Центр развития образования им. С.О. Ветлугина "Модернизация в городской системе образования" |
Программа
Совета |
Бочаров Илья Валерьевич - директор Центра развития образования города Перми
Развитие правового образования в контексте
модернизации
Актуальность развития правового образования (обучения и воспитания) в образовательных учреждениях города определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности, что неоднократно подчеркивалось решениями правительства РФ. Стратегия развития обществоведческого (в том числе правового) образования в образовательных учреждениях, определенная Министерством образования РФ, предполагает коренное обновление школьного обществоведческого образования с целью обеспечения становления Российского демократического государства, возрождение России и возвращения ее в мировую цивилизацию. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Правовая культура подразумевает наличие у учащегося соответствующих знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций (ценностей). Выпускник образовательного учреждения должен обладать такими качествами как законоуважение, толерантность, убежденность в неотъемлемости прав, в неразрывности прав и обязанностей, уважение к правам, своим и чужим, умение ориентироваться в правовом поле. Способность к социальному творчеству и активная гражданская позиция позволят молодому человеку успешно социализироваться в обществе, достойно вступить во взрослую жизнь.
К сожалению, в настоящее время правовое образование центрировано на трансляцию правовых знаний учащихся и не нацелено на содействие формированию ценностей, ценностных ориентаций, правовых умений и навыков правового поведения человека в обществе, в результате чего выпускник образовательного учреждения имеет определенные сугубо теоретические правовые знания, но не готов к успешной социализации в обществе, не наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими, как законоуважение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность (социологический опрос студентов ПГТУ, май 1999. Руководитель - профессор социологии Слюсорянский М.В.) Отсутствие данных качеств у выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуациях в г. Перми: растет количество правонарушений среди молодежи, усиливается социальная апатия, чаще встречаются случаи асоциального поведения молодых и т.д.
Формирование правовой культуры учащихся невозможно без наличия соответствующей культуры у педагогов - как преподавателей правовых дисциплин в образовательных учреждениях, так и педагогов, преподающих другие предметы.
Регулярное проведение мониторинга состояния правовой культуры учеников и педагогов школ г. Перми позволит выстроить содержание правового образования в образовательных учреждениях, заложить основы системной работы по аналитическому и научно-методическому сопровождению процесса модернизации правового образования, принять конкретные управленческие решения для изменения ситуации. В перспективе город должен получить возможность решения проблем, связанных с низким уровнем готовности к жизни в обществе выпускников школ.
Библиотека:
Бочаров Илья Валерьевич - директор Центра развития образования города
Перми
"Справка по результатам мониторинга состояния правовой
культуры участников образовательного процесса в образовательных учреждениях г.
Перми"
Рекомендации по формированию правовой культуры
в образовательных учреждениях г.Перми
Гусаров Виктор Алексеевич - председатель Комитета по образованию
и науке администрации города Перми
Тенденции развития правового образования
в г.Перми в контексте модернизации общего образования