|
Директор
школы № 79 Гурьева Татьяна Ивановна
|
Из опыта работы
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА -
ОСНОВА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ № 79
Уважаемые коллеги!
Свое небольшое выступление мне хотелось
бы начать с такого эпизода: совсем недавно, просматривая
видеозапись школьного "Последнего звонка", мои
друзья удивились такому факту: на линейке, под барабанную
дробь знаменная группа вносит Флаг Российской Федерации,
флаг школы, звучит гимн России. Начинается торжество.
Кто-то, возможно, скажет, что это какой-то анахронизм,
пережиток прошлого. Ведь все это уже было и стоит ли повторяться
на новом витке истории?
А если посмотреть с другой стороны? Не возрождение ли
это национальных традиций, гордости за свою Родину, наш
народ?
Согласитесь, что данный ритуал помогает нашим учащимся
осознать свою принадлежность именно к школе № 79, понять
свою значимость, укрепиться в том, что они - равные среди
равных.
Школе № 79 повезло. В ней всегда были живы традиции благодаря
ее учителям, ее ученикам, ее выпускникам.
Я надеюсь, что многие из вас, уважаемые коллеги, понимают,
как остро в наше время стоит проблема воспитания гражданина
и патриота в условиях экономической нестабильности, социального
неравенства общества, равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной
агрессивности, роста национализма, даже фашизма, при устойчивой
тенденции падения престижа военной службы.
Нами было выбрано приоритетное направление в деятельности,
стержень, на основе которого можно выстроить воспитательную
систему школы - воспитание гражданина и патриота в соответствии
с государственной программой патриотического воспитания
граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, принятой
16.02.2001 г. Правительством Российской Федерации.
Определена цель: это создание условий
для развития личности, обладающей важнейшими качествами
гражданина- патриота своего Отечества и способной успешно
выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Поставлены следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств
и сознания граждан н основе исторических ценностей и роли
России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости
за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина - патриота
Родины, способного встать на защиту государственных интересов
страны.
3. Формирование комплекса нормативного,
правового и организационно-методического обеспечения функционирования
воспитательной системы по патриотическому воспитанию школьников.
Реализация Программы должна пройти несколько
этапов. По сути, мы находимся в самом ее начале:
- разрабатывается нормативно-правовая база (положение
о символах и ритуалах, положение о детской организации
"Новое поколение", о Совете старшеклассников
и др.;
- пересматривается содержание всех предметов с 1 по 11-й
класс;
- вводится новый авторский курс для учащихся 10 класса
- "Право";
- укрепляются школьные традиции;
- проводятся оборонно-спортивные лагеря;
- открываются клубы и кружки по военно-техническим видам
спорта.
Дети включаются в практическую деятельность,
что и позволяет им освоить правовые нормы и отношения.
Здесь огромную помощь оказывает система развивающего обучения
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. которая живет в школе уже
9-й год.
Ребята работают в разновозрастных объединениях:
· в детской патриотической организации "Новое поколение
";
· Совете старшеклассников;
· Вожатском отряде
· Школьном туристическом клубе
· Клубе правового воспитания
Отдельно хотелось бы сказать о наиболее
долгожданном и любимом общем деле - трехдневном творческом
лагере "Ветер странствий". Он проводится в начале
учебного года, давая толчок, заряд творчества на весь
учебный год и в конце учебного года, как результат деятельности.
А подготовка к нему - в течение всего года.
Тематика лагерей очень разнообразна.
Это:
· правовое воспитание;
· лагерь выживания;
· школа демократии;
· славные страницы истории России
· "Готовлюсь стать защитником Родины".
Лагерь принимает всех желающих с 5 по 11
класс, где создаются условия для самореализации ученика
во внеучебной деятельности.
Как результат:
- участие детей в городском фестивале патриотических объединений;
- рост численности детской организации;
- снижение правонарушений и количества преступлений;
- работа учащихся по благоустройству района, а заработанные
деньги идут на улучшение материально-технической базы
школы.
И закончить свое сообщение мне хотелось
бы словами писателя Л.М.Леонова, который сказал, что"
большой патриотизм начинается с малого , - с любви к тому
месту, где живешь".
ВЕРНУТЬСЯ НА СЕКЦИЮ