|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
"Подходы к организации
подростковой школы РО"
(система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Гимназия
№3 г. Перми
|
|
В структуре учебной деятельности учебное действие моделирование
определяется как действие выражения выделенного всеобщего отношения
в предметной, графической или буквенной форме. Учебные модели,
по мнению авторов системы, являются необходимым звеном процесса
усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия.
Но именно на этапе моделирования педагоги испытывают самые большие
трудности. По признанию авторов системы действие моделирования
в структуре УД не достаточно изученный вопрос.
Что такое учебная модель? Чем модель отличается от схемы? Чем
должны отличаться модели, создаваемые на разных этапах обучения?
Это вопросы, на которые пытается сегодня искать ответы каждый
учитель РО. Особенно учитель, работающий в подростковой школе,
в условиях отсутствия выстроенности учебных программ по большинству
предметов.
Наш семинар - это своеобразное предъявление нашего понимания модели
и моделирования учителями русского языка и литературы, соотнесение
с пониманием авторов. Наше понимание сути моделирования это одна
из возможных точек зрения.
Мы предполагаем, что она может быть абсолютно другой.
Моделирование является компонентом содержательного анализа объекта.
В системе РО моделирование рассматривается в трех аспектах:
-
Моделирование свойств и отношений внутри
объекта.
-
Действия с создаваемой моделью с целью выявления
новых свойств и отношений.
-
Моделирование как психологический механизм
поиска учащимися оснований выполняемого действия.
В выполнении учебных действий процесс моделирования осуществляется
по 2 основным направлениям:
-
построение модели как образа объекта через
связывание его элементов в целостную структуру;
-
процесс рассцепления объекта и способа действия.
Процесс преобразования модели для поиска связей и отношений
внутри объекта.
Моделирование как умение производить символическое замещение
способов действий может являться критерием развития УД у учащихся.
Модель выступает как инструмент совместной деятельности учащихся
и учителя. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого
объекта. С помощью модели мы можем решать большой круг частных
задач, вытекающих из внутренней структуры самой модели. "Это
форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные
отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых
и представляемых связях и отношениях вещественных и знаковых элементов"
( В.В. Давыдов)
-
Модель представляет собой средство научного
познания.
-
Модель всегда выступает как такой представитель
оригинала заместитель прототипа, который удобен для изучения
и может перенести полученные знания на исходный объект.
-
Модель охватывает только те свойства прототипа,
которые существенны в данной ситуации и являются объектом исследования.
Место и функции модели в УД
-
Позволяет представить выделенное всеобщее
отношение изучаемого объекта в предметной, графической или знаковой
форме.
-
Преобразование модели отношений создает условия
для изучения их свойств в "чистом виде".
-
Реализация модели в системе частных задач
формирует предметность учебного действия.
Схема является частным продуктом конструктивной деятельности
учащихся и учителя. Схема является результатом разработки первоначального
материала:
-
отбора значимых компонентов;
-
преобразования компонентов в удобную форму;
-
обобщения множества однотипных компонентов
по одним и тем же функциям;
-
сборки значимых компонентов в структурные
целостности.
Схема проявляется как определенный продукт совершенной деятельности,
иллюстрацией, средством наглядности, опорой в обучении. В то время,
как модель - средство изучения объекта.
СХЕМА
- Частный продукт конструктивной деятельности учащихся
и учителя.
- Является иллюстрацией, средством наглядности, опорой
в обучении.
- Работает на всех типах уроков.
- Позволяет:
- Отработать значимые компоненты
- Преобразовать компоненты в удобную форму.
- Обобщить множество однотипных компонентов по одним и
тем же функциям.
- Собрать значимые компоненты в структурные целостности.
|
МОДЕЛЬ
- Инструмент совместной деятельности учащегося и учителя,
средство изучения объекта.
- Отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого
объекта.
- "Работает" на уроках моделирования на этапе
поиска способов.
- Позволяет решать большой круг частных задач.
|
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ
ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|