|
Криворучко
Светлана Александровна,
учитель физики и астрономиии
МОУ «СОШ №131» г. Перми
|
При формировании научного языка физики в центре внимания
должна находиться работа над понятиями, наряду с другими
операциями, включает и введение названий их терминов. На
уроке каждый вновь вводимый термин должен быть произнесен
четко и громко. Обычно дается перевод происхождения термина,
хотя в отдельных случаях перевод термина не совпадает с
содержанием понятия, например, вакуум, инертность и другие.
В этом случае дается справка либо о развитии взгляда на
явление, связанного с употреблением данного термина, либо
о различии его значений в разговорном и научном языках.
Например, с понятием «вакуум» (пустота) связано учение аристотелианцев
о природной боязни пустоты, а вот первые опыты Торричелли
и Паскаля, опровергли это учение, подтверждены были опыты
последних современными представлениями о физическом вакууме.
Термин введен, т.е. введено «имя» физического понятия. Теперь
необходимо объединить название – термин с содержанием понятия
– так, чтобы при дальнейшем использовании термин выполнял
роль понятия.
Физическое понятие обычно определяется через род и видимые
отличительные признаки. Родовое понятие всегда более объемное.
Например, механическое движение и тепловое движение. То
и другое - движения, но каждое из них обладает отличительными
признаками: механическое движение – это относительное движение,
тепловое – хаотическое движение огромного числа частиц.
Или же, масса, время, скорость – это физические величины,
но каждая физическая величина – это характеристика определенного
свойства материального объекта, стороны физического явления.
Необходимо обращать внимание и на категориальную принадлежность
понятия. Например, любое движение – это явление, физическая
величина – описательный аппарат, прибор - материальный объект.
Формирование физических понятий – дело не простое, так как
порой одна и та же физическая величина используется для
описания разных сторон материальных объектов; один и тот
же термин – для названия явления и его характеристики, например,
сопротивление.
Другой пример. Есть понятия, глубина содержания которых
оказывается недоступной для понимания детей или не имеет
строго научных определений, например, заряд.
Особую группу физических понятий составляют физические величины,
определение которых имеют трехступенчатую структуру:
- категориальная принадлежность (векторная или скалярная);
- характеристика материального объекта, явления или процесса;
- способ изучения числового значения величины (например,
скорость – векторная величина, быстрота изменения перемещения
тела). Чтобы учащимся понять новый термин, работа над физическим
термином алгоритмизируется (воспроизводится короткими фразами:
«скорость – векторная величина»; «скорость – быстрота изменения
перемещения и измеряется в м/с, км/ч и т.д.).
В основе приобретения новых знаний лежат ассоциативные процессы.
Новые представления и понятия ассоциируются со старыми.
Внутренняя логическая связь нового со старым и является
предпосылкой приобретения новых знаний. Основу логических
рассуждений составляют индуктивно-дедуктивные умозаключения.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой
из одного или нескольких истинных суждений с необходимостью
выводится истинное суждение, заключающее в себе новое знание.
Результатом рационального познания (мышления) являются научные
понятия.
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|