В Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года главной задачей образовательной политики
определено обеспечение современного качества образования
на основе его фундаментальности и соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Это означает, что образование рассматривается "точкой
прорыва" в развитии страны, ибо оно работает на перспективу,
предопределяет облик человека будущего, его личностные
качества, мировоззрение, ценности, поведенческие приоритеты.
Характерно, что именно в образовании говорят о необходимости
модернизации, а не реформирования, так как жизнь доказала,
что в этой специфической сфере нужна не ломка, а разумное
сочетание традиций и инноваций. Именно в образовании традиции
и инновации равноценны и способны стать инструментом развития
гуманистического общества, способны обеспечить фундаментальные
права и свободы человека, способствовать росту культуры,
а значит, и росту качества жизни.
Как сказано в Концепции модернизации, активными субъектами
образовательной политики должны стать все граждане России,
семья, общественность, различные институты государственной
власти и местного самоуправления, наука. Но вместе с тем,
главной фигурой в образовании остаётся учитель. Учитель
- едва ль не ритуальный образ в обществе. Он носитель
добродетели и благочестия, взраститель будущего. Это не
завышенная оценка миссии учителя, ведь ни одно начинание,
ни одна реформа, ни одна идея не станет реальной в образовании,
если их не поддержит учитель. Опыт учителя, общая подготовка,
творческая практическая деятельность, напряжённый поиск
оптимальных решений конкретных ситуаций и школьных проблем,
его контакты с педагогической наукой, которая как никогда
носит практико-ориентированный характер, - вот ключ, а
точнее, механизм реализации основных положений модернизации
в образовательной политике.
В образовательных учреждениях Кировского района работает
немало педагогов и управленцев-новаторов, создавших в
живой практике удачные образцы развития традиций и конкретных
новшеств.
В данном сборнике помещены некоторые их статьи "из
опыта работы", статьи-размышления с анализом конкретных
социально-культурных ситуаций и порождённых жизнью проблем,
с описанием их разрешения педагогами совместно с общественностью.
. Кировский Районный Отдел образования и информационно-методический
центр благодарит всех авторов, кто поделился своим опытом.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА
Санникова Н.В. "Диагностико-технологическое управление
процессом обучения.
...Мы исходим из того, что реально существующие циклы
педагогической деятельности имеют не только определенные
задачи, но и определенные закономерности их решения,
позволяющие оптимизировать всю школьную работу. Из
множества существующих циклов можно выделить несколько
основных, определяющих успех работы:
...Итак, и ближайшие, и перспективные задачи школьного
обучения требуют от учителя и учеников умения анализировать
текст, но не ради самого анализа, а ради более глубокого
осмысления и понимания произведения.
...Проблема, которая особенно беспокоит педагогов,
работающих в подростковых классах - потеря познавательного
интереса, снижение внутренней мотивации учения.
Теплоухова Л.А. "Проектная деятельность в технологии
проблемно-развивающего обучения.
Основная цель проектно-ориентировочного обучения –
научить учащегося учиться, т.е. самостоятельно добывать
знания. И главное отличие проектного метода состоит
в том, что школьники работают над тем материалом,
который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у
них неподдельный интерес.
Тимошенко Л.Р. " Воспитание школьников в контексте
"Диалога культур".
... Наверное, главное здесь в другом: в той атмосфере,
которая царит на этом уроке, атмосфере сотрудничества,
атмосфере полёта мысли и фантазии. И очень важно,
чтобы стиль и манера поведения, педагогическая интуиция
не подвели учителя, не прервали тонкую нить духовных
связей, а создали ту ауру, в которой будет происходить
чудо. Учитель в этом случае - дирижёр оркестром ребячьих
мыслей, поэт, человек, которому важно верить. По мере
презентации каждого проекта учащиеся обсуждают увиденное
и услышанное и дают оценку работе своих одноклассников.
Т.о. осуществляется взаимоконтроль.
Мотырева М.Е. "Управление процессом инновационного
преобразования ОУ на примере МОУ "Гимназия №
6"
...речь идет о разработке новой программы развития
гимназии. Полный комплекс условий эффективности можно
обеспечить только при системно-целевом управлении
с широким включением в процесс разработки и реализации
планов развития всего педагогического коллектива гимназии.
Это и является основной задачей, стоящей перед административной
командой гимназии сегодня.