I. Ещё раз о необходимости целеполагания.
Сегодня никто не решится заявить, что формулировать цель
каждого занятия не нужно. Напротив, любой уважающий себя
педагог со знанием дела будет утверждать необходимость
этого целеполагания, его принципиальное значение для достижения
действительного результата занятия. Однако, на деле названная
аксиома по-прежнему нуждается в постоянном агитационно-пропагандистском
и организационно-методическом обеспечении. Рассмотрение
причин этой парадоксальной, на первый взгляд, ситуации
не входит в задачу данной статьи. Но, отдавая себе отчет
в наличии проблемы признания и принятия педагогами необходимости
постановки целей на каждое занятие приведем ниже короткий
блок аргументации. Любое действие влечет за собой некий
эффект, выражающийся в изменениях субъектов и объекта
воздействия. Педагогическая деятельность- целенаправленная
по определению, ибо предполагает эффект вполне определенный-
позитивные изменения (приращения.) в ценностной, когнитивной,
операционной, эмоциональной и др. подсистемах личности
обучающегося, предусмотренные программой обучения и трактуемые,
как его результат. Результат этот складывается на основе
суммирования изменений (приращений) состояний актуальных
подсистем личности, происходящих в каждой единице образовательного
процесса, каковыми являются учебные занятия. Поэтому,
желая достигнуть конечной цели, невозможно не определять
цели каждой единицы процесса, причем последовательно,
в нужной логике и взаимосвязи (преемственности); Без конкретной
цели занятия невозможно определить, ведет ли оно к достижению
конечной цели обучения, какова его роль с этой точки зрения,
то есть, вообще, зачем это занятие проводится, ради чего
затрачиваются усилия и время педагога и учащихся.
Между тем, опыт вынуждает согласиться с И.П.Волковым в
том, что "учителя часто ведут кружки без определенной
конечной цели. Что-то ученики у них делают, и вроде бы
все идет нормально. Им и в голову не приходит, что как-то
должно быть по другому. На самом же деле при таком подходе
сколь-нибудь серьезных успехов не добиться, ведь если
нет конкретной конечной цели, нет четко очерченных задач,
не будет и практического результата:какая поставлена цель,
такой и будет результат. Ведь если человек поставил перед
собой ясную чёткую конечную цель, то он будет искать и
четкие пути ее достижения. Если же конечная цель не ясна
или отсутствует вообще, то собственно, не ясно. что достигать".
Столь обширная цитата приведена потому, что все сказанное
И.П.Волковым можно в полной мере отнести к конечной цели
конкретного занятия в объединении дополнительного образования.
Стоит обратить внимание и на еще один аспект данной проблемы.
На самом деле, деятельности без цели не существует.Если
отсутствует четко определенная цель занятия, на первый
план выходит латентная, неосознаваемая цель. К числу наиболее
распространенных латентных целей занятия отнесем такие
- "занять детей, доставить им удовольствие",
"получить удовольствие от общения с детьми в излюбленной
педагогом манере" и т.п. В данном случае речь идет
не о педагогике или дополнительном образовании, а о формализме
или удовлетворении потребностей взрослого, что едва ли
может приветствоваться в таком виде.
Таким образом, четкая и грамотная постановка цели каждого
конкретного занятия является обязанностью и неотъемлемой
частью профессиональной деятельности педагога, непременным
условием поступательного движения к конечному результату
реализации.
программы занятий объединения дополнительного образования.
II. Цель - признаки и требования к формулировке.
Из множества определений цели выберем наиболее полное
и полезное практику. Таковым является определение В.С.Лазарева:
цель - образ результата с фиксированным временем его получения,
соответствующего потребностям и возможностям организации
мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения
операционально определенного (контролируемого)
Обладая этими признаками, цель должна ориентировать деятельность
педагога на выбор средств и создания условий необходимых
и достаточных для их достижения.
Следуя далее за В.С.Лазаревым, отметим, что основные цели
и задачи образования (в т.ч. дополнительного) формулируются
в рамках следующих общих функций учебно-воспитательного
процесса:
* Когнитивной, познавательной функции. "выходом"
которой является система знаний, система специальных предметных
умений и навыков, умений осуществлять учебно-познавательную
деятельность, включая и самообразование Исключительная
ориентация только на такие результаты (ЗУНМ) вряд ли может
быть признана разумной и в последние годы подвергается
разной критике с гума- нистических позиций.
* Ценностной, воспитательной функции, "выходом"
которой является: становление основ мировоззрения, взглядов,
убеждений, ценностных ориентации, "Я - концепции"
и самосознания в целом, становления мотивационной сферы,
направленности личности, желаний, стремлений, потребностей,
интересов, обогащения личностного опыта, опыта деятельности,
поведения, общения, отношений переживаний, опыта осуществления
выбора, поступков и т.п
* Функции психического развития, "выходом" которой
должны стать реальные новообразования в интеллектуальной
сфере обучающихся (в их внимании, восприятии, мышлении,
воображении, речи) в их эмоциональной и волевой сферах
* Функции развития творчества, креативности обучающихся.
*: Оздоровительные функции, нацеленной на профилактику
и по возможности коррекцию неблагоприятного соматического
и психического развития детей, обеспечение готовности
к ведению здорового образа жизни.
В зависимости от характера, направления деятельности,
программы объединения дополнительного образования на первый
план выступают те или иные из названных выше функций и
соответственно этому формулируются цели занятий В любом
случае при постановке целей полезно учитывать следующие
требования:
1. Главным основанием постановки целей занятий должны
служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном
этапе реализации программы объединения, с одной стороны,
и анализ наличных возможностей, средств, ресурсов (в т.ч.
временных), с другой.
2. Цели должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее
значимым проблемам объединения.
3. Цели должны быть напряженными, но и реальными, т.е.
находиться в зоне ближайшего развития обучающихся и объединения.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно
(включая уровень желаемого результата и возможность его
достижения за время одного занятия), чтобы можно было
четко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения,
учреждения дополнительного образования.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности,
понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной
работы по коллективной выработке целей и их согласованию.
8. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным
программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям
коллектива, объединения, учреждения дополнительного образования
Сформулировав цель занятия на основе изложенных выше
дефиниций и требований, педагог должен ясно и конкретно
представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания
занятия, какие показатели позволят ему убедиться в достижении
этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
III. Как не надо ставить цели занятия.
Ряд педагогов сталкивается с трудностью перед формулировкой
целей занятия. Порой эти формулировки грешат известными
недостатками. Назовем их типичными ошибками целеполагания
и приведем наиболее распространенные из них.
1. "Избыток целей". В этом случае педагог ставит
перед собой и обучающимися несоразмерное ресурсам количество
целей, порой их бывает 8-12, и они, очевидно, не могут
быть исполнены. Едва ли стоит жертвовать реалистичностью
целеполагания в угоду желанию охватить все возможные и
невозможные функции занятия.
2. "Несоответствие масштаба целей ресурсам занятия".
При этом заявленная цель не может быть реализована на
одном занятии в силу недостатка времени, пространства,
материальных ресурсов, психолого-педагогических особенностей
образовательного процесса. Например:
Закрепление навыков самостоятельной работы с .... Едва
ли навык можно закрепить за одно занятие. (И что значит
"закрепить"? Но об этом ниже.)
3. "Формальность постановки целей", когда цели
занятия формально списываются из научно-методической литературы,
мало согласуясь с реальностью конкретного занятия. Пример:
подбор под каждое занятие пресловутой "триединой
задачи" - обучение, воспитание, развитие.
4. "Подмена цели перечислением видов деятельности
детей". При этом в список целей включается все, чем
педагог намерен занять детей в ходе обучения, образуя
некий перечень процедур и операций.
5. "Процессуальность формулировок", когда и
качестве цели выступает намерение воздействовать как-либо
на обучающихся в процессе занятия Пример: "Приучать
детей к аккуратности в обращении с инструментами".
6. "Абсурдность формулировок", когда цель составляется
из услышанных (прочитанных) где-то штампов, не связанных
между собой, не имеющих отношения к действительности или
содержащих внутренние противоречия. Например: "Учитывать
возрастные особенности для воспитания навыков, знаний
и умений коллективно-творческого дела". Существует
еще целый ряд типичных ошибок, но ограничимся приведенными,
полагая, что их вполне достаточно, чтобы понять, как не
надо ставить цель занятия объединений дополнительного
образования.
IV. Что следует иметь в виду при определении цели занятия.
Прежде всего еще раз адресуем читателя к части II настоящей
статьи. По возвращении, продолжим.
Прежде всего, приступая к формулированию цели занятия,
еще раз обратитесь к целям всего курса, изложенным в программе
занятий, целям и задачам очередного этапа, если таковые
имеются. Помните, что цель вашего занятия, будучи достигнутой,
должна приближать вас к конечной цели программы. Учтите
то, на каком этапе реализации программы находится объединение
к моменту планируемого занятия. Проанализируйте уровень
освоения программы, имеющийся у обучающихся. Необходимо
еще раз обратить внимание на половозрастную характеристику
объединения, характер межличностных и деловых взаимоотношений.
Важен также учет пространственных и материально-технических
возможностей и ресурсов, расчет времени. Бессмысленна
постановка цели, не обеспеченной этими ресурсами. При
необходимости, в отдельных видах нужен также учет времени
суток, когда проводится занятие, и погодных условий. Оценив
всю совокупность факторов, влияющих на потенциальную результативность
занятия, приступайте к формулировке цели.
V. Как сформулировать цель.
Ниже предлагается один из вариантов алгоритма постановки
цели. Являясь примерным и обобщенным, он, по скромным
ожиданиям, может принести некоторую пользу практикам.
1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождения между требуемым
и имеющимся состоянием реализации программы) и определите
главную (главные).
2. Четко сформулируйте эту проблему.
3. Определите шаги (действия) по ее решению, их последовательность.
4. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект)
от исполнения каждого шага (действия).
5. Оцените какие (и сколько) из этих шагов (действий)
можно реально осуществить в рамках одного занятия.
6. Сформулируйте цель занятия, содержащую описание эффекта
от действий, которые вы планируете осуществить в рамках
одного занятия.
VI. Цель достигнута?
Формулировкой цели, как это ни странно, процесс целеполагания
не заканчивается. Памятуя о требовании найти операциональную
определенность (контролируемость) цели, мы должны обратить
внимание на важность отбора и четкого определения критериев
и способов оценки факта достижения цели. Такие критерии
должны объективно следовать из самой формулировки цели,
а способы - давать возможность более или менее уверенной
оценки, достигнутой на занятии по избранным критериям.
Идеальной, но редкой, является возможность математической,
аппаратной регистрации контролируемых параметров. Чаще
приходится прибегать к описаниям-характеристикам результирующих
состояний. В любом случае, характеристики, отражающие
достижения цели, должны быть вами определены при целеполагании,
до начала занятия. После проведения занятия, сравнивая
достигнутый результат с планировавшимся, вы получаете
возможность дальнейшего конкретного профессионального,
результативного ведения своей педагогической деятельности,
точно зная, к чему вы уже пришли, а чем еще следует озаботиться.