ПЕРМСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 
2003
ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
ЛАБОРАТОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЦРО

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, (Пигилев Олег Алексеевич, Димов Вячеслав Анатольевич)

 

 





 

Внедрение НИТ в учебный процесс в системе образования г. Перми

 

Пигилев Олег Алексеевич
Начальник отдела информатизации
Центра развития образования Г. Перми

Сказать, что ситуация в системе образования г. Перми резко ухудшилась в последнее время, значит казать не правду. Так как все понимают и заявляют о том, что образование является важнейшей отраслью хозяйства нашего государства, начиная от президента РФ до руководителей муниципальных структур. Центральный банк РФ, министерство финансов РФ и министерство экономического развития РФ постоянно говорят о росте ВНП, резком увеличении золотовалютных резервов страны, об укреплении российского рубля и т.п. Пермская область не относится к "аутсайдерам" экономического развития, в нашем регионе проходит эксперимент министерства образования РФ по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Качество образования в г. Перми продолжает оставаться неплохим, в частности, внедрение новых информационных технологий (НИТ) в учреждениях образования (ОУ) нашего города идет по нарастающей (см. статью председателя ГКОН "Информатизация управления образованием…" на сайте @ПП-2003). С другой стороны, уже длительное время не строится новых школ, заработная плата учителей в прошлом учебном году выросла только на 1%, ряд школ не имеет компьютерных классов или имеет устаревшие и т.д.

На наш взгляд причина в резко обозначившейся в последнее время системной разбалансированности. С одной стороны в г. Перми имеется не мало школ, где образовательные технологии находятся на очень высоком уровне; из регионов России по внедрению НИТ в учебный процесс и по уровню компьютеризации система образования г. Перми находятся на ведущем месте, распространены ряд технологий образования, таких как система дистанционного и развивающего обучения, информатика в начальных классах; постоянно проводятся олимпиады, конкурсы научно-практические конференции школьников; разработаны свои программа экономики школы, интегрированные информационные системы по ведению офиса школы, электронные школьные журналы, доступные родителям через Интернет и пр. С другой стороны, передовой опыт тиражируется в лишь в очень ограниченном количестве школ; интегрированные информационные системы внедрены в меньшинстве ОУ; практически отсутствуют маркетинг и PR-составляющая системы образования, явно на недостаточном уровне проведена информатизация системы управления, слабо проведена автоматизация мониторинга качества образовательных услуг, западает информационно-аналитическая работа.

В сложившихся условиях, что бы не снизить уровень внедрения НИТ в учебный процесс ОУ г. Перми, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить усилия в новом учебном году на следующих направлениях работы:

1) оснащение компьютерной техникой школ;
2) маркетинг образовательных услуг и PR-деятельность системы образования;
3) использование парка "домашних" компьютеров;
4) участие международных, федеральных, областных и городских проектах;
5) интеграция усилий в модернизации технологий преподавания информатики;
6) развитие системы дистанционного обучения и дополнительного образования в сфере НИТ;
7) внедрение НИТ в преподавание школьных предметов;
8) проведение городских конкурсов по внедрению НИТ.

1. Важнейшим условием освоения НИТ в учебном процессе является наличие в ОУ компьютерной техники. В этом направлении комитет по образованию и науке администрации г. Перми (ГКОН) и Центр развития образования г. Перми (ЦРО) проводят большую работу, используя всевозможные ресурсы. Так, в 2002/3 учебном году городская система образования, участвуя в различных проектах и программах, освоив средства городского бюджета, осуществила значительное пополнение парка компьютерной техники: 167 персональных компьютеров, 75 принтеров, 4 мультимедийных проектора, 3 сканера, 37 комплектов (компьютер с сетевым оборудованием) для постов электронной почты в ОУ на сумму 4 294 800 руб. Это позволило создать компьютерные классы:

- в школе № 42 Свердловского района и школе № 121 Кировский района (бюджетное финансирование);
- в школе № 143 Мотовилихинского района, школе № 16 Орджоникидзевского района и школа № 136 Индустриального района (по "Программе развития системы образования г.Перми до 2005 г");
- доукомплектовать компьютерные классы в школе № 5 Ленинского района, школах №№ 31 и 120 Дзержинского района.

На основании договоров о взаимной аренде помещения в ОУ и техники компьютерных клубов фирмы "Мегабайт" используются в дневное время в учебном процессе компьютерные классы (16 машин) в школах №№ 43, 47 и 105 Мотовилихинского района, в школах №№ 8 и 140 Индустриального района.

Используя спонсорскую помощь ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Перми, оборудован компьютерный класс в школе № 118 Мотовилихинского района и на средства фирмы "Крок" г. Москва дооборудован компьютерный класс в Городском дворце творчества юных (7 машин).

Благодаря интеграции усилий департамента образования Пермской области, ГКОН и ЦРО по федеральной программе "Дети России" закуплено 17 компьютерных классов (на сумму 8 млн. руб.) в школы №№ 5, 6, 7, 28, ВСШ №2 и лицей №1 Ленинского р-на; в гимназию № 6 Кировского р-на; в лицей №4 и школу № 102 Индустриального р-на; в гимназию № 2, школы №№ 43, 105 и 114 Мотовилихинского р-на; в школу № 41 Свердловского р-на; в школу № 79 Орджоникидзевского р-на; в лицей № 2 и школу № 149 Дзержинского р-на.

Таким образом, используя различные ресурсы, в прошедшем учебном году сформирован 31 компьютерный класс. Однако, учитывая такую скорость оснащения и, что в системе образования г. Перми более четырехсот ОУ, можно подсчитать, следующее обновление вычислительной техники произойдет в указанных учреждениях на много позднее, чем эта техника устареет. Поэтому необходимы дополнительные ресурсы и возможности в новом учебном году.

2. Большое значение имеет рекламно-информационная деятельность ОУ, изучение спроса на различные виды образовательных услуг, работа со средствами массовой информации (СМИ), распространение информации о себе в Интернет, работа с родителями и населением своего микрорайона. Можно привести большое число примеров эффективности этого направления, как с точки зрения образовательных целей, так и в целях улучшения материально-технического обеспечения школ - вплоть до получения от спонсоров современных компьютерных классов. Можно выделить в г. Перми несколько ОУ, которые хорошо освоили данное направление деятельности, и благодаря чему имеют самое лучшее компьютерное оснащение, сравнительно высокую оплату труда учителей информатики и работников школьных информационных служб. Это - школа № 145, гимназия № 11 им. С.П.Дягилева, гимназия № 4 им. Братьев Каменских, Лицей № 3, гимназия № 2. Их Web-страниц имеют хороший дизайн, большую информативность, о них часто пишут и сообщают местные СМИ.

Указанная работа приобретает еще большое значение в связи с введением подушевого финансирования. Родители выберут наиболее "раскрученные" учебные заведения, о которых имеется легко доступная информация и которые предоставляют наибольший спектр образовательных услуг.

3. Хорошим резервом для изучения НИТ является парк "домашних" компьютеров, которые находятся в распоряжении учащихся школ и их родителей. Этот парк подвержен более быстрой, по сравнению со школой, модернизации и обновлению программных средств, нередко оснащен выходом в Интернет, имеет хорошую подборку учебных компакт-дисков. Такие ученики могут оказать существенную помощь учителю и руководителю школьной информационной службы на занятиях и при оснащении школьного компьютерного класса, с удовольствием принимают заказ своего учебного заведения на создание электронных газет и элементов Web-страниц. Перед образованием стоит методологическая задача - сделать этот ресурс еще более эффективным и заставить работать его в нужном направлении так, чтобы он стал составной частью информационной сети ОУ.

4. Широкие возможности для учебных заведений по получению грантов, техники, возможностей участия в международных конференциях и смотрах, обнародованию своих наработок и достижений, привлечению учащихся к изучению сетевых технологий открывают международные и всероссийские проекты, примером которых могут служить:

- реализуемый с 2004 г. и инициируемый Министерством образования Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) федеральный проект "Информатизация системы образования" по созданию в нашей области сети межшкольных методических центров (ММЦ), действующих под руководством регионального координационного центра (в Областном центре педагогической информации). Проект предполагает создание в Пермской области на базе ОУ 43-х ММЦ, укомплектованных современной компьютерной техникой и получающих средства для заработной платы своих сотрудников от МБРР;

- региональный проект "Введение именного сертификата обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей г. Перми", который предполагает поставку в учреждения дополнительного образования (УДО) компьютерной техники и сетевого оборудования для организации информационной системы "Система персонифицированного учета детей, получающих услуги УДО", функционирующей на основе разрабатываемого программного обеспечения (информация о проекте появится в ближайшее время на сайте ЦРО);

- городской проект "Переход к системе подушевого финансирования общеобразовательных учреждений г. Перми", предполагающий разработку программного обеспечения для учета дополнительных платных образовательных услуг. Думаем, что эти проекты заставят городскую систему образования уже в ближайшее время создать посты электронной почты во всех ОУ г. Перми.

Важны проекты и гранты, самостоятельно найденные и реализуемые отдельными ОУ. Эти проекты позволяют в целях освоения НИТ привлекать учащихся и способствуют поднятию авторитета учебного заведении в качестве центра информатизации в своем районе. Примером удачной инициативной разработки является многоуровневый проект "Информатизация - приоритетное направление в образовании", выполняемый школами №№ 27, 63, 65, 68 Кировского района, который высоко оценен пермскими учеными и говорит о готовности и хорошем потенциале наших учреждений в сфере информатизации своей деятельности.

5. Не смотря на все большее влияние рыночных отношений на систему образования со школ никто не снимает ответственности за качество и содержание обучения всех школьников. В этом плане наиболее трудоемким является предмет информатики, т.к. этот раздел науки имеет ускоренное развитие и без интеграции усилий за ним не угнаться. В новом учебном году мы будем продолжать сотрудничество с учебным центром "Информатика" Пермского государственного университета (ПГУ), который традиционно организует и проводит в своих стенах Рождественские чтения для учителей, занятых преподаванием и внедрением НИТ.

Будет продолжена совместная работа ЦРО и ПГУ по организации и проведению командной олимпиады по базовому курсу информатики среди школ г. Перми.

6. Очевидно, что во всех ОУ г. Перми не удастся достичь одинакового уровня преподавания НИТ из-за разной оснащенности компьютерной техникой, возможности доступа к Интернет и разной укомплектованности квалифицированными кадрами. Здесь могут помочь районные Интернет-классы, на базе которых можно организовать различные формы дополнительного образования для школьников, увлекающихся изучением НИТ. Работа по созданию новых Интернет-классов коллективного пользования будет продолжена.

В этом отношении перспективно развитие системы дистанционного обучения в г. Перми, которая позволит школьникам изучать дополнительные профильные курсы и факультативы у квалифицированных педагогов на расстоянии. К сожалению, дистанционные курсы в сфере НИТ для школьников и учителей-предметников даже в ведущих московских вузах предполагают наличие завидной усидчивости и упорства у слушателей, что для большего контингента молодой аудитории является неприемлемым. Поэтому пока до появления более прогрессивных технологий следует проводить дистанционные курсы, предполагающие использование разовых реальных учебных мероприятий (семинары, конференции и мастер-классы), а также хорошо иллюстрированные бумажные пособия. С этой целью для поддержки дистанционных курсов для школьников и учителей-предметников по освоению НИТ в виртуальной школе (http://www.diaghilev.perm.ru/vschool/), созданной на базе гимназии № 11 им. С.П.Дягилева, в ЦРО разработано методическое пособие: Пигилев О.А., Галузин К.С., Жеребцова Н.А. Построение информационных сетей в образовательных учреждениях: Методическое пособие/ ЦРО. - Пермь, 2003. - 116 с.: ил.

Будет продолжена работа по созданию в ОУ филиалов общественной организации "Пермский Интернет Клуб" - объединения образовательных учреждений города Перми, которые на добровольной и безвозмездной основе помогают друг другу осваивать Интернет и работать в глобальной сети.

7. Ведущие педагоги-предметники ОУ г. Перми давно осознали необходимость применения НИТ в своей работе. Однако их возможности сильно ограничены, т.к. имеющийся в школе единственный компьютерный класс, как правило, сильно перегружен. В этой связи очень удачным подходом к проблеме является методика применения компьютерной режиссуры урока, созданной в школе № 145 г. Перми, в которой имеется возможность отхода от использования дорогостоящих компьютерных классов к технологиям применения одного компьютера с мультимедийным проектором. Городская система образования должна распространить данный опыт.

Следует использовать любую возможность прохождения бюджетных курсов по НИТ, проводимых организациями областного подчинения - ПРИПИТ и ПОИПКРО, а также пермскими вузами.

8. Практика предыдущих лет показала большую эффективность городских и областных конкурсов по внедрению НИТ в учебный процесс. Безусловно, в новом учебном году эта работа будет продолжена. В частности, уже запланирован на осень 2003 г. городской конкурс школьной электронной прессы "Золотое перо", который традиционно проходит на базе лицея № 3 Индустриального района, с каждым годом расширяя количество участников. В рамках областного конкурса научно-исследовательских работ учащихся будет продолжена работа городской научно-практической конференции учащихся и учителей "Интернет и общество" на базе Дворца творчества юных г. Перми, которая посвящена гуманитарным аспектам развития глобальной сети.

Нужно обсудить на методобъединениях целесообразность и содержание городских конкурсов учителей-предметников по созданию урока с компьютерной режиссурой и учителей-информатиков по созданию дистанционного курса.

Мы надеемся на продолжение совместной работы с Вами!

Скопировать архив этой статьи (article2.zip)

 

School banner network
School banner network


  НОВОСТИ, АНОНСЫ

25 августа 2003
Размещена статья "Внедрение НИТ в учебный процесс в системе образования г. Перми"
21 августа 2003
Началась регистрация участников. Внимательно заполните нашу регистрационную форму. Сразу после регистрации в Ваш адрес поступит письмо с регистрационными данными и паролем.
12 августа 2003 Начал свою работу сайт Виртуального педагогического совета г. Перми
10 августа 2003 Выступление Зимина Александра Леонидовича Председателя департамента по образованию О приоритетах развития образовательной системы региона
7 августа 2003
29 августа 2003 г состоится Всероссийское родительское интернет-собрание.
3 августа 2003
Областная виртуальная школа готова предоставить неограниченный БЕСПЛАТНЫЙ доступ ко всем дистанционным курсам школы

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
16 сентября 2002
Обращение губернатора Пермской области Ю.П. Трутнева к участникам Пермской секции III Всероссийского @вгустовского Интернет-педсовета
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина Приветствие Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета

Поздравление Главы Перми Аркадия Каменева в связи с Днем знаний

Губернатор Пермской области Ю.Трутнев и председатель Законодательного собрания Н.Девяткин поздравили жителей Прикамья с Днем знаний

все новости

полный текст манифеста

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

Технический спонсор проекта

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 

 

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет
Интернет-педсовет в Псковской области

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permon