|
Внедрение
НИТ в учебный процесс в системе образования г. Перми
Пигилев Олег Алексеевич
Начальник отдела информатизации
Центра развития образования Г.
Перми
|
Сказать, что ситуация в системе образования г. Перми
резко ухудшилась в последнее время, значит казать не правду. Так
как все понимают и заявляют о том, что образование является важнейшей
отраслью хозяйства нашего государства, начиная от президента РФ
до руководителей муниципальных структур. Центральный банк РФ, министерство
финансов РФ и министерство экономического развития РФ постоянно
говорят о росте ВНП, резком увеличении золотовалютных резервов страны,
об укреплении российского рубля и т.п. Пермская область не относится
к "аутсайдерам" экономического развития, в нашем регионе проходит
эксперимент министерства образования РФ по введению единого государственного
экзамена (ЕГЭ). Качество образования в г. Перми продолжает оставаться
неплохим, в частности, внедрение новых информационных технологий
(НИТ) в учреждениях образования (ОУ) нашего города идет по нарастающей
(см. статью председателя ГКОН "Информатизация
управления образованием…" на сайте @ПП-2003). С другой стороны,
уже длительное время не строится новых школ, заработная плата учителей
в прошлом учебном году выросла только на 1%, ряд школ не имеет компьютерных
классов или имеет устаревшие и т.д.
На наш взгляд причина в резко обозначившейся в последнее
время системной разбалансированности. С одной стороны в г. Перми
имеется не мало школ, где образовательные технологии находятся на
очень высоком уровне; из регионов России по внедрению НИТ в учебный
процесс и по уровню компьютеризации система образования г. Перми
находятся на ведущем месте, распространены ряд технологий образования,
таких как система дистанционного и развивающего обучения, информатика
в начальных классах; постоянно проводятся олимпиады, конкурсы научно-практические
конференции школьников; разработаны свои программа экономики школы,
интегрированные информационные системы по ведению офиса школы, электронные
школьные журналы, доступные родителям через Интернет и пр. С другой
стороны, передовой опыт тиражируется в лишь в очень ограниченном
количестве школ; интегрированные информационные системы внедрены
в меньшинстве ОУ; практически отсутствуют маркетинг и PR-составляющая
системы образования, явно на недостаточном уровне проведена информатизация
системы управления, слабо проведена автоматизация мониторинга качества
образовательных услуг, западает информационно-аналитическая работа.
В сложившихся условиях, что бы не снизить уровень
внедрения НИТ в учебный процесс ОУ г. Перми, на наш взгляд, целесообразно
сосредоточить усилия в новом учебном году на следующих направлениях
работы:
1) оснащение компьютерной техникой школ;
2) маркетинг образовательных услуг и PR-деятельность системы образования;
3) использование парка "домашних" компьютеров;
4) участие международных, федеральных, областных и городских проектах;
5) интеграция усилий в модернизации технологий преподавания информатики;
6) развитие системы дистанционного обучения и дополнительного образования
в сфере НИТ;
7) внедрение НИТ в преподавание школьных предметов;
8) проведение городских конкурсов по внедрению НИТ.
1. Важнейшим условием освоения НИТ в учебном процессе
является наличие в ОУ компьютерной техники. В этом направлении
комитет по образованию и науке администрации г. Перми (ГКОН)
и Центр развития образования г. Перми
(ЦРО) проводят большую работу, используя всевозможные ресурсы.
Так, в 2002/3 учебном году городская система образования, участвуя
в различных проектах и программах, освоив средства городского бюджета,
осуществила значительное пополнение парка компьютерной техники:
167 персональных компьютеров, 75 принтеров, 4 мультимедийных проектора,
3 сканера, 37 комплектов (компьютер с сетевым оборудованием) для
постов электронной почты в ОУ на сумму 4 294 800 руб. Это позволило
создать компьютерные классы:
- в школе № 42 Свердловского района и школе № 121
Кировский района (бюджетное финансирование);
- в школе № 143 Мотовилихинского района, школе № 16 Орджоникидзевского
района и школа № 136 Индустриального района (по "Программе развития
системы образования г.Перми до 2005 г");
- доукомплектовать компьютерные классы в школе № 5 Ленинского района,
школах №№ 31 и 120 Дзержинского района.
На основании договоров о взаимной аренде помещения
в ОУ и техники компьютерных клубов фирмы "Мегабайт" используются
в дневное время в учебном процессе компьютерные классы (16 машин)
в школах №№ 43, 47 и 105 Мотовилихинского района, в школах №№ 8
и 140 Индустриального района.
Используя спонсорскую помощь ОАО "Мотовилихинские
заводы" г. Перми, оборудован компьютерный класс в школе № 118 Мотовилихинского
района и на средства фирмы "Крок" г. Москва дооборудован компьютерный
класс в Городском дворце творчества юных (7 машин).
Благодаря интеграции усилий департамента образования
Пермской области, ГКОН и ЦРО по федеральной программе "Дети России"
закуплено 17 компьютерных классов (на сумму 8 млн. руб.) в школы
№№ 5, 6, 7, 28, ВСШ №2 и лицей №1 Ленинского р-на; в гимназию №
6 Кировского р-на; в лицей №4 и школу № 102 Индустриального р-на;
в гимназию № 2, школы №№ 43, 105 и 114 Мотовилихинского р-на; в
школу № 41 Свердловского р-на; в школу № 79 Орджоникидзевского р-на;
в лицей № 2 и школу № 149 Дзержинского р-на.
Таким образом, используя различные ресурсы, в прошедшем
учебном году сформирован 31 компьютерный класс. Однако, учитывая
такую скорость оснащения и, что в системе образования г. Перми более
четырехсот ОУ, можно подсчитать, следующее обновление вычислительной
техники произойдет в указанных учреждениях на много позднее, чем
эта техника устареет. Поэтому необходимы дополнительные ресурсы
и возможности в новом учебном году.
2. Большое значение имеет рекламно-информационная
деятельность ОУ, изучение спроса на различные виды образовательных
услуг, работа со средствами массовой информации (СМИ), распространение
информации о себе в Интернет, работа с родителями и населением своего
микрорайона. Можно привести большое число примеров эффективности
этого направления, как с точки зрения образовательных целей, так
и в целях улучшения материально-технического обеспечения школ -
вплоть до получения от спонсоров современных компьютерных классов.
Можно выделить в г. Перми несколько ОУ, которые хорошо освоили данное
направление деятельности, и благодаря чему имеют самое лучшее компьютерное
оснащение, сравнительно высокую оплату труда учителей информатики
и работников школьных информационных служб. Это - школа
№ 145, гимназия № 11
им. С.П.Дягилева, гимназия
№ 4 им. Братьев Каменских, Лицей
№ 3, гимназия № 2.
Их Web-страниц имеют хороший дизайн, большую информативность, о
них часто пишут и сообщают местные СМИ.
Указанная работа приобретает еще большое значение
в связи с введением подушевого финансирования. Родители выберут
наиболее "раскрученные" учебные заведения, о которых имеется легко
доступная информация и которые предоставляют наибольший спектр образовательных
услуг.
3. Хорошим резервом для изучения НИТ является парк
"домашних" компьютеров, которые находятся в распоряжении учащихся
школ и их родителей. Этот парк подвержен более быстрой, по сравнению
со школой, модернизации и обновлению программных средств, нередко
оснащен выходом в Интернет, имеет хорошую подборку учебных компакт-дисков.
Такие ученики могут оказать существенную помощь учителю и руководителю
школьной информационной службы на занятиях и при оснащении школьного
компьютерного класса, с удовольствием принимают заказ своего учебного
заведения на создание электронных газет и элементов Web-страниц.
Перед образованием стоит методологическая задача - сделать этот
ресурс еще более эффективным и заставить работать его в нужном направлении
так, чтобы он стал составной частью информационной сети ОУ.
4. Широкие возможности для учебных заведений по получению
грантов, техники, возможностей участия в международных конференциях
и смотрах, обнародованию своих наработок и достижений, привлечению
учащихся к изучению сетевых технологий открывают международные и
всероссийские проекты, примером которых могут служить:
- реализуемый с 2004 г. и инициируемый Министерством
образования Российской Федерации и Международным банком реконструкции
и развития (МБРР) федеральный проект "Информатизация системы образования"
по созданию в нашей области сети межшкольных методических центров
(ММЦ), действующих под руководством регионального координационного
центра (в Областном центре педагогической
информации). Проект предполагает создание в Пермской области
на базе ОУ 43-х ММЦ, укомплектованных современной компьютерной техникой
и получающих средства для заработной платы своих сотрудников от
МБРР;
- региональный проект "Введение именного сертификата
обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей г. Перми",
который предполагает поставку в учреждения дополнительного образования
(УДО) компьютерной техники и сетевого оборудования для организации
информационной системы "Система персонифицированного учета детей,
получающих услуги УДО", функционирующей на основе разрабатываемого
программного обеспечения (информация о проекте появится в ближайшее
время на сайте ЦРО);
- городской проект "Переход к системе подушевого финансирования
общеобразовательных учреждений г. Перми", предполагающий разработку
программного обеспечения для учета дополнительных платных образовательных
услуг. Думаем, что эти проекты заставят городскую систему образования
уже в ближайшее время создать посты электронной почты во всех ОУ
г. Перми.
Важны проекты и гранты, самостоятельно найденные и
реализуемые отдельными ОУ. Эти проекты позволяют в целях освоения
НИТ привлекать учащихся и способствуют поднятию авторитета учебного
заведении в качестве центра информатизации в своем районе. Примером
удачной инициативной разработки является многоуровневый проект "Информатизация
- приоритетное направление в образовании", выполняемый школами
№№ 27, 63, 65,
68 Кировского района, который высоко оценен пермскими учеными
и говорит о готовности и хорошем потенциале наших учреждений в сфере
информатизации своей деятельности.
5. Не смотря на все большее влияние рыночных отношений
на систему образования со школ никто не снимает ответственности
за качество и содержание обучения всех школьников. В этом плане
наиболее трудоемким является предмет информатики, т.к. этот раздел
науки имеет ускоренное развитие и без интеграции усилий за ним не
угнаться. В новом учебном году мы будем продолжать сотрудничество
с учебным центром "Информатика" Пермского государственного университета
(ПГУ), который традиционно организует и проводит в своих стенах
Рождественские чтения для учителей, занятых преподаванием и внедрением
НИТ.
Будет продолжена совместная работа ЦРО и ПГУ по организации
и проведению командной олимпиады по базовому курсу информатики среди
школ г. Перми.
6. Очевидно, что во всех ОУ г. Перми не удастся достичь
одинакового уровня преподавания НИТ из-за разной оснащенности компьютерной
техникой, возможности доступа к Интернет и разной укомплектованности
квалифицированными кадрами. Здесь могут помочь районные Интернет-классы,
на базе которых можно организовать различные формы дополнительного
образования для школьников, увлекающихся изучением НИТ. Работа по
созданию новых Интернет-классов коллективного пользования будет
продолжена.
В этом отношении перспективно развитие системы дистанционного
обучения в г. Перми, которая позволит школьникам изучать дополнительные
профильные курсы и факультативы у квалифицированных педагогов на
расстоянии. К сожалению, дистанционные курсы в сфере НИТ для школьников
и учителей-предметников даже в ведущих московских вузах предполагают
наличие завидной усидчивости и упорства у слушателей, что для большего
контингента молодой аудитории является неприемлемым. Поэтому пока
до появления более прогрессивных технологий следует проводить дистанционные
курсы, предполагающие использование разовых реальных учебных мероприятий
(семинары, конференции и мастер-классы), а также хорошо иллюстрированные
бумажные пособия. С этой целью для поддержки дистанционных курсов
для школьников и учителей-предметников по освоению НИТ в виртуальной
школе (http://www.diaghilev.perm.ru/vschool/),
созданной на базе гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, в ЦРО разработано
методическое пособие: Пигилев О.А., Галузин К.С., Жеребцова Н.А.
Построение информационных сетей в образовательных учреждениях: Методическое
пособие/ ЦРО. - Пермь, 2003. - 116 с.: ил.
Будет продолжена работа по созданию в ОУ филиалов
общественной организации "Пермский Интернет Клуб"
- объединения образовательных учреждений города Перми, которые на
добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать
Интернет и работать в глобальной сети.
7. Ведущие педагоги-предметники ОУ г. Перми давно
осознали необходимость применения НИТ в своей работе. Однако их
возможности сильно ограничены, т.к. имеющийся в школе единственный
компьютерный класс, как правило, сильно перегружен. В этой связи
очень удачным подходом к проблеме является методика применения компьютерной
режиссуры урока, созданной в школе
№ 145 г. Перми, в которой имеется возможность отхода от использования
дорогостоящих компьютерных классов к технологиям применения одного
компьютера с мультимедийным проектором. Городская система образования
должна распространить данный опыт.
Следует использовать любую возможность прохождения
бюджетных курсов по НИТ, проводимых организациями областного подчинения
- ПРИПИТ
и ПОИПКРО,
а также пермскими вузами.
8. Практика предыдущих лет показала большую эффективность
городских и областных конкурсов по внедрению НИТ в учебный процесс.
Безусловно, в новом учебном году эта работа будет продолжена. В
частности, уже запланирован на осень 2003 г. городской конкурс школьной
электронной прессы "Золотое перо", который традиционно проходит
на базе лицея № 3 Индустриального
района, с каждым годом расширяя количество участников. В рамках
областного конкурса научно-исследовательских работ учащихся будет
продолжена работа городской научно-практической конференции учащихся
и учителей "Интернет
и общество" на базе Дворца
творчества юных г. Перми, которая посвящена гуманитарным аспектам
развития глобальной сети.
Нужно обсудить на методобъединениях целесообразность
и содержание городских конкурсов учителей-предметников по созданию
урока с компьютерной режиссурой и учителей-информатиков по созданию
дистанционного курса.
Мы надеемся на продолжение совместной работы с Вами!
Скопировать архив этой статьи (article2.zip)
School
banner network
|