Тимошенко Л.Р.
учитель немецкого языка СШ 83
В современных условиях проблемы воспитания должны волновать
каждого здравомыслящего человека. В ряде городов и районов,
на региональном, муниципальных уровнях в рамках реализации
Программы развития воспитания решается важный вопрос –
что и каким образом необходимо сделать, чтобы объединить
усилия общества в интересах личности ребёнка, ибо духовно
– нравственное становление детей и молодёжи, их жизненное
самоопределение – важнейшая составляющая общественного
развития. Пермская область – активный участник этого почина.
В Законе «Об образовании в Пермской области» основополагающим
принципом образовательной политики выдвинут «приоритет
воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных
идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности
человека».
Сегодня очень часто можно услышать от коллег: а чему воспитывать,
как воспитывать? Неужели и в самом деле не знаем? Тогда
скажите, кто хочет, чтобы его ребёнок был несчастен в
жизни? А кто хочет, чтобы он воровал? Чтобы в старости
выгнал из дому отца и мать? Чтобы рос завистником, клеветником,
злословом? А разве мы хотим, чтобы нас окружали умные
подлецы, правили нами образованные циники? Есть ценности,
которые вечны. И это Жизнь, Земля, Отечество, Семья, Дом,
Истина, Труд, Культура, Мир, Добро, Милосердие. Именно
на них всегда ориентировалась и должна ориентироваться
сегодня воспитательная система школы.
Документы Министерства образования и методическая почта
подтверждают тот факт, что в последнее время начинает
складываться национальная концепция воспитания в новых
общественно – политических и экономических условиях. Это
воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим
ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия
прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося
к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять
межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами
иностранного языка.
Чтобы воспитать школьников в духе демократии, свободы,
личного достоинства требуется со всей настоятельностью
обновить процесс воспитания. Воспитанию должны способствовать
не только отдельные мероприятия, а сам «дух» школы, каждый
урок в ней, каждая перемена. Таким образом, необходимы
новые воспитательные «механизмы», которые привели бы в
движение всю воспитательную систему школы. Одним из таких,
на мой взгляд, является «усиление гуманитарной и практической
направленности учебных дисциплин, включение в их содержание
материалов, помогающих обучающимся освоить ценности общества
и культуру, в которой они живут, способы самоопределения
в них». Из сказанного следует, что в процесс обучения
отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться
культуроведческие компоненты. Предмет «иностранный язык»
занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит
с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения
оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит
с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует
воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Привлечение в учебно–воспитательный процесс материалов
культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно
важно, так как научение без мотивации неэффективно. Приобщение
к материалам культуры содействует познавательной мотивации,
т.е. школьники не только осваивают программный материал,
но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что,
несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения
с учётом интересов школьников становится особенно эффективным.
Если рассматривать культуроведение, как одну из культуроведческих
наук, то эта область научного знания на контрастивно –
сопоставительной основе изучает:
-образ жизни и вариативность стилей жизни стран в культурных
сообществах и соотносимых с ними социальных ценностей,
норм, традиций и обычаев;
-социокультурный портрет стран, их народов и языков;
-ценностно – смысловые аспекты духовной, физической и
материальной культуры соизучаемых сообществ;
-историко – культурный фон и особенности исторической
этнической/ суперэтнической памяти;
-культурное наследие, культурную идентичность и ментальность
соизучаемых народов;
-социокультурные аспекты коммуникативного поведения членов
культурного сообщества;
-социокультурные нормы поведения в условиях межкультурной
коммуникации.
Подобные общие для участников акта общения когнитивные
знания принято называть фоновыми знаниями.
Социокультурное / культуроведческое образование может
быть эффективно лишь в том случае, если этот тип образования
осуществляется с учётом таких принципов, как принцип дидактической
культуросообразности, принцип диалога культур и цивилизаций,
принцип доминирования методически приемлемых проблемных
культуроведческих заданий.
Сфера действия принципа дидактической культуросообразности
обнаруживается, в основном, при отборе культуроведческого
материала для учебных целей.
Методическое решение проблемы воспитания и развития школьников
на уроке иностранного языка реализуется прежде всего в
целостности учебно – воспитательного процесса. Именно
системный подход позволяет наиболее полно использовать
факторы обучения, несущие воспитательный потенциал.
Одним из путей реализации идеи развития и воспитания школьников
в контексте «диалога культур» считаю ставшую в последнее
время популярной проектную методику в обучении иностранному
языку. Характерной особенностью обучения иностранным языкам
на старшем этапе является более активное взаимодействие
всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование
и письмо). …Значительно возрастает удельный вес работы
с текстом, который служит не только источником информации
и объектом чтения, но и образцом для развития и совершенствования
навыков и умений письменной и устной речи, отправной точкой
для самостоятельных личностно – ориентированных высказываний.
В связи с этим меняются требования к уровню владения учащимися
отдельными видами речевой деятельности. На старшем этапе
владение основными видами чтения совершенствуется, делается
более гибким и формируется преимущественно на основе аутентичных,
проблемных публицистических и художественных текстов,
затрагивающих актуальные темы современности. Основными
видами диалогической речи становятся свободная беседа,
групповое обсуждение предложенной проблемы.
Проектная методика в полной мере соответствует программным
требованиям в обучении иностранному языку на старшем этапе.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока и требуют
много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как
при этом решается ряд важных задач:
-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых
знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия
учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря
чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного
языка;
-учащиеся получают возможность осуществлять творческую
работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая
необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не
только из учебников, но и из других источников;
-в проекте успешно реализуются различные формы организации
учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие
учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется:
вместо контролёра он становится равноправным партнёром
и консультантом;
-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован
на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы,
жизненный опыт и индивидуальные способности;
-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность
учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как
каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе,
должен представить всей группе результаты своей деятельности
и это в свою очередь способствует воспитанию у подростков
нравственности;
-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить
дело до конца, они должны задокументировать результаты
своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение,
собрать и обработать статистические данные, сделать аудио-
и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку,
организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму
презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина,
шоу, концерт, дискуссия и т. д.) и документации учащиеся
выбирают сами;
-в рамках подготовки к проекту школьники полностью проникаются
его идеей и эта идея несёт в себе большой воспитательный
потенциал.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I. Подготовительный, который включает в себя следующие
шаги:
1. Планирование учителем проекта в рамках тем программы.
2. Выдвижение идеи учителем на уроке.
3. Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей;
аргументирование своего мнения (этот этап имеет место,
если речь идёт о большом, т. е. длительном проекте).
II. Организация работы:
1. Формирование микрогрупп.
2. Распределение заданий в микрогруппах.
3. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III. Завершающий этап:
1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).
2. Обсуждение способа оформления проекта.
3. Документирование проекта.
4. Презентация результатов проекта всей группе (на пленуме)
или на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском
вечере и т.д.
5. Подведение итогов выполнения проектов: обсуждение результатов,
выставление оценок и т.д.
IV. Этап практического использования результатов проекта
(в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках,
выставки и т.д.).
В данной работе я попытаюсь продемонстрировать реализацию
идеи воспитания в контексте «диалога культур» на примере
организации учебной деятельности в 11 классе по теме «Музыка».
Работа над темой начинается с обдумывания проблемных вопросов,
которые понесут на себе основную воспитательную «нагрузку».
В результате вырисовывается круг проблем, несущих эстетический
и нравственный «заряд»: что такое музыка? Что значит хорошая
музыка? Какие музыкальные направления вы знаете? Для кого
опера? Место молодёжной музыки в мировой музыкальной культуре?
Музыкальное наследие нашей страны и стран, говорящих на
немецком языке? Для чего музыка? Решение этих вопросов
должно помочь подросткам определить свои позиции в проекте
«Молодёжь и музыка». В результате поиска средств обучения
останавливаюсь на учебных пособиях: «Deutsch, Kontakte»
автор Г. И. Воронина, видеокурс «Alles Gute», «Sprachkurs
Deutsch», «Deutsch fur Kunsthochschulen» авторы В. Н.
Девекин, Л. Д. Белякова. Руководствуясь принципом культуросообразности,
отбираю материал, значимый для формирования у обучаемых
представлений о музыкальном наследии Германии, Австрии
и России, с учётом их возрастных особенностей. Это аутентичные
тексты культуроведческого характера, видеофильмы, кассеты
с записями классической музыки и современной молодёжной
музыки. Полученные знания школьники должны использовать
при обсуждении вопроса о музыке, как о великом достижении
человечества (этому учит принцип диалога культур и цивилизаций).
Апогеем изучения темы является безусловно проектная работа.
В ходе предыдущих уроков обозначились музыкальные вкусы
учащихся. По ним подростки делятся на группы. Тема проекта
«Молодёжь и музыка». Каждая группа должна подготовить
защиту своего музыкального направления, как части мировой
музыкальной культуры. Это могут быть «Классическая музыка»,
«Попмузыка», «Джаз», «Рок» и др. Перед учащимися ставится
задача не только рассказать всё известное об этом движении,
но и объяснить, чем их привлекает эта музыка, что они
в ней находят для себя. В результате проделанной работы
в группе рождается проект. Это может быть коллаж, шоу,
концерт. Форму выступления школьники выбирают сами. Презентация
проекта должна обязательно проходить творчески. Здесь
можно использовать живую музыку, видео, магнитофон. Поскольку
проектный урок всегда проблемный урок, то учитель никогда
не может заранее предсказать его итог. Он даже не может
быть наверняка уверен, что проблема будет решена. Наверное,
главное здесь в другом: в той атмосфере, которая царит
на этом уроке, атмосфере сотрудничества, атмосфере полёта
мысли и фантазии. И очень важно, чтобы стиль и манера
поведения, педагогическая интуиция не подвели учителя,
не прервали тонкую нить духовных связей, а создали ту
ауру, в которой будет происходить чудо. Учитель в этом
случае - дирижёр оркестром ребячьих мыслей, поэт, человек,
которому важно верить. По мере презентации каждого проекта
учащиеся обсуждают увиденное и услышанное и дают оценку
работе своих одноклассников. Т.о. осуществляется взаимоконтроль.
Нерешённые вопросы учащиеся могут вынести на обсуждение
на классный час. Воспитательное значение проектов и темы
в целом вижу в формировании эстетического вкуса у учащихся,
что поможет им вынести понятие «музыка» за рамки «молодёжной
музыки» и прочувствовать её во всём многообразии её жанров.
Подобным образом в старших классах родились проекты «Планета
Земля - наш общий дом», «Немецкая классическая поэзия»,
«Молодёжные проблемы вне национальности, или легко ли
быть молодым?».
В заключение хочу сделать вывод, что изучение культурного
пространства, которое моделируется с помощью современной
учебной литературы по иностранным языкам, практика культуроведческого
наполнения занятий по иностранным языкам, методические
приёмы работы учителя на уроке подразумевают овладение
социокультурными знаниями и умениями, что обеспечивает
реализацию воспитательных, общеобразовательных и практических
целей обучения иностранным языкам.
|