При изучении истории школьники встречают много новых слов,
как русских так иностранных по происхождению, не очень понятных
и трудных для запоминания последних.
Встречаясь с исконно русскими названиями, учащимся достаточно
задуматься: почему они так называются, а с иностранными по
происхождению терминами дело обстоит сложнее. Здесь необходимы
дополнительные сведения из истории науки, искусства, религии,
мифологии и т.д.
Научные термины порой скрывают в себе маленькие истории, исторические
эпизоды, свидетельства не только величайших научных достижений,
но и не меньших человеческих заблуждений, напоминая о великих
людях и ошибочных, забытых теориях.
Содержание термина чаще всего раскрывается определением понятия.
Исторические понятия являются отражением в нашем сознании
объективной исторической действительности, в историческом
понятии схвачены, отражены общие существенные черты множества
исторических явлений.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в исторических явлениях,
как и во всех явлениях материального мира, единичное и особенное
являются проявлением, частицей, стороной общего, а внешняя
форма связана с внутренним содержанием.
Это взаимопроникновение единичного и общего, диалектическая
связь внутреннего и внешнего в явлениях объективной исторической
действительности отражаются в нашем сознании как неразрывная
связь исторических представлений – не только в логическом,
гносеологическом, но и психологическом аспекте.
Система исторических понятий, формируемых школой, объективно
правильно отражает факты и закономерности исторического прошлого
и современности.
В практическом решении задачи формирования исторических понятий
в обучении истории необходимо учитывать ее существенное отличие
от задачи создания исторических представлений. Не случайно
применительно к представлениям мы пользуемся терминами «образование»,
«создание»; в отношении понятий речь идет о «формировании».
Исторические представления в значительной части создаются
у школьников независимо от учебного процесса и имеют своим
источником не учебный материал, например, художественная литература,
художественные кинофильмы, телевидение и т.д.. Даже образы
прошлого, сложившиеся у учащихся в ходе учебного процесса
под руководством учителя, чрезвычайно индивидуальны: в представлениях
одного учащегося преобладают одни черты, в представлениях
другого – иные черты того же явления.
Понятия должны быть четкими, определенными, однозначными для
всех, т.е. идентичными. Учитель должен устранять неточности
в понятиях учащихся. Было бы, однако, ошибочно полагать, что
активная деятельность по формированию исторических понятий
ложится целиком на плечи учителя при пассивном «усвоении»
их учащимися. Опыт показывает, что исторические понятия наиболее
прочно входят в сознание, когда они усвоены учащимися в ходе
активной умственной деятельности. Например, можно попросить
учащихся изобразить пантомимой то или иное понятие, или найти
зашифрованный термин, или составить рассказ, используя вводимые
термины. Допустим, при введении термина и понятия “государство”,
следует начинать не с создания у учащихся представлений об
аппарате управления и функциях государства, а попросить составить
их рассказ об его возникновении, с раскрытием причин возникновения
государства, при этом учитывая возврастные особенности учащихся.
Вопрос о государстве как раз является таким вопросом, к которому
школьники неоднократно возвращаются, изучая его на материале
всего школьного курса. Дети легко запоминают и бойко воспроизводят
определение государства: аппарат насилия одного класса над
другим, однако такое усвоение “чаще всего чисто словесное”.
При первых же попытках выяснить, что в данном случае понимают
дети под словом аппарат, обнаруживается, что их представление
не имеет ничего общего с государственной организацией.
Формирование общих исторических понятий следует осуществлять
лишь на основе доступных для учащихся конкретно-исторических
фактов, на базе усвоенных ими представлений, что овладевания
сложными понятиями школьного курса истории предполагает некоторую
постепенность, что имеющий иногда место “скачок” от незнания
к полной научной формулировке является все же результатом
накопления известного минимума представлений.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|