Автор статьи Новикова
Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной
работе гимназии №3
Прежде, чем рассматривать пути и способы воспитания правосубъектности
учащихся, необходимо учителю, педагогическому коллективу ответить
на вопросы: Нужна ли учителю свобода ученика? Что подразумевает
учитель под свободой: свобода от чего или свобода для? Хочет
ли сам учитель стать субъектом права?
Навряд ли сразу мы сможем ответить на эти вопросы. Но начинать
задумываться над ними нам необходимо. Иначе, если свобода не
будет востребована как потребность, то в имеющемся противоречии
между субъективным и объективным правом, у нас может быть второй
путь - произвольный порядок, произвольная свобода. Если все-таки
мы выбираем путь изменения ситуации в сторону правой свободы,
то надо посмотреть, что надо изменить, способы действия в школе:
Во-первых, надо признать большую ответственность перед ребенком.
Надо понять, что принимая эту ответственность , мы должны взять
это для себя, как обязанность.
Во-вторых, в контексте становления диалогической культуры в
гимназии необходимо так организовать процесс воспитания, чтобы
велось согласованное ограничение свободы каждого ради свободы
всех. Надо понять, что ограничение должно идти ради свободы,
как это, на первый взгляд, выглядело бы ни парадоксально.
Немаловажным в диалогической культуре является и то, что воспитание
правосубъектности должно вестись в 2-х плоскостях: в плане знаний
и в плане действий. Учить правам, не создавая условий для реализации
этих прав - это очень опасный процесс. в этом случае у человека
воспитывается лицемерие.
Анализируя ситуацию в гимназии, мы можем сказать, что созданы
условия для реализации прав во внеучебной деятельности. Сложнее
это организовать в УД, хотя технология РО создает для этого
необходимые условия.
Меняется ситуация простраивания взаимодействия с семьями учащихся.
Особенность большинства семей учащихся гимназии, которые очень
заинтересованы в реализации права на образование их ребенком,
часто видят только право их ребенка. Это заставляет педагогов
гимназии чаще заглядывать в Закон "Об образовании",
Конвенцию о правах ребенка. Таким образом, мы через деятельность
начинаем осознавать потребность согласования прав ради свободы
каждого.
Важным моментом диалогической культуры в гимназии является то,
что в этом году мы начинаем деятельность по созданию Конституции
гимназии.
Несколько лет назад в гимназии был разработан и обсужден Устав
гимназии. Мы все вместе обсуждали наши права и обязанности.
Это было пережито и стало ценным для учащихся и педагогов того
поколения. На данном этапе возникла потребность переосмыслить
права и, вместе с тем, понять и взять на себя ответственности,
которые являются необходимым условием для реализации данных
прав.
Воспитание субъекта права должно идти по следующим направлениям:
1. Через предметные дисциплины. Причем это должно быть не только
на факультативе по праву или обществознании, это должно быть
на всех учебных предметах.
2. Во всем образовательном процессе необходим правовой фундамент.
3. Необходимо уважение со стороны взрослых правового статуса
ребенка и детства.
4. Ребенок как субъект деятельности может развиваться в среде,
которая ориентирована на развитие ребенка.
5. Необходимо создавать условия учащихся для управления гимназией.
Необходимо осмыслить опыт, проблемы, перспективы развития системы
ученического самоуправления гимназии (Парламента, Совета гимназии,
детского общественного объединения "Акварель", лидерских
команд классных коллективов, временных творческих коллективов
по разработке и реализации социальных, культурных и образовательных
проектов).
Главной педагогической проблемой в воспитании правосубъектности
учащихся является то, что создавая ситуации, когда ребенку хотелось
бы освоить способы правовой диалогической культуры, у нас, педагогов
обнаруживается нехватка знаний правовых норм.
Выходом из данной проблемы могут быть самообразование, взаимодействие
с правоведом, социальным педагогом, администрацией гимназии
и специалистами.
И только реализуя все это и внося что-то свое, мы сможем создать
в ОУ модель гражданского общества, в котором ребенок освоит
способы жизни в качестве субъекта права.