышления» М. «Музыка», 1974
г.
6. Готсдинер А. Л. «О стадиях формирования музыкального
восприятия» в кн. «Проблемы музыкального мышления» М.,
«Музыка», 1974 г.
7. Музыкальная энциклопедия. Ред. Ю. В. Келдыша, М., 1976
г.
8. Леонтьев А. Л. «Проблемы развития психики» М., 1990
г.
9. «Почта-Ринг» № 40 (355) от 08.10.2002 г.
10.Развивающая музыка для малышей», аранжировка А. Абакумова
«Мост-В» Москва
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|