Музыка как опосредованное
самопознание и "внутреннее делание" человека
|
Программа
Совета |
|
Торопова Алла Владимировна,
доцент МПГУ, вед. науч. сотр.
ПИ РАО,
кандидат педагогических наук,
член-корр. МАНПО, г. Москва
pmu@perm.ru
|
Музыка - феномен культуры, притягательный для изучения с
позиций различных дискурсов знания: истории искусств и стилей;
теоретических концепций структуры музыкальной ткани; акустики
и инструментоведения; эстетики и функционально-воспитательных
возможностей - всех тех научных областей и подходов, которыми
богато наше время. В ряду перечисленных и не перечисленных
научных подходов к музыкальному искусству есть и еще один,
рассматривающий музыку как таковую, и вне, и внутри ее историко-стилевой
конкретности, как феномен сознания человека. При таком взгляде
музыка предстает летописным полотном развития человека,
трансформаций его сознания. И адекватный исследовательский
аппарат такового познания смысла музыки следует искать в
психологических и антропологических концепциях и теориях.
В контексте психолого-антропологической проблематики рождается
действительно новый взгляд на музыку как феномен сознания
и возникает вопрос об эволюционном смысле порождения музыкальной
культуры, об этническом многообразии и антропологических
типах музыкальных культур, о современном музыкальном искусстве
и языке как манифестациях актуального состояния сознания
человека нашего времени.
Рождение музыки как феномена сознания из звучащей символизации
эмоций и переживаний, движения мысли и поведенческих действий
- факт универсальный и столь же природный, как и культурно-движимый.
Это обобщение наталкивает на концептуализацию данной сущности
человеческого сознания в особой психологической реальности.
Присвоим ей пока рабочее понятие - "звучащее"
или "интонирующее сознание", которое включает
в себя и "музыкальное сознание", но последнее
является уже чисто культурным феноменом на фоне антропологической
сущности (то есть включенности в антропогенез) "звучащего
и интонирующего сознания".
Но мы ничего не знаем об этой особой психологической реальности
- той целостной сущности или структуре сознания, которая
ответственна за становление и развитие Homo-musicus как
субъекта и объекта культуры и эволюции. Необходимо научное
оформление того эмпирически-философского факта, что эта
сторона развития человека непрерывна, постоянна и многовариантна
в истории человеческих культур и общей эволюции сознания
(то есть обладает характеристиками общими, особенными и
единичными).
Интонирующее сознание, по нашему мнению, является мостом
между т.н. "биологией переживаний" человека и
его общественно-социальной сущностью - межличностным пространством
людей, общения, культуры, социума, традиций, моделей жизни,
наконец.
Значит, интонирующее сознание связано с экспликацией смысла
вовне, оно рождает мифологический рефлексивный слой "нижних
этажей" психической реальности человека (биодинамической
и чувственно-аффективной тканей его сознания). Далее, на
его фундаменте вырастают "превращенные формы"
(в терминлогии М.К.Мамардашвили) - звуковая символика, жестовая,
визуальная и др. Они в своих основах имеют общее корневище
и питают друг друга. Из звуковой стороны интонирующего сознания,
все более отчуждаясь от "биологии" ("дионисийства",
по Ницше) и приобщаясь к служению социуму и культуре ("аполлоническое
начало"), рождается музыкальное сознание.
Эта качественность сознания - интонируемость (интонационная
интерпретация) смыслов и потребность в интонировании познаваемого
мира вне и внутри человека - эксплицируется в языковых манифестациях
различных модальностей, адресованных как к миру вокруг,
так и к самому себе. Языковые манифестации - это все доступные
человеческой природе экспрессии переживаний: двигательные,
звуковые, визуальные, а так же прочие, доставшиеся нам от
"животной биологии" и составляющие самый архаичный
язык экспликации переживаний.
Языковые манифестации сознания, все более отчуждаясь в ходе
эволюции и истории человека от своих бытийно-природных истоков,
превратились в формы культурной деятельности. Теперь они
представляются, а, вернее, возвращаются сознанию как опыт
культуры, ее продукты и практики.
Таким культурным явлением, обладающим собственной автономией
как в бытийственных формах, так и образовательных и познавательных
практиках, является музыка. Она представлена сознанию в
виде музыкальных произведений, направлений, течений, различных
способов ее исполнения и интерпретаций, то есть как нечто
внешнее по отношению к сознанию человека. Но она является
настолько "внешним", насколько внешна человеку
его тень, или изображение в зеркале.
Можно сказать, что музыкальная культура в таком понимании
выполняет функцию внешней памяти человечества о его опыте,
опыте интонирующего сознания. К ресурсам этой памяти мы
можем обращаться всякий раз, погружаясь в музыкальное восприятие.
Бессознательно распознаваемыми объектами при восприятии
являются семантические паттерны, заключившие в себе некие
универсальные модели переживаний. Весьма удобно подойти
к их описанию и интерпретации с позиции юнговской теории
архетипов коллективного бессознательного (то есть тех самых
глубин сознания, память о которых практически стерта из
осознанной культурной деятельности человека и общества).
Нами предлагается система архетипов (на основе юнговских),
их психологическая и музыкально-языковая (протоинтонационная)
интерпретация.
Система включает следующие архетипы: Дитя, Герой, Анима,
Мать, Старик, Круг, которым соответствуют определенные психологические
свойства:
Дитя символизирует спонтанность,
непредсказуемость, "алогичность", высокую внутреннюю
потенциальность и "творческость", невыраженность,
свободу выбора и обособленность психологического пространства,
эгоцентризм (понимаемый возрастной психологией как тип
восприятия мира), непосредственность.
Герой выражает
стремление к достижению цели через преодоление; зависимость
от желаемой цели, отсутствие выбора, движение в линейном
пространстве борьбы за цель.
Анима* символизирует потребность
в сочувствии, удовольствии, признании; имеет изменчивую
и пластичную форму дополнительности, комплементарности,
может включать нарциссизм, гедонизм.
Мать олицетворяет альтруистические
начала в личности; чувство единения с природой, растворения
в ней вплоть до потери собственного "пространства".
Старик представляет:
социализированность, интеллектуальную структурированность;
знание ограничений, понимание норм и правил; олицетворяет
образ Учителя, Мастера, Мудреца.
Шестой архетип соответствует
символам: единства макро- и микрокосма; упорядоченной целостности
или Самости (по К.Юнгу); центра и цели процесса индивидуации,
личностного идеала целостности.
В данной системе архетипов заложены противоположные начала
- активное и пассивное, выраженные в мужской и женской линиях,
что укоренено не только в культурологической и философской
традициях, но и в субъективном психологическом восприятии
отдельных качеств личности; а также симметричность и асимметричность
процессов возбуждения и торможения, заложенных в соответствующих
архетипических переживаниях. Таким образом, система имеет
несколько вариантов психосемантических "оппозиций"
и может быть различным образом схематически изображена**
. Например:
|
Активность
|
|
Пассивность
|
Симметричность |
СТАРИК
|
|
МАТЬ
|
|
|
ДИТЯ
|
|
Асимметричность |
ГЕРОЙ
|
|
АНИМА
|
Сама качественность пассивности и активности может быть
интерпретирована как противоположные тенденции в отношении
ко времени, то есть к изменениям среды: подчинение времени
(энтропия) и обуздание времени (негэнтропия). Во временном
аспекте архетипическая схема будет выглядеть так:
|
Энтропия
|
|
Негэнтропия
|
Вечность |
МАТЬ
|
|
СТАРИК
|
|
|
ДИТЯ
|
|
Временность |
АНИМА
|
|
ГЕРОЙ
|
Дитя в этой схеме занимает позицию "между"
энтропийными и негэнтропийными процессами, а также между
вечностью и временностью. Именно поэтому дитя символизирует
принцип творчественности природы, спонтанности и чуда.
Круг - архетип, вмещающий в себя все. Это Единое, вневременное
бытие.
Представленная система архетипов (коллективного бессознательного),
преломляется в индивидуальном бессознательном опыте, стержнем
которого являются закрепившиеся паттерны психологических
(онтологических) переживаний.
В музыке, в ее языке и в особенностях индивидуальной
психосемантики восприятия эти мифоподобные структуры сознания
обнаруживают себя.
Какова же представленность архетипического содержания
в музыке? Музыкальный язык обладает таким свойством как
передача энергий процессов возбуждения и торможения, вызывающих
напряжение и расслабление в телесном переживании, а также
скорость, интенсивность поступления импульсов, частоту
сменяемости противоположных импульсов-процессов. Бессознательное
восприятие отмечает такие особенности переживания музыкального
времени как его структурированность и аструктурированность,
симметричность и асимметричность, связанные с различными
вариантами чередования ощущений устойчивости и неустойчивости,
опорности и неопорности звучаний.
Можно попытаться представить себе систему соответствий
свойств психологических и музыкальных архетипических комплексов:
Герой - музыкально-семантическое
образование, имеющее такие характерные свойства, как линейное
ощущение пространственно-временных отношений, что проявляется
в учащении смены процессов напряжения и торможения, чувстве
накапливающейся энергии. В данном движении содержится
нерегулярность появления опор, а значит, несимметричность
музыкальных построений, имеющих тенденцию интенсификации
движения к "цели". (Примером, на наш взгляд,
может служить тематизм Л.ван Бетховена.)
Старик - статичность пространственно-временных
отношений, уравновешенность процессов напряжения и торможения
с некоторым акцентом на "своевременность" появления
опор, регулярность, периодичность, симметричность. Как
архетип с мужским, активным значением содержит в себе
преобладающее накопление энергии, что сказывается в логике
"к опоре", хотя и с меньшим "межопорным"
существованием, часто доминирование линии основы как носителя
конвенциональных норм определенного музыкального языка.
Важны также метроритмические и тесситурные условия: если
архетип Героя задействует довольно широкий регистровый
диапазон, то архетип Старика чаще воспринимается в низком
и среднем, притом весьма ограниченном диапазоне. (Потому
данное архетипическое содержание часто заключается в жанры
гимнов, некоторых маршей, полонезов, то есть жанры, воплощающие
идею "законности, государственности" (если можно
так выразиться); в иных культурах это будут другие жанры,
выполняющие сходную функцию.
Мать - архетип, музыкально-семантически
относящийся к статично-симметричной паре, однако смысловые
акценты в нем смещены к освобождающейся, а не концентрирующейся
энергии (что свойственно женским архетипам). Это заключено
в передаче стимула к торможению, расслаблению, нивелированию
воли к движению. Уравновешенность передается регулярностью
появления опор, не собирающих, а ослабляющих напряжение
(как сложилось в языке жанра колыбельных, например). Этому
архетипическому комплексу свойственны пространственно-временные
характеристики нелинейного, "без времени" длящегося
состояния, такая форма часто не заканчивается, а "прерывается",
как это происходит в некоторых произведениях О.Мессиана.
(Примером может служить "Взгляд Девы Марии"
из "Двадцати взглядов на лик младенца Иисуса",
а также Пятая часть из Квартета "На конец времени".)
Анима - музыкально-семантическое
образование, также имеющее свойства женских архетипов:
в нем преобладают выражения процессов торможения над напряжением,
передача восприятия освобождающейся энергии, расширение,
размывание опорных точек, что свойственно, в описании
М.Г.Арановского, мелизмам и аналогичным средствам, расшатывающим
устои (гармоническим и ритмическим). Но, в отличие от
материнского архетипа, данное смысловое образование нестатично
и несимметрично. Оно в линейном пространственно-временном
бытии имеет как бы обратные архетипу Героя свойства: не
фокусировка и накопление напряжения, а изменчивость и
распыление, превращение зон напряжения в самодостаточные,
не требующие разрешения звучности. Отсюда преобладающие
формы - вариационные, а также свойственные танцевальным
жанрам - трех- и многочастные. (Равелевскому композиторскому
стилю, на наш взгляд, близко частое обращение к архетипу
Анима, который дает о себе знать даже в "Болеро".)
Дитя - двояко заряженное,
неопределенно выражающее себя образование, основными признаками
которого можно считать спонтанное чередование различных
проявлений: повторность и изменчивость, ограниченность
средств (диапазон, тембр) и непредсказуемость, свобода
от конвенциональной логики развития. Важно смысловое оформление
Дитя как непарного архетипа, отделенного от мира и зависимого
от него, что выражается в попытке обретения регулярных
опор и в то же время нарушении этой регулярности. Архетипические
признаки, такие как ограниченный диапазон, повторность,
чистота тембра, частая перемена целей движения как бы
передающая скачущий фокус сознания*** . Отсутствие жесткого
следования закономерностям делает этот архетипический
символ носителем незащищенного устоями, уязвимого начала,
именно поэтому архетип Дитя содержится в выражении художественно-музыкальными
средствами образа блаженного, отделенного от мира существа
(например, Юродивый в опере М.П.Мусоргского "Борис
Годунов"). В нашей культуре для музыкального воплощения
такого смыслового образования часто привлекаются образцы
подлинно детского репертуара: считалки, дразнилки, попевки
и др.
Круг - наиболее сложный для
описания архетипический комплекс. Он содержит в себе некую
целостную архетипическую картину и воспринимается как
объективный смысл сущего. Таковы многие произведения И.С.Баха,
чьи музыкальные средства несут свойства различных архетипов
и в то же время соразмерное единство.
Конечно же, наше восприятие архетипа зиждется не на сознательном
анализе или микроанализе составляющих музыкальный язык,
а на интуитивном иррациональном улавливании общей семантико-звуковой
формулы произведения - его протоинтонации (в терминологии
В.В.Медушевского). Именно протоинтонация и есть носитель
архетипического паттерна переживаний, глубинного опыта
сознания, транслирующегося в будущее.
В этом интуитивно-иррациональном бессознательном восприятии
каждый человек выступает истинным субъектом восприятия
и познания, творящим мифологический слепок с точек соприкосновения
своей индивидуальности с культурой. То есть в каждом акте
восприятия музыки, не говоря уже о ее создании, человек
воспроизводит заново свой человеческий облик со всеми
его общими чертами и особыми приметами, тяготея к тем
паттернам переживаний - архетипам сознания - которые дают
в настоящий момент наиболее потребные личности энергии
для внутреннего делания, самосозидания.
Не буду в данной статье углубляться в проблематику вариантов
"самостроительства" личности, поскольку в каждом
случае "работают" различные механизмы "внутреннего
делания": от поддержания хрупкой, истончившейся душевной
структуры просто "на плаву" (и тогда мы припадаем
к музыкальным резервуарам, дающим простую привычную пищу,
каждому свою) до кардинального экзистенциального сдвига
в ценностных ориентирах и уровне существования (и тогда
мы ищем новые источники энергии как в жизненных, так и
в музыкальных впечатлениях). В таком познавательном дискурсе
по-новому может высветиться и проблема современного музыкального
языка, вернее, языков и стилей, но это уже тема для другой
статьи.
* В нашей систематизации юнговских архетипов многие
из них совместились (как Герой и Анимус, например, или
Старик и Учитель, Отец), и иные - дифференцировались с
некоторыми вариациями (как Анима и Мать). Анима - это
подруга или Возлюбленная Героя, искомое Сокровище и цель
испытаний.
** Необходимо заметить, что данная система символически
отражает "институт семьи", что подкрепляет представление
о синхронизме семантических и психологических образований.
*** Именно таково архетипическое содержание темы нашествия
из Седьмой симфонии Д.Шостаковича. В этом - интуитивно-музыкальное
прозрение композитора в психологию происходящих событий.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|