Жукова Т.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОДНО
ИЗ СРЕДСТВ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦ|И ЛИЧНОСТИ
Работаю в школе 21 год. Все эти годы являюсь классным руководителем.
Считаю, что воспитание в школе должно быть направлено на развитие
и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом
индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Развивалась и совершенствуясь как личность, со своими интересами,
мнением, рано или поздно дети выходят во взрослую жизнь. Поэтому
одной из главных целей своей работы в школе я вижу оказание
помощи в социализации детей. Отношения со своим классом я строила
в рамках треугольника "классный руководитель - учащиеся
- родители", вся деятельность осуществлялась на базе "Семейного
клуба", я считаю, что не ошиблась в выборе такой формы
работы. Шесть лет нашей совместной деятельности - это большой
жизненный опыт. который приобрели не только дети, их родители,
но и я, как классный руководитель.
В процессе нашей деятельности мы вышли на режим общения, диалога
и сотрудничества взрослых и детей, главным элементом которого
является педагогическая поддержка.
В моем понимании педагогическая поддержка - это система средств,
которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном
выборе - нравственном, гражданском. профессиональном самоопределении,
а также помощь в преодолении проблем самореализации в учебной,
коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи,
стоящие перед классным коллективом.
Например, в самом начале нашей работы в центре внимания была
задача по развитию творческой активности личности, затем определилась
задача по созданию позитивных межличностных отношений, а также
интеллектуальному развитию личности. На одном из последних этапов
в центре внимания встал вопрос по активному самопознанию и объективному
самоопределению, а также формированию жизненной позиции. Ни
один из этапов нашей деятельности не обходился без педагогической
поддержки. Особенно она была необходима в ситуациях поиска и
выбора, а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно.
Я считаю, что благодаря таким нормам отношений между детьми
и взрослыми идет доминирующая ориентация на их свободное взаимодействие,
на личностные продуктивно-практические достижения детей и индивидуальный
рост. У детей появляется стремление к успеху. Являясь сотрудниками
в учебном процессе (вместе с учителем), у учащихся проявляется
деловое отношение к ошибке (право ученика на ошибку как элемент
опыта).
И самое главное, что в процессе такого сотрудничества у детей
появляется чувство принадлежности к единому детско-взрослому
сообществу, чувство совместной ответственности за учебу и внеклассные
дела.
Выходя на такой уровень общения с детьми, я в своей профессиональной
позиции учителя и классного руководителя придерживаюсь следующих
норм поддержки:
- Любовь к ребенку и. как следствие, - безусловное принятие
его как личности, отзывчивость, теплота, терпимость и терпение,
умение видеть и слышать, умение прощать;
- Приверженность диалоговым Формам общения с детьми, толерантность;
- Уважение достоинства и доверие, понимание интересов ребенка;
- Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие
и прямую помощь при решении проблемы;
- Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
- Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности
в его сильных строках; признание равноправия ребенка в диалоге;
- Готовность и способность быть на строне ребенка;
- Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль.
Эти же качества личности я пытаюсь воспитать в своих детях.
Период взросления детей, их готовность войти во взрослую жизнь
выдвигает на первый план очень важную проблему в процессе нашего
взаимодействия - проблему самопознания. Чтобы быть успешным
в обществе и реализовать себя как личность, каждый человек должен
уяснить для себя свои слабые и сильные стороны.
Поэтому на данном этапе нашего сотрудничества я считаю очень
важным овладение самоанализом как одним из средств педагогической
поддержки в ходе социального самоопределения старшеклассников.
Это помогает выпускнику школы сделать самого себя (свои знания,
чувства, отношение, поведение) предметом специального рассмотрения
и практического преобразования, а также самоанализ предстает
как основа для жизненного самоопределения. В связи с этим я
разработала в этом учебном году особую программу "Педагогическая
диагностика как средство личностного подхода в воспитательной
системе класса и как средство исследования взаимоотношений в
классном коллективе". Целью данной программы является обеспечение
личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе, ввод
в управленческую культуру (умение жить в будущем), оказание
помощи в успешном профессиональном определении.
В процессе такого вида педагогической деятельности я использую
различные упражнения и тесты на самопознание и самодиагностику,
групповую и индивидуальную работу с последующим обсуждением
результатов в группе, индивидуальные консультации с отдельными
учащимися и обобщение итогов исследований в классном коллективе,
изучая при этом индивидуальности учащихся, анализируя характер
развивающегося коллектива и личности в нем. Организуя разнообразную
деятельность учащихся, проводя индивидуальное воздействие на
каждого ученика, я стараюсь содействовать также общему благоприятному
психологическому климату в классном коллективе.
В ходе работы по данной программе я провела дифференциально-диагностический
опрос по профессиональному самоопределению,где было выявлено
отношение учащихся к предмету труда по основным типам профессий:
"Человек - Природа", "Человек -Техника",
"Человек - Человек", "Человек - Знаковая Система",
"Человек - Художественный образ". Оказалось, что 75%
учащихся класса отдали предпочтение типу профессий "Человек
- Человек", на втором месте оказался тип профессий "Художественный
образ".
На сегодняшний день 95% учащихся уже определились с выбором
учебного заведения, где они будут продолжать учебу. 67% учащихся
посещают подготовительные курсы при ВУЗах или занимаются с репетиторами.
Я также попыталась выявить степень сформированности побудительных
умений учащихся. В ходе данного исследования ребята дали самооценку
своим интеллектуальным умениям в учебном процессе, которая затем
была соотнесена с оценкой педагогов. 79% учащихся оценили себя
вполне адекватно.
Предстоит еще большая работа по выявлению и оценке коммуникативных
и организаторских склонностей старшеклассников, по исследованию
взаимоотношений в классном коллективе, по проведению социально-психологической
самоаттестации коллектива.
Тем не менее я считаю, что проведенные исследования явились
эффективным средством и необходимым условиям осуществления самоанализа
старшеклассников. Это, в свою очередь, направляет развитие их
субьективной позиции при самоопределении.
Подготовка детей к вступлению в мир взрослого общества, способность
их адаптироваться в нем - это длительный процесс, который проводился
в моем классе все годы нашей совместной деятельности. Сначала
это были попытки утвердить себя в рамках классного коллектива
(5-6 классы) активным участием в различных конкурсах, концертах,
вечерах. Затем, с 7 класса, ребята начали принимать участие
в мероприятиях на уровне школы и района, где очень достойно
показали себя. Далее пошли попытки заявить о себе в городе и
даве в области, где их достижения также оценили по заслугамАктивная
жизненная позиция детей на уровне школы, района, города наложила
свой отпечаток на отношение к учебе. По итогам прошлого учебного
года (10 класс) качество знаний во II полугодии возросло на
6% при 100^ успеваемости. 28% учащихся приняли участие в районных
предметных олимпиадах. Кроме того. они также участвовали в районных
интеллектуальных конкурсах.
Я считаю, что главными условиями успешной карьеры и самоутверждения
личности в современном обществе является наличие крепких базовых
знаний, а также овладение компьютерной грамотностью, знание
иностранного языка и овладение диалоговой культурой. Поэтому
на сегодняшнем этапе результаты моих педагогических усилий таковы:
65% - таково качество знаний учеников моего класса по английскому
языку (по итогам 10 класса)
4В% учащихся класса получили свидетелльство учебного центра
"Информатика" при копьютерной школе ЛГУ по изучению
базового курса "Основы информатики и вычислительной техники".
В современном школе педагог играет две взаимосвязанные роли:
учителя-предметника и учителя-воспитателя.
Глубоко убеждена, что роли учителя-воспитателя должен быть отдан
больший приоритет, т.к. общеизвестно, что именно учитель-воспитатель
выводит в современный мир человека, способного достойно занять
свое место в жизни. Поэтому для успешного решения возложенных
на него задач в современных условиях, классный руководитель
должен также в совершенстве обладать методикой психолого-педагогической
диагностики.
Оценивая свою работу как учителя и классного руководителя, считаю,
что я во многом способствую успешной социализации своих учеников
и дальнейшему их продвижению в жизни.
вернуться
в секцию