Санникова Н.В.
директор СШ № 87
Школа № 87 последние 3 года целенаправленно работает
над повышением качества обучения. Административная команда
во главе с директором все это время искала наиболее эффективные
пути управления этим процессом через внедрение в школьную
практику технологий РО, модульного обучения, КСО. На основе
дифференциации и применения продуктивных форм и методов
обучения по степенно, шаг за шагом, определялись основные
направления повышения качества образования.
В школе сложился молодой педагогический коллектив с недостаточно
высоким уровнем профессионального мастерства. Повышенная
учебная нагрузка также препятствует широкому распространению
новых технологий, поиску новых нестандартных форм обучения,
способных из детей нашего отдаленного и социально неблагополучного
микрорайона воспитать учеников с высокой образовательной
компетентностью. Поэтому поиск новых технологий и подходов
к эффективному решению названной проблемы продолжался.
Были определены основные требования к «искомой» технологии:
- доступность для понимания и внедрения (простота и логичность);
- согласование законов педагогики и психологии, природосообразность;
- равнозначность процессов обучения и воспитания;
- максимум «измеряемости, высокий потенциал аналитичности;
- «здоровьесбережение» как учащихся , так и учителя .
Такую технологию, наиболее полно учитывающую эти требования,
удалось найти на страницах журнала «Народное образование».
Автор Всеволод Зайцев, научный руководитель Межрегиональной
экспериментально-технологической площадки «Преемственность»,
назвал ее «диагностико-технологическое управление процессом
обучения». Путь к успеху в этой технологии лежит через
обогащение традиций применением диагностики и технологий
- и мы приняли переход к диагностико-технологическому
уровню профессионального мышления за основное направление
своей деятельности в борьбе за качественное образование.
Мы относим эту технологию к управленческой, так как она
способствует повышению эффективности работы школы как
организации в целом и создает ситуацию развития для всех
участников образовательного процесса от руководителей
до родителей.
В этой технологии соблюдены основные принципы управления
педагогическим процессом:
- обеспечение преемственности развивающего и воспитывающего
обучения;
- мобилизация усилия коллектива на решение общешкольных
задач4
- обеспечение диагностико-технологического характера управления;
Обеспечение преемственности - это суть проблемы выживания
системы образования. Нарушение преемственности приводит
к разрыву замкнутого кольца связи (кольца Хейса), то есть
к разрушению системы.
Первоочередные задачи, доминирующие в каждой четверти
учебного года, определяются закономерностями педагогического
процесса, для разных четвертей это:
I - восстановление общеучебны умений
II - совершенствование репродукций
Ш - рост числа хорош истов
IV - ориентация на творчество учеников
Восстановление общеучебных умении в I четверти необходимо,
так как у большинства детей они ослабляются в летний период.
Во II четверти освоение репродуктивного языка учебных
предметов, так как не умеющий пересказывать материал,
не сможет его и использовать. В III четверти - использование
зон повышенного внимания, чтобы повысить эффективность
логарифмического определения знаний путем большей взаимосвязи
учителей и учеников. В IV четверти - должно доминировать
творчество и систематизация знаний (во всех случаях речь
идет лишь о доминантах педагогического процесса, которые
не исключают обычной работы). В основе технологии Зайцева
лежат периодически повторяющиеся педагогические явления,
цикличность всей нашей деятельности. В каждом цикле есть
последовательные этапы: ориентационно-мотивационный, системно-информационный,
этап алгоритмической деятельности и этап творчества. Изучая
закономерности циклов деятельности, мы используем их в
осуществлении диагностико-технологического подхода к управлению
педагогическим процессом, который обеспечивает ответы
на вопросы: «Что надо делать в конкретных условиях каждого
класса в первую очередь?» и «Как рациональнее решать первоочередные
задачи коллектива?»
Мы исходим из того, что реально существующие циклы педагогической
деятельности имеют не только определенные задачи, но и
определенные закономерности их решения, позволяющие оптимизировать
всю школьную работу. Из множества существующих циклов
можно выделить несколько основных, определяющих успех
работы.
Внедрение технологии «Диагностико-технологическое управление
процессом обучения» предполагается осуществить в несколько
этапов:
1. текущий учебный год 2001-2002
Апробация технологий с использованием следующих методик:
· достижения оптимального чтения (жужжащее чтение, зрительные
диктанты, стимулирование);
· увеличения скорости письма;
· совершенствования вычислительных умений (упражнения
с сорбонками, технологический тренаж);
· Самарский вариант обучения пересказу;
· конспектирования;
· повышения орфографической грамотности;
· алгоритмы мыслительных операций (сравнение, классификации
и другие)
2. 2002-2003 учебный год. Полномасштабное внедрение технологий.