ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Особенности анализа художественного произведения в старших классах

Программа Совета 

 

Гришина О.Б.
Учитель литературы СШ 63

Наиболее актуально освоение целостного подхода к анализу художественного произведения в старших классах. И это связано не только с возрастными и психологическими особенностями учащихся-старшеклассников, но и ближайшими задачами, стоящими перед юношами и девушками 9-х - 11-х классов: успешно сдать выпускные и вступительные экзамены по литературе.
А, как известно, письменный экзамен по литературе - это сочинение, которое, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько глубоко понимает ученик художественное произведение, чувствует его самобытность и пронизывающие произведение идеи. Особенно важно глубинное понимание произведения, невозможное без овладения навыками анализа, для такого жанра, как сочинение-рецензия, который может быть и литературоведческим со своими мыслями, и отзывом на произведение, и целостным анализом произведения с его личностной оценкой, пронизывающей весь текст. Уже несколько лет три темы повторяются обязательно: анализ стихотворения, рецензия на произведение, анализ эпизода, темы, которые предполагают хорошее знание и понимание произведения.
Кроме того, в олимпиадных заданиях последних лет (районных и областных) самыми высокобалльными являются задания по анализу прозаического и поэтического текстов. А если работа по анализу текста не ведется систематически на уроках литературы, то стоит ли ожидать от своих учеников, даже очень способных, высоких результатов?
Итак, и ближайшие, и перспективные задачи школьного обучения требуют от учителя и учеников умения анализировать текст, но не ради самого анализа, а ради более глубокого осмысления и понимания произведения.
Следует понимать, что нет универсального способа анализировать текст. В современной литературоведческой науке принято говорить об основных компонентах анализа при изучении эпических и лирических произведений. Так при изучении эпических произведений М.А.Лебедева, преподаватель ПГПУ, ученица Маранцмана В. А. выделяет следующие компоненты, обращая внимание на содержательность любого компонента художественной формы:
1. Тема произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?)
2. Сюжет и композиция сюжета (организация развертывания сюжета)
3. Система образов
4. Художественные детали
5. Хронотоп
6. Тропы и фигуры
7. Словесная инструментовка текста, ритм, интонация.
Первые три компонента являются, как правило, доминирующими, вбирающими в себя все остальные.
Важно постоянно обращать внимание учащихся на то, что все компоненты анализа сходятся в одной точке, существуют как единицы ради того, чтобы в итоге выйти на авторскую идею в произведении. Авторская идея и есть цель школьного и литературоведческого анализа.
Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно выделить этапы анализа произведений:
1. Роль конца и начала произведения. Значимость первого предложения (На что настраивает? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?).
2. Выявление эпизодов и событий, составляющих сюжет, их анализ. Понимание важности каждого эпизода и события.
3. Выявление логики последовательности эпизодов (Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?).
4. Система образов.
Лирический герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя(чувства, мысли, фантазии); жизненные ориентиры, ценности героя.
Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).
Одна из важнейших задач в преподавании школьного курса словесности в старших классах - выработка у учащихся представления о литературе как о процессе, т.е. совокупности не разрозненных, а взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. В прозаических произведениях преемственность сюжетов, мотивов, характеров, важных деталей нагляднее, чем в лирических произведениях. Поэтому, анализируя эпическое произведение, трудно избежать разговора о параллелях, выхода за рамки произведения. Как доказательство этому сравнение героинь Л.Толстого (Анна Каренина) и А.Чехова (Анна Сергеевна из повести «Дама с собачкой») С.Залыгиным, сравнение Желткова (А.Куприн «Гранатовый браслет») и лирического героя стихотворения А.Пушкина «Я вас любил» Нещерет Н.В., сравнение судьбы Агафьи (В.Г.Распутин «Изба») и судьбы Сергия Радонежского («Житие Сергия Радонежского» в переложении А.Зайцева), выход в контекст эпохи при анализе рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» и т.д. Нахождение параллелей помогает понять своеобразие произведений, высвечивает их значимость в окружающем художественном контексте.
Если мы обратимся к лирическому произведению, то убедимся в необходимости более тонкого анализа. Диапазон выбора компонентов анализа стиха весьма разнообразен: тема, поэтическое слово, настроение, цвет и свет, звук, движение, рифма, композиция, поэтические образы, тропы и фигуры, строфика, стихотворный размер, хронотоп, жанр, план развертывания лирического произведения (реальный, психологический, философский).
Очевидно, что все компоненты могут не использоваться при анализе. Важно выбрать доминирующий компонент анализа, стержень анализа, вбирающий в себя остальные компоненты для того, чтобы возникло ощущение целостности, чтобы определилась, стала видимой поэтическая идея, то, ради чего стихотворение написано.
Беляева Н.В., указывая на сложность анализа лирического произведения, говорит о необходимости обучения учащихся видеть стиховую композицию, показывает важность данного теоретического понятия, анализируя стихотворения «Молодость» И.Бунина и «Гроза» Н.Заболоцкого. Русакова Н.И., анализируя стихотворение А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости» за основу берет построчный и построфный анализ произведения. А в исследовательской работе Макаровой С.А. анализ одного стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы» оборачивается постижением целой философии, что неизбежно расширяет и усложняет круг исследуемых вопросов: это и судьба самого поэта, и символистские искания Блока, и его взгляды на поэзию, и безупречное владение техникой стиха, и воплощение в поэтическом тексте музыки «мирового оркестра».

На главную страницу

 

 

БИБЛИОТЕКА (материалы представлены в архивах) Программа курса

"Информационные технологии. Делопризводство." (архив ~5Kb)

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) http://www.ege.ru/

 





  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет