|
Машуков Игорь Евгеньевич,
композитор, председатель пермской организации Союза
композиторов России, преподаватель композиции и
музыкальной информатики Пермского музыкально училища
pmu@perm.ru
|
В многоликой панораме композиторов второй половины ХХ го
века А.П. Немтин занимает особое место. Ему удалось воссоздать
одно из самых масштабных симфонических полотен мировой музыки,
триптих из трёх симфоний "Предварительное действо"
на основе музыкальных эскизов и литературной программы А.
Н. Скрябина. Эта работа принесла композитору мировую известность.
Александр Павлович Немтин родился 13 июля 1936 года в городе
Перми. После окончания Пермской музыкальной школы и училища
он поступил в Московскую консерваторию в класс композиции
М. И. Чулаки. В 1959 году Немтин блестяще закончил консерваторию
и вступил в Союз композиторов. В течение всей последующей
жизни Александр Павлович жил и работал в Москве. Композитор
умер 1-го февраля 1999 года.
За годы жизни А. П. Немтиным были созданы следующие произведения:
3 симфонии для большого симфонического оркестра; симфониетта
для струнного оркестра "Из юности…"; вокальные
циклы на стихи А. Блока, Ш. Петефи для голоса и фортепиано,
на тексты средневековых японских поэтов для голоса и камерного
ансамбля; сонаты, поэмы и детские пьесы для фортепиано;
композиция "Голос" для электронного инструмента
АНС; музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Особое
место в творческом наследии Немтина занимают сочинения,
связанные с музыкой А. Н. Скрябина. Это реконструкция сцены
из неоконченной Скрябиным оперы "Кейстут и Бирута";
балет "Нюансы", созданный на основе ранних фортепианных
пьес Александра Скрябина; "Предварительное действо"
- триптих из трёх симфоний для солистов и большого симфонического
оркестра по музыкальным эскизам и литературной программе
Скрябина. Работа над воссозданием "Предварительного
действа" продолжалась в течение 26 лет. С 1970 по 1996
годы. В результате возникла триада из трёх симфоний для
большого симфонического оркестра, органа, смешанного хора,
фортепиано и сопрано соло. I часть - "Вселенная",
II - "Человечество", III - "Преображение".
"Предварительное действо" было окончено 1 сентября
1996 года, а в 1997 году состоялась премьера всего цикла
в Хельсинки, под управлением дирижёра Лейфа Сегерстама.
Идея "Предварительного действа" зародилась у Александра
Скрябина в последние годы жизни одновременно с идеей "Мистерии".
К этому времени мировоззрение композитора основывалось на
оккультных знаниях, которые он почерпнул в священных ведических
трактатах (Скрябин знал санскрит), а также в работах Е.
П. Блаватской. В соответствии с оккультными идеями Скрябин
большое значение придавал воздействию музыки на мироздание
и на человечество. Он считал возможным преобразовать человечество,
очистить его от грубой материи с помощью специально для
этого написанной музыки. Во время исполнения "Мистерии"
по замыслу композитора должна была произойти дематериализация
человечества, а "Предварительное действо", будучи
прологом к "Мистерии", должно было подготовить
человечество к акту дематериализации. Скрябиным было написано
53 страницы музыкальных набросков, а также литературная
программа "Предварительного действа", но закончить
начатое он не успел. Во время гастролей , в 1915 году композитор
внезапно умер.
Через 55 лет, в 1970 году Александр Павлович Немтин, вдохновлённый
идеями Скрябина, начинает работу над воссозданием "Предварительного
действа". Композитор тщательно изучает музыкальные
эскизы, сделанные Скрябиным, определяет место того или иного
элемента в форме целого, намечает способы развития музыкального
материала. Общеизвестно, что музыкальный стиль Скрябина
очень быстро эволюционировал, поэтому в качестве модели,
определяющей гармонический язык, драматургию формы, состав
оркестра Немтин выбрал "Прометей" - последнее
симфоническое сочинение Скрябина.
Такой способ создания собственного сочинения на основе музыки
другого композитора, для современного автора является почти
- что правилом. Очень многие музыкальные творцы ХХ го века,
так или иначе, обращались к композиторскому наследию предыдущих
эпох. И даже сложились устойчивые способы, традиции такого
обращения. Альфред Шнитке, например, описал 4 основные техники
работы композиторов с "чужим" материалом:
1. Стили с приставкой НЕО ("Бахизмы с вальшивизмами"
- словечко С.С. Прокофьева). Этот способ предполагает
воспроизведение музыкальных элементов музыки барокко,
классицизма, романтизма на основе усложнённой, типичной
для гармонического языка ХХ века звуковысотности. Эта
техника хороша для воплощения гротесковых образов, косвенного
трагизма, пародирования. В качестве примера можно вспомнить
сочинения Стравинского, Прокофьева, Хиндемита, Пендерецкого,
Рима, Головина.
2. Техника адаптации - автор приспосабливает музыку,
написанную другим композитором для своей манеры изложения
(инструментовки и музыкальной драматургии). Таким образом,
могут быть созданы яркие, блестящие сочинения. При этом
всегда ощущается дистанция, остранённость музыкальных
образов. Примером таких композиций могут служить "Кармен"
Бизе-Щедрина, "Ричеркар" Баха - Веберна, "Поцелуй
феи" Стравинского.
3. Полистилистика. Эта техника создана, точнее впервые
осознанна и сформулирована Альфредом Шнитке. Суть этой
техники заключается в соединении "несоединимого".
Объединение в одном сочинении элементов самых различных
стилей, манер, техник. На основе такой технологии создано
большинство композиций самого А. Шнитке, а также оперы
"Ваш Фауст" Пуссера, "Солдаты" Циммермана,
многие сочинения Ч. Айвза.
4. Стилизация. Как правило, к этому способу работы
прибегают так называемые композиторы-прикладники, сочиняющие
музыку к кинофильмам, спектаклям и т.д. Подобные сочинения
не отличаются глубиной замысла, проработанностью деталей
и выполняют функцию "быстрого заменителя", подделки
под тот или иной известный стиль.
Как уже было отмечено, Александр Немтин, работая над воссозданием
"Предварительного действа", также опирался на
"чужую" музыку: тематические эскизы и общую
стилистику позднего Скрябина. При этом у Немтина в процессе
творчества возник уникальный, новый способ обращения с
музыкальным материалом другого композитора. Опираясь на
этот метод, осознанно или спонтанно, Немтин сумел создать
выдающееся произведение музыкального искусства ХХ века.
От техники адаптации его метод отличается тем, что нет
дистанции между авторами, даже при цитировании. Музыка
звучит непосредственно, от первого лица. Хотя автор кое-где
и применяет необычную инструментовку (например, диалог
органа и фортепиано в 3-й части), фактурные комбинации
(заключительный "фа-диез" - унисон всего оркестра).
Так могло бы быть у Скрябина в последующих, ненаписанных
сочинениях.
От стилизации - метод Александра Немтина отличается непосредственностью
изложения, гораздо большей свободой, раскрепощённостью
творческого процесса, и, конечно же, исключительной технической
точностью выполнения. Конкретно, в музыке Немтина более
масштабное драматургическое мышление, чем у Скрябина.
Это проявляется в длительных звуковых нарастаниях, постепенно
приводящих к сильнейшим кульминациям, длительном пребывание
в одном состоянии. Эти "отклонения" от стиля
Скрябина осознавались и самим автором и музыкантами, исполняющими
музыку "Действа".
Воплощая "Предварительное действо" Немтин целиком
и полностью опирался на гармонический стиль позднего Скрябина,
не пытался его модернизировать, усложнить, осовременить,
и в этом отличие его подхода от техники НЕО-стилизаций.
Кристально чистый, выдержанный на протяжении всех трёх
частей стиль отличает "Предварительное действо"
от полистилистических композиций. (Кстати говоря, Немтин
очень отрицательно относился к самой идее полистилистической
музыки).
И так для метода Александра Павловича Немтина характерно:
1. Опора на исходный стиль без попыток его преобразования.
2. Сохранение всей сложности и тонкости этого исходного
стиля.
3. Свободное обращение с элементами стиля, развитие этих
элементов.
Три вышеперечисленных пункта наглядно демонстрируют нам
процесс как - бы отрешения А. П. Немтина от собственного
индивидуального стиля и растворения его авторского стиля
в стилистике позднего Скрябина. Это обстоятельство позволило
нам назвать метод Немтина МЕТАСТИЛИСТИЧЕСКИМ, то есть
стоящим над индивидуальным стилем, выходящим за границы
индивидуального стиля. Следуя МЕТАСТИЛИСТИЧЕСКИМ путём
А. П. Немтин сумел создать одно из самых грандиозных сочинений
симфонической музыки ХХ века.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|