Григорьева
Ирина учащаяся 10б класса
гимназии №3 г. Перми
Ситуация в России развивается так, что мы приближаемся к потребности,
которую испытывает мировое сообщество, когда человек должен
чувствовать себя свободным, т. к. именно свободный человек может
иметь право выбора, может принимать ответственные компетентные
решения, может взаимодействовать на демократических принципах.
Свобода нужна такому человеку для создания способов жизни. Свободным
человеком можно стать тогда, когда не только знаешь свои права,
но и умеешь их реализовывать, а, если это необходимо, то и защищать.
Важным, на наш взгляд, является то, что человек должен получить
тот самый опыт выбора, привычку к свободе в школе. Возникает
проблема, как «запустить» и проводить демократические процессы
в образовательном учреждении (ОУ), особенно такого типа как
гимназия.
Перед написанием работы, мы проанализировали мотивацию написания
данной работы. Во - первых, собственный опыт четырехлетней деятельности
в детском общественном объединении «Акварель». Во - вторых,
в том году на городской НПК исследовательских работ учащихся
было представлено исследование «Детское Общественное Объединение
(ДОО) как способ реализации прав и свобод подростка», которое
получило высшую оценку и похвальный отзыв на областной научно-практической
конференции исследовательских работ учащихся. В данной работе
был разработан механизм регистрации ДОО в ОУ. Исследование стало
основанием и для реализации проекта «Учимся управлять», победившего
на конкурсе культурных и социальных инициатив пермской области.
Объектом исследования данной работы стали демократические процессы
в гимназии.
Предметом исследования - деятельность ДОО «Акварель», в рамках
демократического образования и воспитания в гимназии.
Новизна данного исследования заключается в том, что оно рассматривает
влияние ДОО на развитие демократических процессов в образовании
и воспитания в гимназии.
Цель работы: Рассмотреть способы влияния деятельности ДОО на
развитие демократических процессов в гимназии №3.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовые акты, международного
и Российского уровня, определяющие деятельность ДОО.
2. Проанализировать имеющуюся ситуацию в демократических процессах
гимназии.
3. Провести социологическое исследование по реализации прав
учащихся в ОУ.
4. Разработать рекомендации для всех субъектов образовательной
деятельности (учителей, родителей, учащихся) в рамках развития
демократических процессов в гимназии.
Гипотеза: через деятельность в ДОО учащиеся гимназии получают
опыт демократического взаимодействия, что может положительно
изменять образовательный и воспитательный процесс в нашей школе
и создавать модель практической реализации демократических принципов.
Авторами данного исследования был собран материал по истории
детского движения в России. Данный материал является исторической
справкой (см. приложение №1), которая используется в спецкурсе
«Подготовка лидеров среди учащихся гимназии», который проводится
в нашей школе с 1998 года, утвержден методическим советом гимназии.
Собрав и систематизировав исторический материал по развитию
детского движения и созданию международных и Российских правовых
актов, авторы исследования пришли к следующим выводам.
История развития детского движения и ратифицирование Россией
Конвенции по правам ребенка тесно связаны с историей развития
государства и отражают приоритеты государства на данном историческом
этапе развития. В период организации деятельности детского объединения
права и свободы ребёнка только декларировались, не был проработан
механизм их реализации. Это не было потребностью, т. к. государство
вело идеологию на защиту своих интересов. Человек был в данной
государственной машине объектом, который должен был стоять на
защите интересов страны.
В современных условиях детская организация не является самоцелью,
а призвана быть средством развития личности каждого из своих
членов.
Что касается Конвенции, то она провозглашает ребенка полноценной
и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Положения
этого закона сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые
должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и
обеспечение активного участия в жизни общества. Включение Конвенции
в содержание учебно-воспитательного процесса учебных учреждений
направлено на существенное обогащение образования.
Авторами исследования были проанализированы права ребенка, провозглашенные
в Конвенции ООН о правах ребенка. ОУ должны в полной мере осуществлять
реализацию следующих прав ребенка: право свободно выражать свое
мнение, т.е. иметь свободу свободно искать, получать и передавать
информацию и идеи любого рода в разнообразных формах (Ст.13);
право на свободу мысли, совести и религии (Ст.14); право на
свободу ассоциации и свободу мирных собраний (Ст.15); право
на защиту от посягательства в личную жизнь, семейную жизнь,
тайну корреспонденции (Ст.16); право на доступ к информации
и материалам из различных источников (Ст.17); право на защиту
от всех форм физического и психологического насилия (Ст.19);
право на уважение человеческого достоинства (Ст. 28); право
на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме (Ст.29); право на отдых и досуг,
право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно
участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством
(Ст.31).
В Конституции РФ ст. 30 провозглашается: «каждый имеет право
на объединение. Свобода деятельности общественных объединений
гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в
какое-либо объединение или пребыванию в нем».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
определяет цели государственной политики в интересах детей.
Данная политика является приоритетной областью деятельности
органов государственной власти РФ и основана на принципе законодательного
обеспечения прав ребенка.
В ходе работы над исследованием были изучены следующие документы:
— Конвенция ООН о правах ребенка;
— Закон РФ «Об общественных объединениях»;
— Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
— Федеральный Закон «О государственной поддержки молодежи и
детских общественных объединений»;
После изучения документов, являющихся основой для деятельности
детского общественного объединения, мы пришли к следующему пониманию:
1. В связи с обязательством реализовать положения Конвенции
в нашей стране должна быть пересмотрена общая стилистика взаимоотношений
педагогов и учащихся в духе демократизма, бесконфликтности.
2. ДОО «Акварель» на данное время осуществляет деятельность
по оформлению документов на получение юридического лица, т.
е. будет признана организацией.
Проанализировав деятельность ДОО «Акварель» (историческую справку
о ДОО и основные направления деятельности объединения см. в
Приложении №2) и проведя обсуждение о демократических процессах
в гимназии на одном их заседаний ДОО, мы пришли к пониманию,
что демократический процесс - это процесс, направленный на реализацию
прав всех субъектов образовательного процесса в гимназии.
Авторы исследования проанализировали условия, необходимые для
проведения демократических процессов.
1) Разработка нормативно-правовой базы (В Приложение №3 представлено
Положение “О системе самоуправления в гимназии №3»).
2) Развитие структуры управления в гимназии с делегированием
полномочий.
3) Построение взамоотношений, основанных на принципах уважения
всех субъектов образовательной деятельности.
???????? Условия: (Тубельский стр. 6)
В рамках изучения ситуации авторы провели следующее исследование.
Целью данного исследования являлось получить объективные данные
для анализа имеющейся ситуации, для дальнейшей выработки рекомендаций.
В социальное исследование включились 20 участников ДОО. Возраст
участников: 10-12 лет – 8 чел.; 13-15 лет – 10 чел.; 16-18 лет
– 2 чел.
Стаж работы в ДОО: 1-2 года - 6 чел.; 3-4 года – 5 чел.; и более
– 4 чел.
Социальное исследование состояло из 2-х блоков: (см. Приложение
№4)
1) Анализ уровня реализации прав ребенка в гимназии №3;
2) Анализ условий, необходимых для развития демократических
процессов;
Анализируя условия, необходимые для развития демократических
процессов, участниками было предложено отметить, на каком уровне
создано то или иное условие в гимназии. Затем было предложено
проранжировать данные условия.
Для анализа того, как реализуются права ребенка, провозглашенные
в Конвенции ООН, были взяты права, о которых упоминалось ранее
(см. стр.4). Участники анализировали, как реализуются данные
права в ДОО и в УД.
Выводы исследованию:
1. По итогам первого соц. исследования, в учебной деятельности
больше развиты: право на доступ к информации и материалам различных
источников. Меньше всего развиты права; на свободу мысли, совести;
право на развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей. Мы считаем, что в первую очередь необходимо усилить
действие права на развитие личности; свободу мысли; право на
уважение человеческого достоинства. В ДОО меньше всего развито
право на доступ к информации и право от всех форм насилия.
2. Участники ДОО рассматривали неоходимые условия для развития
демократического уклада в жизни нашей школы, и анализировали
нынешнюю ситуацию в гимназии, и пришли к выводам, что необходимо
постоянно изменять законы, правила жизни, и важно, чтобы учащиеся
тоже могли создавать нормы и законы, желательно, чтобы и родители
принимать в этом участие; также важно уравнять права всех субъектов
образовательной деятельности. Чтобы развивать демократические
процессы необходимо проводить совместный анализ и рефлексию
ситуаций, происходящих в гимназии, районе, городе.
3. Отвечая на вопросы, ребята выяснили, что значит для них:
«Демократия- это совместный труд детей, родителей и учителей,
когда возникает равноправие и уважение друг к другу, это когда
прислушиваются к мнению большинства, и реализуются права всех
субъектов образовательно процесса».
«Право – это общественно социальные нормы, правовые отношения
и основные права граждан, те, которые мы уверенно можем выполнять.
Это то, что не входит в обязанности».
Ответственное решение принимали все. «Эти решения были сделаны
на сборах, при возникновении важных вопросов внутри отряда и
в лидерской команде». Многие затруднились вспомнить, когда именно
принимали решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Участники ДОО «Акварель» являются инициативной группой учащихся
гимназии, которые имеют возможность принять полученные знания
в практической социальной деятельности, что способствует развитию
детей и подростков.
2. Имеющиеся разнообразные формы деятельности, инициативы участников
ДОО позволяют получить опыт выбора, принятия ответственного
решения, опыт демократического взаимодействия.
3. Как влияет на УД ОП?
4. Имеющиеся нормативно-правовые доументы в гимназии, были разработаны
учащимися 7-8 лет назад, это показывает, что многое идет в традиционных
рамках и ряд ценностей демократической жизни не прожит ребятами.
Нынешнему поколению ребят нужно пересмотреть документы для понимания
их ценностей и самим прожить этрот процесс.
Вернуться на секцию