Модератор
Классен Ольга Владимировна, учитель информатики гимназии №3
г. Перми gcon3@pstu.ac.ru
Руководитель Корчагина Ольга Игоревна, психолог гимназии №3
г. Перми gcon3@pstu.ac.ru
Корчагина О.И. , Сиухина Л.Г.
Психотерапевтический эффект РО как условие развития личности
учащихся.
Психотерапия традиционно рассматривается как отрасль медицины,
поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты
считают, что психотерапией имеют право заниматься только врачи.
Школьным психологам часто фактически запрещают использовать психотерапевтические
методы. Насколько это справедливо? Нам думается, что абсолютно
несправедливо, если понимать психотерапию достаточно широко. Ведь
психотерапевтическим приёмом может выступить, например, ласковая
улыбка или слова поддержки и утешения.
Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической
и философской моделей психотерапии.
В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается
как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие
на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая
психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических
заболеваниях.
Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии,
а значит, её (психотерапию) можно рассматривать как направление
деятельности практического психолога. При этом под психотерапией
следует понимать "оказание психологической помощи здоровым
людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений,
а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни."
(Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова
с.312)
Практический психолог использует те же методы, что и клинический
психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их нацеленности.
Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении
симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования
личности и её развития.
В области психотерапии психолог выбирает какое-то определённое
психотерапевтическое направление: психоаналитическое, поведенческое,
экзистенционально-гуманистическое и др.
В последние годы условно различают клинически ориентированную
психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию
имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию,
которая стремится помочь человеку изменить своё отношение к социальному
окружению и к собственной личности.
Согласно современным взглядам (А.А. Александров, 1997; Ж. Годфруа,
1992; Б.Д. Карвасарский, 1999; К. Рудестам, 1997 и др.), в немедицинской
психотерапии можно выделить следующие задачи, объединяющие различные
по направленности и содержанию психотерапевтические методы:
исследование психологических проблем клиента
и оказание помощи в их решении;
улучшение субъективного самочувствия и укрепление
психического здоровья;
изучение психологических закономерностей,
механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия
для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
развитие самосознания для коррекции или предупреждения
эмоциональных нарушений;
содействие процессу личностного развития,
реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня
жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Несмотря на впечатляющие достижения науки и техники в 20 в., сфера
образования занимается поныне главным образом трансляцией из поколения
в поколение прагматичных данных разных наук, передачей нацеленных
на быструю отдачу знаний, умений, навыков.
Что же касается развития личности ребёнка, осознание ценностей духовных,
культурных, нравственных - то эти цели в лучшем случае декларируются.
На наш взгляд, проблема и трагедия России состоит в том, что в новых
социально - экономических условиях, в которых страна оказалась после
91 года, большинство нашего взрослого населения не может сейчас
реализовать свой внутренний потенциал. Нет таких "средств",
с помощью которых можно было бы "достать" из себя то,
что возможно, когда - то было.
Разработанная ещё в 60-ые гг. 20 в. система развивающего обучения
(Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) способствует тому, что возрастает
"индивидуальное, неповторимое "Я" каждого ученика;
даёт возможность, при которой ученики могут научиться ставить перед
собой, своё самоопределение.
Эта система создаёт такие условия, при которых ученики смогут
получить не просто прагматичные, утилитарные знания, а смогут
освоить общие принципы и способы устройства этого знания, освоят
"инструмент", с помощью которого можно всегда получить
нужное в данный момент знание, применить его в конкретной ситуации.
Ясно, что указанные выше условия могут быть выполнены только на
основе эффективного образования, которое будет опираться на свои
педагогические условия, на наш взгляд, может создать система РО.
Думается, что наша педагогическая задача в 21 веке формируется
широко - становление человека 21 века. Мы постараемся Вам доказать
и показать, что именно система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова,
имеет внутренний резерв для решения стратегических задач современного
образования. Кроме того, РО - уникальная здоровье сберегающая
технология, обладающая большим психотерапевтическим эффектом.
Ни для кого нет секрета, что система оценивания в традиционной
школе, как правило становится инструментом манипулирования ребёнком.
Любой ребёнок очень нуждается в оценке своих действий и усилий
со стороны взрослого, особенно первой учительницы. Зависимость
от внешней оценки пытаются избегать педагоги системы РО, развивая
самооценку учащихся. Это очень важно, т.к. позволяет ребёнку обрести
"спокойную уверенность в себе (без самолюбования)" и
"здоровую самокритичность (без самоедства)". (8; с.7.)
Воспитание у детей здоровой самооценки одна из важнейших задач
для педагогов, в основе деятельности которых лежит категория "развитие"
Начинается всё с самых первых дней пребывания ребёнка в школе,
ещё в курсе "Введения в школьную жизнь", основная цель
которого положить водораздел между "Я - в детском саду"
и "Я - в школе" и освоить роль ученика, создаётся ситуация
ввода самооценки, вырабатываются совместно её критерии.
Осознавая, всю сложность работы по выращиванию здоровой самооценки
у учащихся, создаётся ситуация развития и самих педагогов, т.к.
безусловно принять ребёнка и "не добиваться значительного
снижения завышенной самооценки неуспевающего ребёнка или не стремиться
к полной объективности оценочных суждений"(8; с.127) возможно
лишь при постоянной работе педагогов над собой и овладением ими
навыками профессиональной и личностной рефлексии.
Развитие рефлексивных способностей младших школьников, знания
о собственном "знании и незнании", определение границы
собственных возможностей и поиск путей преодоления их, является
"генеральной линией" психического развития младших школьников.
Придя в школу, ребёнок не становится автоматически субъектом рефлексии.
Учитель ставит учебную задачу перед детьми и при организации решения
её стремится поляризовать мнения учеников. Столкновение различных
мнений и способов решения задачи приводит учащихся к очерчиванию
границ собственного знания и к пониманию его частичности.
С какой целью это делается? Цель данного педагогического действия
заключается в том, что собственно каждая граница "частичной
точки зрения как раз и составляют предмет обсуждения" (Давыдов
В.В. Теория развивающего обучения. С.241) Дискуссия оттачивает
позиции учащихся и приводит к пониманию, что существующих у них
знаний и способов действий недостаточно для решения поставленной
задачи. Затем наступает решающий момент координации своих позиций
для выработки общего способа действия. Роль учителя в этой учебной
ситуации заключается в организации общеклассной дискуссии, в поляризации
точек зрения, а затем объединение усилий всех для решения учебной
задачи. Таким образом, учащиеся овладевают способами учебного
диалога, удерживают некоторое целое частями которого обладают
в ходе совместной работы.
Авторы и педагоги системы развивающего обучения понимают, что
выпускник начальной школы не может в полной мере обладать оценочной
самостоятельностью и развитыми формами рефлексии. И учительское
доброе слово и похвала в свой адрес остаются значимыми для учащихся,
т.к. это проявление и подтверждение базисного принятия. Улыбка
педагога, как уже было сказано выше имеет огромный психотерапевтический
эффект, ибо улыбка несёт в себе "оценку общей значимости
существования этого ребёнка, а не конкретную оценку его конкретного
действия". (8; с.128)
Какие же способы выбирают педагоги для оценочного взаимодействия
между собой и учащимися?
Первое - это отказ от традиционной пятибалльной системы оценивания.
Поисковую, творческую и исполнительскую активность ребенка необходимо
оценивать "по-разному, но равнодостойно". Традиционная
пятибалльная система оценивания направлена на поддержание исполнительской
активности учащихся, а творчество, поиск, исследования остаются
за бортом признания, становятся социально не значимыми.
Система развивающего обучения, в основе которой лежит теория учебной
деятельности, выращивает и культивирует детское творчество, поощряет
поиск, принимает и благодарит за ошибки, т.к. ошибки являются
основанием для более глубокого и осознанного освоения знаний.
Авторами данной системы была найдена форма фиксации социально
значимой творческой и поисковой деятельности - это признание авторства.
"Сознание собственного авторства через его социальное признание
- вот та культурная оценочная форма, которая органична для творчества,
особенно на его начальных этапах" (8, с 130)
Понимая важность оценки для ребёнка, т.к. она становится показателем
и мерой собственных достижений и преодоления трудностей в учебной
деятельности, необходимо совместно с учащимися находить систему
измерения собственного продвижения и освоения учебного содержания.