Гришина О.Б.
Учитель литературы СШ 63
Наиболее актуально освоение целостного подхода к анализу
художественного произведения в старших классах. И это
связано не только с возрастными и психологическими особенностями
учащихся-старшеклассников, но и ближайшими задачами, стоящими
перед юношами и девушками 9-х - 11-х классов: успешно
сдать выпускные и вступительные экзамены по литературе.
А, как известно, письменный экзамен по литературе - это
сочинение, которое, как лакмусовая бумажка, показывает,
насколько глубоко понимает ученик художественное произведение,
чувствует его самобытность и пронизывающие произведение
идеи. Особенно важно глубинное понимание произведения,
невозможное без овладения навыками анализа, для такого
жанра, как сочинение-рецензия, который может быть и литературоведческим
со своими мыслями, и отзывом на произведение, и целостным
анализом произведения с его личностной оценкой, пронизывающей
весь текст. Уже несколько лет три темы повторяются обязательно:
анализ стихотворения, рецензия на произведение, анализ
эпизода, темы, которые предполагают хорошее знание и понимание
произведения.
Кроме того, в олимпиадных заданиях последних лет (районных
и областных) самыми высокобалльными являются задания по
анализу прозаического и поэтического текстов. А если работа
по анализу текста не ведется систематически на уроках
литературы, то стоит ли ожидать от своих учеников, даже
очень способных, высоких результатов?
Итак, и ближайшие, и перспективные задачи школьного обучения
требуют от учителя и учеников умения анализировать текст,
но не ради самого анализа, а ради более глубокого осмысления
и понимания произведения.
Следует понимать, что нет универсального способа анализировать
текст. В современной литературоведческой науке принято
говорить об основных компонентах анализа при изучении
эпических и лирических произведений. Так при изучении
эпических произведений М.А.Лебедева, преподаватель ПГПУ,
ученица Маранцмана В. А. выделяет следующие компоненты,
обращая внимание на содержательность любого компонента
художественной формы:
1. Тема произведения (о чем оно?), проблемы (для чего?
зачем?)
2. Сюжет и композиция сюжета (организация развертывания
сюжета)
3. Система образов
4. Художественные детали
5. Хронотоп
6. Тропы и фигуры
7. Словесная инструментовка текста, ритм, интонация.
Первые три компонента являются, как правило, доминирующими,
вбирающими в себя все остальные.
Важно постоянно обращать внимание учащихся на то, что
все компоненты анализа сходятся в одной точке, существуют
как единицы ради того, чтобы в итоге выйти на авторскую
идею в произведении. Авторская идея и есть цель школьного
и литературоведческого анализа.
Плана анализа нет и быть не может. Каждое произведение
самобытно, требует индивидуального подхода, но можно условно
выделить этапы анализа произведений:
1. Роль конца и начала произведения. Значимость первого
предложения (На что настраивает? Какую эмоциональную атмосферу
создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная
атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает
к восприятию произведения?).
2. Выявление эпизодов и событий, составляющих сюжет, их
анализ. Понимание важности каждого эпизода и события.
3. Выявление логики последовательности эпизодов (Как через
эту последовательность выявляется авторская мысль?).
4. Система образов.
Лирический герой: первое появление литературного героя;
что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали;
речевая характеристика (что и как говорит); проявления
героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения
с другими людьми; внутренний мир героя(чувства, мысли,
фантазии); жизненные ориентиры, ценности героя.
Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая
палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то
будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира;
связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как
авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
Интерьер(описание обстановки): через художественные детали
к постижению характеров героев; атмосфера человеческой
жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик):
особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось
автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова
дистанция между ними?).
Одна из важнейших задач в преподавании школьного курса
словесности в старших классах - выработка у учащихся представления
о литературе как о процессе, т.е. совокупности не разрозненных,
а взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. В прозаических
произведениях преемственность сюжетов, мотивов, характеров,
важных деталей нагляднее, чем в лирических произведениях.
Поэтому, анализируя эпическое произведение, трудно избежать
разговора о параллелях, выхода за рамки произведения.
Как доказательство этому сравнение героинь Л.Толстого
(Анна Каренина) и А.Чехова (Анна Сергеевна из повести
«Дама с собачкой») С.Залыгиным, сравнение Желткова (А.Куприн
«Гранатовый браслет») и лирического героя стихотворения
А.Пушкина «Я вас любил» Нещерет Н.В., сравнение судьбы
Агафьи (В.Г.Распутин «Изба») и судьбы Сергия Радонежского
(«Житие Сергия Радонежского» в переложении А.Зайцева),
выход в контекст эпохи при анализе рассказа И.Бунина «Чистый
понедельник» и т.д. Нахождение параллелей помогает понять
своеобразие произведений, высвечивает их значимость в
окружающем художественном контексте.
Если мы обратимся к лирическому произведению, то убедимся
в необходимости более тонкого анализа. Диапазон выбора
компонентов анализа стиха весьма разнообразен: тема, поэтическое
слово, настроение, цвет и свет, звук, движение, рифма,
композиция, поэтические образы, тропы и фигуры, строфика,
стихотворный размер, хронотоп, жанр, план развертывания
лирического произведения (реальный, психологический, философский).
Очевидно, что все компоненты могут не использоваться при
анализе. Важно выбрать доминирующий компонент анализа,
стержень анализа, вбирающий в себя остальные компоненты
для того, чтобы возникло ощущение целостности, чтобы определилась,
стала видимой поэтическая идея, то, ради чего стихотворение
написано.
Беляева Н.В., указывая на сложность анализа лирического
произведения, говорит о необходимости обучения учащихся
видеть стиховую композицию, показывает важность данного
теоретического понятия, анализируя стихотворения «Молодость»
И.Бунина и «Гроза» Н.Заболоцкого. Русакова Н.И., анализируя
стихотворение А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости» за
основу берет построчный и построфный анализ произведения.
А в исследовательской работе Макаровой С.А. анализ одного
стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы» оборачивается
постижением целой философии, что неизбежно расширяет и
усложняет круг исследуемых вопросов: это и судьба самого
поэта, и символистские искания Блока, и его взгляды на
поэзию, и безупречное владение техникой стиха, и воплощение
в поэтическом тексте музыки «мирового оркестра».
На главную
страницу