Организация учебно-производственного
центра в системе дополнительного образования на
принципах экономической игры и модульной технологии
обучения
|
Программа
Совета |
Вараксин Геннадий
Сергеевич,
руководитель учебного
бизнес-центра
Постановка проблемы
В настоящее время в России идет становление
новой системы образования, ориентированного на вхождение в
мировое образовательное пространство. Действующая традиционная
система обучения переживает глубокий кризис и вошла в противоречие
с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации
всех сфер жизни современного человека. Эти противоречия все
более усиливаются. Учитель перестал являться основным источником
знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина
информации из различных источников: телевидение, видеофильмы,
компьютерные программы и игры, INTERNET, разнообразная учебная
и научно-популярная литература, дополняющая стандартные школьные
учебные пособия и пр. Фронтальная система обучения и классно-урочный
принцип организации учебных занятий, которые родились более
трех веков назад и в почти неизменном виде дошли до нас, не
способны в настоящее время обеспечить решение задач подготовки
компетентных специалистов на современном уровне, обладающих
критическим системным мышлением, способных творчески решать
нестандартные проблемы и находить высокоэффективные решения.
Отличительными признаками традиционной технологии являются
следующие: одновозрастность, однородность и стабильность учебного
коллектива, единый годовой план и программа, жесткое расписание,
регламентация деятельности учащихся, принудительность обучающих
процедур, основная единица занятий – урок, ориентация на среднего
ученика, урок посвящен одному учебному предмету, теме.
Методы усвоения знаний основаны на следующем: сообщение готовых
знаний, обучение по образцу, вербальное изложение учебного
материала, нагрузка на механическая память, репродуктивное
воспроизведение. Процесс обучения, как деятельность, характеризуется
отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного
труда школьников. (обучение из-под палки)
Количественная оценка – отметка – часто становится средством
принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического
и социального давления на ученика. Отметка, как результат
познавательной деятельности, как правило, отождествляется
с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Существующая система образования является авторитарной системой
и не учитывает индивидуальных особенностей и способностей
к восприятию новой информации у детей, она навязывает один
темп обучения и предъявляет одинаковые требования ко всем
учащимся. В результате ученики с замедленной интеллектуальной
деятельностью не справляются с учебной программой и не выдерживают
заданного темпа, попадая в разряд хронических «двоечников»,
сильные ученики с быстродействующим интеллектом испытывают
скуку и не могут реализовать свой потенциал, у них школьное
обучение приводит к потере интереса, притуплению способностей
и разбалтыванию. Этот принцип – ориентация на средние способности,
приводит к особенно тяжелым последствиям. Современное образование,
которое преследует цель сообщить известную и одинаковую сумму
знаний, выглядит как массовое «убийство» талантов.
Фронтальная система обучения уничтожает у детей положительную
мотивацию к обучению, формирует у них ложную цель – получение
знаний ради оценки. Следствие: в средней школе широко распространены
различные формы обмана учителей – списывание, подсказки, зубрежка
и т.п.
При огромном дефиците учебного времени оно используется в
школе крайне нерационально. Параллельно изучается большое
количество предметов небольшими дозами, с малыми и большими
перерывами. На забывание отводится больше времени, чем на
получение информации. В процессе обучения преобладает нагрузка
на механическую память. Мышление, способности к активному
восприятию информации у детей и подростков не развиваются.
Учащиеся привыкают к роли пассивных слушателей объяснений
учителя и не владеют методами самообразования. В условиях
жесткой регламентации учебной деятельности дети и подростки
не получают навыков планирования и организации личной работы,
не умеют ставить цели и добиваться их реализации.
Вывод: классно-урочная система фронтального обучения является
тормозом развития образования, развития творческих способностей
у детей и подростков. Учащиеся после школьного обучения, как
правило, плохо подготовлены к реальной жизни, так как система
обучения является формальной и приспособлена больше для учителей
и контролирующих органов, чем для учеников.
Альтернативой школьному обучению может быть система дополнительного
образования, которая специально организована для обучения
и развития детей и подростков с учетом их интересов и построена
на принципах добровольности. К сожалению в этой сфере также
накопилось много проблем и противоречий. Прежде всего надо
отметить слабость материальной базы большинства учреждений
дополнительного образования, неполноценность организационной
структуры управления, преобладание кустарных (ремесленных)
форм организации кружковой работы, острый дефицит квалифицированных
педагогов дополнительного образования, крепостной характер
действующих нормативных документов, излишняя регламентация
учебного процесса и функционирования системы в целом. Самое
острое противоречие заключается в том, что система дополнительного
образования также организационно построена на принципах классно-урочного
фронтального обучения, как и система обязательного школьного
образования. Для учета кружковой работы применяется форма
журнала, бланки которого полностью соответствуют школьному
журналу. Правила заполнения требуют от педагога записи темы
урока на каждом занятии. Так как журнал учета является финансовым
документом и основанием для оплаты труда преподавателя, это
означает, что другие педагогические технологии, ориентированные
на личность ребенка, менее авторитарные, не допускаются для
официального применения. Так как фронтальная система обучения
несовместима с идеями дополнительного образования и фактическое
выполнение всех требований нормативных документов в полном
объеме практически невозможно, реальная кружковая работа строится,
как правило, на других принципах. При этом журналы учета работа
заполняются педагогами, как положено, в соответствии с требованиями
администрации, в результате чего в системе дополнительного
образования мы имеем недостоверную отчетность, в чем педагоги
не очень виноваты. Это следствие порочной системы.
Проектное решение
Возможно решение большинства проблем школьного
и дополнительного образования на основе перехода к новым образовательным
технологиям. Такие системы обучения существуют и они активно
развиваются в цивилизованных странах на основе информатизации
системы образования. Быстрыми темпами внедряются различные
формы модульного обучения, системы дистанционного обучения.
Этому способствует насыщенность учебных заведений вычислительной
техникой и современным обучающим мультимедийным программным
обеспечением. Свободный доступ детей и подростков к компьютерам
и информационным сетям дает возможность использовать вычислительную
технику, как универсальный инструмент для изучения различных
предметов школьного курса. При этом обеспечен глобальный,
сплошной, непрерывный оперативный рейтинговый контроль и учет
знаний, умений и навыков у всех участников учебного процесса.
В клубе «Электрон» центра творчества «Шанс» в течение многих
лет проводятся эксперименты по созданию новой образовательной
модели учебно-производственного центра, максимально отражающей
реальную жизнь. К настоящему времени сложилась определенная
система работы, которая включает в себя элементы модульной
технологии обучения. Технология модульного обучения является
одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим
осуществлять самообучение, саморазвитие, регулировать не только
темп работы, но и содержание учебного материала.
Обучающим модулем называется автономная часть учебного материала,
состоящая из следующих компонентов:
· Точно сформулированная учебная цель
· Информационный блок (банк информации) - учебный материал,
структурированный на учебные элементы в виде методических
пособий, рабочих тетрадей или обучающих компьютерных программ
· Методический блок – методическое руководство по достижению
целей (алгоритмы обучения)
· Исполнительский блок (для формирования умений) – пакеты
задач и упражнений с алгоритмами решений, описания лабораторных
и практических работ
· Контролирующий блок – банк контрольных заданий, соответствующий
целям, поставленным данным модулем
В системе дополнительного образования есть возможность усилить
эффект от применения модульного обучения путем организации
модели учебно-производственного центра, в котором реализованы
хозрасчетные отношения в режиме экономической игры. В клубе
«Электрон» сделана попытка создания подобной структуры. В
такой учебной среде всем участникам предлагаются различные
формы деятельности: изучение различных модульных курсов, самостоятельные
занятия по интересам и личным планам, элементы производственной
и творческой деятельности, выполнение функций инструктора
(супервайзера), развлечения (компьютерные игры). Все учащиеся
имеют возможность получать образовательные услуги в удобное
для себя время с учетом действующего расписания компьютерного
класса. Темп индивидуальных занятий не регламентируется. Преподаватель
является организатором учебного процесса, обращая основное
внимание на методы обучения и развитие способностей к этому
виду деятельности у всех учащихся. Методы фронтального обучения
почти полностью исключены. Традиционный журнал учета кружковой
не может быть применен в этих условиях. Вместо этого документа
построена система информационного обеспечения, включающая
в себя компьютерную базу данных. Первичные записи о всех видах
деятельности обучаемых производятся в специальных бланках
индивидуальных учетных карт, в которых учитывается вся информация,
необходимая для анализа (посещаемость, структура затрат технологического
времени, учебные результаты в виде рейтинга в баллах, сведения
о состоянии личных счетов по правилам экономической игры).
Всем участникам предоставляется возможность реализовать свои
способности и творческий потенциал на рабочих местах компьютерного
класса. Возможна работа в индивидуальном режиме или в составе
временных творческих групп. За выполненную работу индивидуальный
исполнитель или члены творческого коллектива получают вознаграждение
по правилам экономической игры.
Предлагаемая система работы дает возможность реализовать цели,
которые трудно достичь в условиях классно-урочного фронтального
обучения:
· предоставление обучаемым возможности самостоятельного выбора
из большого количества различных курсов, обеспечение у большинства
учащихся положительной мотивации на процесс получения знаний
с целью практического применения
· формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с
источниками информации, развитие способностей к обучению
· развитие у детей и подростков навыков планирования и организации
личной работы
· экономическое образование и воспитание участников учебно-производственного
процесса на основе включения их в систему хозрасчетных отношений
по правилам экономической игры
· организация практической деятельности индивидуальных исполнителей
и рабочих групп (разработка информационного, методического
и программного обеспечения для обучающих модульных курсов
)
По результатам эксперимента, организованного в клубе «Электрон»
можно сделать вывод, что модульная технология, в отличие от
традиционной классно-урочной системы фронтального обучения,
обеспечивает активизацию мыслительной деятельности обучаемых,
включает у них положительную мотивацию на получение знаний,
развивает аналитическое системное мышление, предоставляет
учащимся возможность обучения в своем темпе с учетом индивидуальных
особенностей и способностей к восприятию новой информации.
Это система (модель дополнительного образования), включаясь
в которую все участники учебно-производственного процесса
(независимо от возраста) играют по одним правилам. Все учащиеся
находятся в образовательном пространстве, которое непрерывно
расширяется за счет методической деятельности творческой лаборатории.
Планирование работы и организация деятельности учебного центра
построены на основе личных планов участников экономической
игры и с учетом их потребностей. Система обучения очень тесно
связана с практической деятельностью, что означает возможность
немедленного применения полученных знаний и навыков работы.
Все учащиеся имеют возможность выбора и принятия самостоятельных
решений по следующим направлениям:
· Содержание обучения (выбор курсов из большого количества
предложений)
· Виды практической деятельности (работа на компьютере, творческая
деятельность, выполнение функций супервайзера, бизнес-деятельность
в качестве дистрибьютора и информационного спонсора)
· Инвестирование денежных средств (планирование затрат)
· Управление своим личным временем и личными ресурсами
Развивающая среда подталкивает всех участников к принятию
самостоятельных решений по всем аспектам деятельности в творческом
объединении (Старт-бизнес-клубе). В школе не учат технике
планирования и основам организации личной работы, так как
в условиях фронтального обучения этого не требуется. В учебном
центре, организованном на принципах модульного обучения, у
учащихся появляется мотивация к изучению курса «Самоменеджмент»
и к применению соответствующих знаний и умений на практике.
Старт-бизнес-клуб, организованный на базе компьютерного класса
в детском клубе «Электрон», предлагает в качестве основного
инструмента оперативного планирования и организации личной
работы оригинальный картотечный органайзер.
Новая модель (концепция) дополнительного образования
Базу эксперимента можно расширить путем организации системы
информационного обеспечения на уровне учреждения дополнительного
образования. Для решения этой задачи необходимо создать регистратуру
для сбора и анализа первичной информации о деятельности кружков
различного профиля. Организация этого подразделения в составе
учреждения дополнительного образования даст возможность отказаться
от ведения традиционных журналов учета, снять существующие
ограничения на методы и формы учебной работы и решить следующие
проблемы:
· управление потоками детей и подростков в условиях свободного
выбора учебных помещений, педагогов и видов деятельности
· функционирование системы информационного обеспечения хозрасчетных
отношений на уровне учреждения
· централизованный объективный учет и структурный анализ затрат
рабочего и учебного времени всех участников учебно-производственного
процесса
· оперативный диспетчерский контроль и анализ выполнения заданий
и проектов исполнителями и силами рабочих групп
· непрерывный сбор сведений о посещаемости учебных занятий,
информации об учебной нагрузке педагогов дополнительного образования,
фактической загрузке рабочих мест в лабораториях, мастерских
и учебных классах
На материальной базе учебного учреждения дополнительного образования
предлагается построить систему, которая должна функционировать
на принципах научного управления, гибкой модульной технологии
обучения, частичной самоокупаемости на основе организации
опытно-экспериментального производства и платных образовательных
услуг.
Учебно-производственный центр (так можно назвать этот блок
внешкольной работы) должен быть хозрасчетным подразделением
и решать проблемы подготовки детей школьного возраста к трудовой
жизни путем погружения их в соответствующую среду, моделирующую
производственные отношения. Задачи, которые должен решать
этот центр, согласуются с целями и задачами системы образования
в целом и в частности соответствуют содержанию нового учебного
курса "ТЕХНОЛОГИЯ"
В основе организации учебно-производственного центра предусмотрено
создание опытно-экспериментального индивидуального и мелкосерийного
производства, которое дает возможность наиболее эффективно
решать задачи моделирования профессиональной деятельности
детей и подростков по различным направлениям.
Включение школьников в реальные производственные отношения
на основе участия их в создании опытных образцов новых товаров
и услуг в рамках полного технологического цикла (от идеи до
законченного объекта) может быть реализовано после предварительного
изучения ими соответствующих курсов, построенных на принципах
модульной технологии обучения.
Мелкосерийный характер и новизна продукции опытно-экспериментального
производства предполагают наличие в структуре учебно-производственного
центра конструкторско-технологической службы, на основе которой
появляется возможность массового привлечения школьников старшего
возраста к научно-техническому творчеству через участие их
в практической деятельности в составе временных разновозрастных
творческих коллективов, создаваемых для решения конкретных
организационных и технических проблем. Такой принцип включения
учащихся в производственные отношения позволяет добиться максимальной
эффективности учебно-производственного процесса за счет того,
что в таких коллективах создаются наиболее благоприятные условия
для взаимного обучения и наставничества.
Работая в составе творческих групп на добровольной основе
и изучая различные модульные курсы, необходимые для эффективной
работы, школьники имеют возможность практически попробовать
свои силы в различных областях и видах деятельности в условиях
экспериментального производства на базе различных лабораторий
и мастерских под руководством преподавателей и технических
специалистов - руководителей творческих и производственных
коллективов. На основе этих проб и возможных ошибок в процессе
своей деятельности на рабочих местах учебно-производственного
центра учащиеся в конечном счете имеют возможность сделать
оптимальный выбор своей будущей профессии.
Предлагается следующая номенклатура опытно-экспериментального
производства, удовлетворяющая задачам трудового обучения и
развития творческих способностей у детей и подростков, а также
решающая часть проблем по обеспечению образовательных учреждений
учебным оборудованием и информационно-методическими материалами:
- развивающие технические игры и головоломки (для оборудования
игротек в детских садах, школах)
- учебно-наглядные пособия, учебно-лабораторное оборудование,
технические средства обучения, электро и радиоконструкторы
типа "электронные кубики"
- разработка методического и программного обеспечения для
внедрения принципов модульной технологии обучения, проектирование
модульных, курсов по различным направлениям основного и
дополнительного образования и т.д.
Организационная структура управления учебно-производственного
центра может быть представлена в виде совокупности следующих
программно-целевых блоков:
1) социально-педагогический
2) инженерно-технического обеспечения опытно-экспериментального
производства
3) производственный
4) кружковой работы по интересам .
5) выявления проблем и информационного обеспечения
6) ресурсного обеспечения и технического обслуживания оборудования
7) экономический.
Каждый программно-целевой блок располагает для реализации
целевой программы ресурсами, наделен необходимыми правами
по их использованию и несет всю полноту ответственности за
эффективность деятельности блока и его взаимодействия с другими
блоками в рамках реализации конечной цели проектируемой организации.
Адаптивность, гибкость структуры основывается на наличии и
оптимальном сочетании постоянных и переменных звеньев в структуре
управления. Это означает то, что каждый целевой блок располагает
минимальным количеством штатных работников и технических специалистов,
которые выполняют роль инструкторов и организаторов по всем
видам работ, соответствующих возможностям целевых блоков.
Этот постоянный состав работников центра несет при этом ответственность
за правильную эксплуатацию и эффективную загрузку рабочих
мест подчиненных подразделений, охрану труда, выполнение правил
и требований техники безопасности и пожарной безопасности,
за обучение, аттестацию и развитие кадров по профилю своих
служб, лабораторий, мастерских, оказывает помощь исполнителям
и творческим коллективам в реализации целевых программ при
решении организационных и технических проблем.
Количественный состав штатных работников должен быть достаточным
для реализации всех функций и достижения целей проектируемой
организации, обеспечения максимальной загрузки рабочих и учебных
мест (60-70 час/нед).
Все отношения между целевыми блоками и внутри этих блоков
регулируются на хозрасчетной основе, т.е. организационная
структура учебно-производственного центра должна представлять
собой совокупность самостоятельных подрядных коллективов двух
типов:
- постоянных (штатный состав)
- временных (творческих коллективов и производственных
бригад)
Постоянные подрядные коллективы в лице штатных работников
- представителей целевых блоков организационно, материально
и информационно обеспечивают практическую работу временных
подрядных коллективов, которые могут непрерывно создаваться
и функционировать в составе центра на базе лабораторий, учебных
классов и мастерских с целью решения конкретных внешних и
внутренних проблем организационного, экономического, социального,
научно-технического и производственного характера.
Учебно-производственный центр предполагается построить, как
организацию открытого типа. Все желающие, независимо от возраста
и ведомственной подчиненности имеют возможность принять участие
в различных видах деятельности на базе учебных классов, лабораторий
и мастерских центра.
Для этого предусмотрен значительный диапазон платных образовательных
услуг и в то же время предоставлены возможности для дополнительного
заработка путем организации соответствующих рабочих мест.
Таким образом может быть решен целый пакет социальных и экономических
проблем нашего общества: не занятость школьников после уроков
и следствие этого - высокий уровень подростковой преступности,
избыток безработных - технических специалистов высокой квалификации,
острый дефицит финансирования учреждений образования и т.д.
Автор проекта не знает учреждений дополнительного образования,
организованных на подобных принципах. В этом заключается уникальность
данного предложения. Можно выделить следующие существенные
отличия предлагаемой структуры учебно-производственного центра
от действующих систем трудового обучения детей и подростков:
- Матричный принцип построения структуры управления
- Реализация системного подхода к проектированию производственной
структуры и системы управления (от системы целей к проекту)
- Определение типа производства, как опытно-экспериментального
- Реализация полного технологического цикла (от идеи до
реализации), как основы для моделирования учебной развивающей
среды
- Номенклатура опытного производства - приоритеты на нужды
учебных заведений
- Моделирование всех производственных структур и функций,
возможность участия школьников старшего возраста во всех
видах деятельности центра
- Открытость архитектуры организации, гибкость, возможность
непрерывного развития
- Идеи создания на базе учебно-производственного центра
системы разновозрастных смешанных творческих и производственных
коллективов (реализация матричного принципа построения структуры
организации)
- Реализация принципа специализации рабочих мест, учебных
помещений и служб (целевых блоков). Полная экономическая
самостоятельность подразделений. Управление организацией
экономическими методами.
- Организация обучения и развития кадров и учащихся, оказание
платных образовательных услуг на основе внедрения гибкой
модульной технологии обучения и системы рейтингового контроля
знаний, умений и навыков
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|