Курс биологии Чудиновой Е. В. находится, на сегодняшний день, в
стадии разработки и апробации. Он является логическим продолжением
курса Естествознания в начальной школе этого же автора. Главная
задача естествознания состоит в том, чтобы учащиеся сконструировали
в коллективно-распределённой деятельности основные способы (методы)
познания окружающего мира. Основная идея курса биологии: разворачивание
понятия "Эволюция эволюций" с помощью известных даже учащимся
методов познания.
Прежде чем взяться за апробацию данной программы, необходимо было
тщательно изучить предложенные автором материалы к этой программе.
Пришлось целый год поработать в педагогической мастерской под руководством
Красных О. А. (школа №77), на практических семинарах с автором программы
Чудиновой Е. В. Там можно было увидеть уроки, пообщаться с педагогами-экспериментаторами,
автором программы, получить ответы на возникающие вопросы.
Мы вместе с учащимися 6 класса начали осваивать мир биологии новыми
нетрадиционными методами.
Задачи перед собой поставила такие:
Апробировать методические средства и приёмы курса биологии автора
Чудиновой Е. В.;
Применяя различные методы способствовать развитию теоретического
мышления детей;
Развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и изучению
живой природы;
Создавать условия становления ребёнка как личности, повышения его
статуса, перспективного роста.Весь курс биологии носит конструктивный
характер. Учащиеся сами поэтапно моделируют, конструируют живой
организм, составляют схему его строения и протекающих в нём процессов,
постоянно модернизируя свои работы. Этапы конструирования очень
нравятся детям, т.к. они сами, работая в группах, обсуждая разные
варианты, решая возникающие противоречия между строением и функциями
приходят к единому пониманию живого организма. На этих уроках происходит
сложная работа над анализом заданной ситуации, её преобразованием
и получением модели, а также коллективный поиск разных способов
модели, обсуждения их и выбор оптимального варианта. В такой деятельности
происходит эмоционально становление детей как личности, повышение
их статуса в коллективе.
Привлекает ребят большое количество практических работ с микроскопом,
простейшими химическими реактивами, где им нужно проявлять внимательность,
аккуратность, точность выполняемых действий. Такая работа позволяет
учащимся переносить созданные ими модели на объект живой природы.
Учащимся предоставляется самостоятельный выбор дальнейшего движения
(что изучать, в какой последовательности).
Всё это даёт возможность им чувствовать себя в роли самостоятельных
исследователей, конструкторов. При этом дети сталкиваются с проблемой
нехватки собственных знаний и самостоятельно или вместе с учителем
добывают их из различных источников (предложенных текстов, учебников,
словарей, энциклопедий), фиксируют основные мысли, учатся составлять
конспекты.
Данная программа предполагает различные средства контроля и оценки
движения в учебном материале, как учителям, так и самими учащимися.
Уровень сложности предложенных заданий варьируется. Дети вправе
самостоятельно выбирать задания для выполнения, проводить анализ
и оценку своих работ. Тем самым обеспечивается индивидуальное продвижение
в учебном материале каждым учащимся, которое учитель фиксирует и
анализирует в дальнейшем.
По итогам I полугодия детям было предложено высказать в тетрадях
свои чувства о работе и изучении материала на уроках биологии. Вот
несколько мнений:
Никогда не думал, что так интересно устроено живое.
Мне нравится проводить опыты, работать с микроскопом.
Люблю работать в группе, так как вместе интересно думать и создавать
что-то новое.
Интересно самим строить модели организма и очень радостно, если
эта модель по настоящему похожа на современных животных.
Мне бывает иногда трудно выполнять самостоятельные работы дома,
странно, в классе всё понятно, а дома не совсем. И мама тоже, часто
не может помочь.
При работе по этой программе возникает ряд трудностей. Во-первых,
у учителя стажиста за время преподавания сформировался свой стереотип
изучения материала от частного к общему. Поэтому необходимо время
для осмысления предложенной последовательности изучения предмета.
Во-первых, недостаточная учебная оснащённость курса предполагает
дополнительные поиски информации, чтобы направить детей к определённым
источникам. В-третьих, продвижение в учебном материале идёт достаточно
медленно в связи со спецификой предложенных методических приёмов.
Поэтому возникает беспокойство о своевременном прохождением программы.
В-четвертых, не всегда материальная база школы даёт возможность
качественно проводить отдельные практические работы. В-пятых,
возникает необходимость проводить постоянную разъяснительную работу
с родителями об особенностях данного курса, вариантах помощи родителей
в освоении знаний учащимися.
В качестве вывода. Работая по апробации программы биологии автора
Чудиновой Е. В., у учащихся формируется новый стереотип мышления,
несомненно, поддерживается и развивается познавательный интерес
к предмету на достаточно высоком уровне.