Теплухова Л.А.
Учитель немецкого языка МОУ «Гимназия №6»
Метод проектов – квинтэссенция развивающего, личностно-ориентированного
обучения, вносящего свою существенную лепту в общее развитие
ученика.
Проектную деятельность в контексте проблемно-развивающего
обучения, ставящего в качестве одной из целей социокультурное
образование ученика, можно представить в двух аспектах:
функциональном и структурном. Функциональная характеристика
включает в себя следующие элементы:
- формирование стойкого интереса к языку через призму
живых проблем и ситуаций;
- накопление позитивных языковых и социокультурных стереотипов;
- приспособление всех интеллектуальных потенциалов для
изучения языка в преломлении на социокультурный фактор
и принцип «диалога культур»;
- формирование психологической защиты от языковых барьеров,
преодоление потенциальных ошибок, своевременное исправление
которых может дать позитивный эффект и в опыте применения
языка и в опыте общения;
- селекция идей, использование прямых о обратных мозговых
атак при решении проблемной задачи на иностранном языке,
использование деловых и ролевых игр, направленных на обнаружение
тенденций в сходствах и различиях между родным и иностранным
социокультурным полем, изменение смысла и содержания ситуации,
ее преобразования во времени, пространстве, по кругу лиц
и обстоятельств в соответствии с национальной ментальностью,
предполагающей выбор социокультурно приемлемого стиля
общения.
Проектно-ориентированные занятия это прежде всего попытка
реализовать вместе с учениками такие формы обучения, которые
в традиционной школьной системе обучения еще не находят
сегодня достаточно широкого применения. Они ни в коем
случае не являются альтернативой классно-урочной системе,
а могут рассматриваться как дополнительный компонент обучения,
развивающий эмоционально-творческий потенциал учащегося
и способствующий познавательной активности школьников,
и, с этой точки зрения, они как нельзя более способствуют
реализации и воспитательных, и образовательных, и развивающих
целей обучения и позволяют решить основные учебно-коммуникативные
задачи наиболее оптимальным способом, соответствующим
возрастным особенностям школьников.
Основная цель проектно-ориентировочного обучения – научить
учащегося учиться, т.е. самостоятельно добывать знания.
И главное отличие проектного метода состоит в том, что
школьники работают над тем материалом, который затрагивает
проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес.
Структура проблемно-развивающего обучения, нацеленного
на создание определенного проекта, или, образно говоря,
«архитектура» самого процесса проектной деятельности может
слагаться из следующих элементов:
- построение системы целей и «дерева» задач;
- формирование принципов работы для учителя и учащегося;
- создание условий: постановка проблемы, ее адаптация
и индивидуальные особенности каждого учащегося, диагностика
результатов. Процессов коммуникации;
- формирование методов проблемно-развивающего обучения:
постановка и ее разбор, написание сценариев ролевых игр,
их постановка, проблемная критика и конкуренция идей,
имитационное моделирование конкретных ситуаций на иностранном
языке, подбор и расстановка исполнителей, система оценок
деятельности участников проблемных форм взаимодействия:
содержание речи, форма, ритм, мимика, экспрессия, лексические
достоинства, произношение, отсутствие барьеров, формирование
атмосферы полной включенности всей группы в работу над
проектом как проблемно-развивающую форму обучения, которую,
как было остроумно замечено, можно сравнить с эффектом
«соленого огурца» (если огурец находиться в банке, он
неизбежно засаливается).
Итак, ученик, включенный в проектную деятельность, как
в проблемно-развивающую форму обучения, пропитывается
ею рационально – в процессе логического со размышления,
а также эмоционально в процессах эмоционального сопереживания
и эмоциональных состояний, и поэтому в такого рода деятельности
на иностранном языке не может быть плохих учеников, так
как невозможно стать худшим (даже, или, по крайней мере,
в собственных глазах), если приобретать таким творческим
путем знания, умения и навыки.