Лялина Е.Л. РОЛЬ РИТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек
опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических
достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки,
человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит
в пограничные отношения с миром.
Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно
научить хорошо ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить
отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога,
принимать самостоятельные решения.
Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку,
может один социальный институт - школа. Поэтому успешная социализация
учащихся является сегодня основной педагогической идеей нашей
школы.
На мой взгляд, успешная реализация этой идеи может осуществляться
только одним способом - нужно создать для ученика условия свободы,
творчества, уважать индивидуальность каждого, совместно осваивать
культурные способы взаимодействия с миром, человечеством, самим
собой.
Исходя из идеи успешной социализации ученика нужно отметить,
что старшая школа является особым образовательным пространством,
где происходит профессиональное, гражданское, социальное самоопределение
молодого человека.
Профильный класс социальных педагогов родился в нашей школе
из потребности подростков в общественно-значимой деятельности.
Он был скомплектован из числа ребяг, активно участвующих в жизни
школы, работающих по программам Общероссийского общественной
организации "Детские и молодежные социальные инициативы"
(ДИМСИ). В учебный план профильного класса социальных педагогов
был включен и предмет "риторика".
Риторика - это особенный предмет, моя задача как учителя сделать
его таким, чтобы ученика мог сотрудничать с педагогом, свободно
делиться своими размышлениями с учителем и одноклассниками,
вступить в полноправный диалог.
В основе преподавания риторики - гуманистическая концепция,
которая превращает необходимые знания в средство развития духовного
мира человека его индивидуальности, в средство побуждения строить
образ мира на основе знания и культуры. Цель курса риторики
в профильном классе социальных педагогов -восхождение от грамотности
и примитивного владения речью к речемыслительной культуре и,
в конечном итоге, духовности личности. Речемыслительная культура,
на мой взгляд, предполагает умение в речи выразить свою мысль,
найти для мысли точное слово или фразу, которые бы выражали
главное, точный смысл ее. Язык несет в себе богатейший духовный
мир.
Под духовностью, на мой взгляд, нужно понимать сочетание определенных
качеств в человеке: благотворящего разума, добродетельной воли,
творческой свободы, недремлющей совести.
Все эти качества, без которых немыслима личность современного
человека, желающего созидать и процветать, а не разрушать и
убивать, я пытаюсь пробудить в моихучениках на примерах лучшего
риторического опыта прошлого. На уроках риторики мы прикасаемся
к образцам философских, культурных, художественных текстов,
анализируем текст с точки зрения общечеловеческих ценностей,
которые он несет, авторского замысла, художественного новаторства.
На выходе из третьей ступени мои ученики свободно общаются на
политические, бытовые, общекультурные темы. Я как учитель не
мыслю современного человека без умения размышлять, владеть искусством
спора, искать истину в культурном диалоге.
Для этого на своих уроках я использую систему работы "в
группах, парной работы, индивидуальных заданий, размышлений,
сообщений, докладов, свободного реферирования. Групповая работа
на уроках риторики - это основной вид организации учебной деятельности,
ежедневная среда развития школьника, место его комплексной личной
самореализации, всех его социальных позиций. Чтобы групповая
работа была успешной, на уроках риторики старшеклассники осваивают
разные способы ролевого поведения: координатор, секретарь, докладчик,
оформитель, эксперт, оппонент и т.п.
Ведущим на моих уроках является проблемно-поисковый метод, предполагающий
создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов,
формирование и доказательство учебных гипотез, обсуждение итогов
работы группы на пленарном заседании. Особо хочется отметить
использование рефлексии как инструмента саморазвития на уроках
риторики. Рефлексия собственного опыта позволяет участникам
образовательного процесса оценить свою роль в деятельности,
поставить перед собой новые развивающие цели.
Таким образом, видна ведущая роль риторики в успешной социализации
старш еклассников.
Во-первых, уроки риторики позволяют ученикам почувствовать себя
в разных социальных ролях.
Во-вторых, риторические действия (целеполагание, поиск аргументов,
выводы, рефлексия) необходимы не только для создания собственных
текстов, но зачастую являются алгоритмом деятельности старшеклассника
на других предметах и в жизни.
В-третьих, риторические действия и последующая рефлексия позволяют
старшеклассникам дать себе объективную самооценку, что является
необходимым для дальнейшего саморазвития.
В-четвертых, уроки риторики учат ребят работать с серьезной
научной литературой, анализировать и критически подходить к
прочитанному, отличать настоящую литературу от дешевой подделки.
В-пятых, совместная и риторическая в том числе, деятельность
старшеклассников и младших ребят формирует в подростках лучшие
духовные качества.
Класс социальных педагогов активно участвует в проведение школьных
праздников для учащихся, младших классов. Риторические умения
успешно используются ими в работе со своими подшефными из 5
класса компенсирующего обучения.
О важном месте риторики в решении проблем социализации личности
ученика можно судить по следующим высказываниям старшеклассников:
"Риторика учит меня думать и рассуждать".
"Риторика - нужный предмет. Теперь я понимаю, как создается
текст, по каким законам он действует. Смогу сама создать убеждающий
текст".
"Я научился выступать перед аудиторией. Это пригодится
мне в жизни".
вернуться
в секцию