|
Колесникова Зинаида Андреевна,
учитель биологии, физической культуры МОУ «СОШ №131»
г. Перми
|
При изучении школьного курса "Биологии" возникает вопрос
о том, как совместить изложение рассматриваемых процессов,
явлений, признаков на современном научном уровне с доступностью
его восприятия учащимися. Некоторые разделы школьной программы
оказываются для этого сложными.
Одна из причин - это обилие терминов и понятий. Но невозможно
рассуждать о достижениях биологии как науки, не прибегая
к устоявшейся и общепринятой в научном мире терминологии.
И успех овладения учащимися основным содержанием данного
курса зависит от умения быстро находить и выделять биологические
термины в тексте, раскрывать их содержание, анализировать,
использовать на практике.
Например, в разделе "Человек и его здоровье" школьники
встречаются с новыми словами, которые названы своеобразно,
метафорически - способом сравнения вновь открытого с тем,
что было близко людям по жизненному опыту. Слово "анатомия",
например, в переводе с древнегреческого означает "рассечение",
"орган" означает "орудие, инструмент", "гигиенос" - "здоровый,
целебный, приносящий здоровье" и т.д.
Когда учащиеся хорошо уясняют терминологию изучаемого
материала, то у них повышается интерес к предмету, активизируется
познавательная деятельность. Поэтому грамотное толкование
терминов необходимо.
Термин - это слово или словосочетание, являющееся точным
обозначением определенного понятия.
Понятие - это объяснение свойств, связей и отношений предметов,
признаки предметов, совокупность взглядов на предмет.
Работа с терминами и понятиями осуществляется с помощью
различных методов и приемов:
- нахождение терминов, понятий, выделенных курсивом в
тексте;
- разъяснение значения термина, его содержания;
- использование указателя основных терминов;
- выписывание терминов с пояснением в тетрадь и т.д.
Характер заданий постепенно усложняется
от класса к классу. А в старших классах учащимся предлагается
найти определение понятия, выделить определяемое слово, установить
наиболее общие признаки, раскрываемого с его помощью явления,
процесса, а затем частичные признаки. Подобная работа предоставляет
возможность учащимся сознательно усвоить термин, его определение,
понять логику построения, а в дальнейшем самостоятельно конструировать
термин. Для закрепления основных терминов, понятий, их определений,
которые часто используются в учебном процессе и играют важную
роль в усвоении знаний, можно использовать: · терминологические
диктанты; · грамматические диктанты с целью правильного написания
терминов и понятий; · графические диктанты; · составление
схем, таблиц по тексту с использованием основных терминов
и понятий; · отгадывание ребусов; · составление и использование
готовых кроссвордов с биологическими терминами; · выполнение
тестовых заданий и т.д. Нравятся ребятам задания и такого
плана, например, предлагается вставить пропущенные слова в
тексте или написать предложения, в которых используются термины,
прозвучавшие на уроке, или зашифровать новые термины. Объяснение
терминов обычно дается по разделам в соответствии с изучением
тем школьной программы, поэтому ученикам полезно завести словарь
биологических терминов, куда по мере прохождения материала,
записываются толкование последних. Целенаправленная систематическая
работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить
любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять
биологические знания.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|