Система естественно-научного образования в гимназии опирается
на принципы РО. Выделяя направления инновационной деятельности
учителей-естественников, необходимо прежде всего назвать освоение
программы по естествознанию Е.В. Чудиновой. Данный курс построен
автором в той же логике, что и математика, и лингвистика.
Вначале дети определяют исходные понятия, определяющие наиболее
существенные свойства предмета, затем, овладевают основными культурными
навыками, необходимыми для работы с данным предметом, самостоятельно
ставят и решают новые творческие задачи, требующие выхода за рамки
известного.
Возможность организации простых экспериментов, чувственное восприятие
природных явлений позволяют организовать работу по методической
цепочке системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: единичный факт, поражающий воображение -> гипотеза ->
эксперимент -> уточненная гипотеза -> общее понятие ->
новый факт, противоречащий данному понятию -> новая гипотеза
и т.д. Уже в начальной школе на материале естествознания дети вводятся
в экспериментальный метод: учатся выделять основные этапы эксперимента,
сопоставлять наблюдаемые факты, ставить проблему, формулировать
гипотезу, придумывать способы проверки гипотезы, предсказывать
результат, сопоставить его с гипотезой, делать выводы и ставить
новые вопросы.
Т.О. курс естествознания по сути является пропедевтическим для
изучения в средней школе естественных наук в их взаимосвязях.
Выпускник начальной школы в системе РО обладает рядом особенностей,
отличающих его от ученика традиционной школы:
Класс в целом или группа детей могут быть коллективным
субъектом УД, что означает умение и желание совместно
найти подходы к решению новой задачи, отделить известное
от неизвестного, сформулировать запрос на недостающее
знание, критически оценить результаты своей работы.
Независимость от авторитетов, критичность по отношению
к своим и чужим действиям и мыслям, способность и склонность
к преобразованию наличных способов действия, если они
входят в противоречие с новыми условиями действия.
Сформировано умение работать с символическими средствами
учебного моделирования на этапе фиксации результатов поиска
нового способа действия.
Выработано владение средствами межгруппового и внутригруппового
взаимодействия.
В связи с этим перед педагогами среднего звена стоит задача:
развивать перечисленные умения детей, опираясь на сформированные
в школе I ступени ценности. Основная трудность, которая возникает
при решении этой задачи: традиционные программы по биологии, физике,
химии, географии входят в противоречие со способами освоения учебного
материала, которым владеют учащиеся.
Освоение предметов на уровне знакомства в виде запоминания и освоения
разнообразных сведений неприемлемо для выпускников классов Ро,
приводит к быстрой потере интереса к предметам, мешает развитию
мышления учащихся. Необходима специально организованная поисково-исследовательская
деятельность учащихся.
Работая с первыми выпусками детей РО из начальной школы, педагоги-предметники
возникшую проблему решили, в основном, за счет модернизации традиционных
программ. Востребованным являлось проблемное обучение, позволяющее
организовать деятельность, направленную на решение проблемы, активизация
способов обучения, включающая учащихся в совместную деятельность.
Параллельно учителя вели поиски программ, которые бы соответствовали
принципам РО. Так учителем химии Башмаковой Л.Ф. была апробирована
программа по химии автора Сатбалдиной, учителем физики Куликовой
Т,И. Программа по физике автора Камина. Опыт работы педагогов
по данным программам обобщен в сборниках материалов конференций
по проблемам РО. Учителем биологии Беловой В.М. разрабатывался
ряд тем по ботанике, зоологии в логике системы РО.
При проведении уроков особое внимание уделялось удержанию технологического
модуля системы: диалогичность, субъект - субъект отношения, работа
над созданием моделей, формирование контрольно-оценочных механизмов.
К тому времени, как в городе начался эксперимент по разработке
подростковой школы РО, возглавили который ученые МАРО. Наши учителя-естественники
обладали определенным потенциалом:
знали психологические основания теории РО;
структуру учебной деятельности, владели способами
организации образовательного пространства на основе субъект
- субъектных отношений;
осознавали значимость формирования контрольно-оценочных
механизмов;
имели опыт работы по альтернативным программам
и учебникам, могли выделять их "+" и "-".
Поэтому совершенно осознанно в сентябре 2000 года нами было принято
решение включиться в эксперимент по апробации содержания, форм
и методов обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в основной
школе (5-9 классы). В 2000 году - по апробации экспериментальной
программы Львовского В.А., экспериментальной программы по химии
Е.В. Высоцкой.
С 2001 года - по апробации экспериментальной программы по биологии
автора Е.В. Чудиновой.
Года работы в режиме эксперимента показал, что содержание программ
отражает принцип построения от общего к частному, они позволяют
сохранить преемственность с начальной школой по формам обучения
(парная, групповая, общеклассная дискуссия), формируют у школьников
основы теоретического мышления, ориентированы на формирование
научных понятий, а не только лишь на получение ЗУН в понимании
традиционной школы, развивают новые формы деятельности - проектную,
самостоятельную, исследовательскую.
Необходимо продолжить экспериментальную деятельность педагогов
естественно - научного цикла, расширять границы эксперимента введением
в него предмета географии. Куликовой Т.И., осуществляющей тесный
контакт с
В.А. Львовским, рекомендовать участвовать в конкурсе учебно-методических
материалов, объявленном МАРО. Администрации гимназии необходимо
поддерживать эксперимент через стимулирование деятельности педагогов
и первоочередное оснащение предметов, ведущихся в режиме эксперимента.