Методическое обеспечение - сложный процесс,
включающий прогнозирование потребностей, разработку методической
продукции и ее применение.
Говоря о методическом обеспечении учебного занятия в учреждении
дополнительного образования, мы имеем в виду прежде всего
оснащение средствами обучения деятельности педагога и
обучаемых.
В общеобразовательной школе вопрос обеспечения учебного
процесса, в основном, решен. Учителя имеют возможность
выбора специальной и методической литературы, учебников,
наглядных пособий, соответствующих системе обучения.
Педагогу дополнительного образования решать проблему создания
средств обучения приходится самостоятельно. Задача методической
службы оказать педагогическим кадрам квалифицированную
помощь.
Во Дворце обозначенная проблема решается в ходе реализации
программы "Путь к успеху" через организацию
работы творческой лаборатории "Учебное и учебно-методическое
пособие" и проведение смотров-конкурсов:
дидактических пособий и наглядных материалов, учебных
и учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов
и учебных кабинетов.
Сегодня уже можно говорить о позитивных результатах. Во
Дворце созданы первые учебники и пособия: Белая А.В. "Знакомство
с аджилити", Штернберг Л.П. "Чусовские бойцы",
Жаданова Л.Е. "Легенды и были о камнях". Разработаны
учебно-методические комплексы педагогами Сюзевой И.Б.,
Краснухиной Н.И., Внутских Т.Е., Рудашевским М.А.
И тем не менее, утверждать, что проблема создания средств
обучения решена, рано. Далеко не все педагоги Дворца имеют
необходимые дидактические материалы и удачно используют
их на занятиях.
Одна из причин этого - в слабой информированности педагогов.
Фонды методических кабинетов профильных отделов, как показал
смотр, не располагают материалами, освещающими вопросы
методического обеспечения учебного занятия. Опыт создания
и использования средств обучения в практике дополнительного
образования только формируется.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на работу Акентьевой
Л.Р., методиста ЦДТЮ г. Рыбинска. Она попыталась систематизировать
средства обучения, используемые в работе педагога дополнительного
образования.
Я остановлюсь только на наглядных пособиях.
Наглядные пособия представляют собой плоские и объемные
изображения предметов и явлений, специально создаваемые
с целью обучения. Они разнообразны по назначению, содержанию,
способам изображения, материалам и технологии изготовления.
Различны и методы использования этих средств обучения.
Наглядные пособия подразделяются на две основные группы:
натуральные и изобразительные.
Натуральные состоят из природных материалов и промышленных
объектов. К ним относят готовые изделия, образцы различных
материалов, коллекции тканей, гербарии, чучела животных
и др. Наглядными пособиями могут служить также инструменты
и приспособления при изучении их устройства и принципов
действия.
К изобразительным относят наглядные пособия, представляющие
предметы и явления средствами искусства и техники. Они
классифицируются по следующим признакам.
1. По способам изображения:
o образные, показывающие предметы и явления в реальном
виде. К ним относятся модели, муляжи, макеты и др.;
o схематичные или условные, передающие в логической обработке
самое
главное и использующие условные графические знаки. К этой
группе относят схемы, чертежи, таблицы;
2. По способам восприятия;
1) визуальные:
o объемные, выполненные в 3 измерениях;
o плоские (чертежи, схемы, фотографии, диапозитивы, диафильмы
и др.);
2) аудиотивные (пластинки, кассеты и др.);
3) аудиовизуальные (озвученные диапозитивы, видеофильмы,
кинофрагменты);
3. По назначению:
o иллюстрации - красочное изображение предмета, часто
в увеличенном или уменьшенном виде;
o инструкции - плакаты с изображением в определенной последовательности
приемов выполнения различных видов работ. Таблицы с различными
предупредительными или запрещающими положениями.
Цели применения наглядных пособий различны. Они могут
служить источником знаний, объектом изучения, используются
при контроле пройденного материала.
На занятии допускается использование оптимального количества
пособий. Их демонстрация проводится по мере надобности,
после этого они должны сразу убираться.
Педагогу, приступающему к созданию наглядных пособий,
необходимо помнить о том, что средства обучения должны
соответствовать образовательной программе, возрастным
и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню развития
детей.
Сегодня для успешной реализации образовательных программ
педагогам дополнительного образования нужно не только
знать, иметь, уметь применять средства обучения, но и
постоянно совершенствовать свой арсенал.
Методической службе ДТЮ для решения обозначенной проблемы
необходимо:
o изучить опыт учреждений дополнительного образования
по методическому обеспечению образовательного процесса;
o обобщить опыт педагогов ДТЮ, разрабатывающих и успешно
применяющих средства обучения на практике:
o систематизировать средства обучения, используемые в
образовательном процессе ДТЮ (создать каталоги, аннотированные
списки учебных пособий, наглядных материалов, учебно-методических
комплексов).