ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     
   
  ТЕМЫ ФОРУМА Раздел  

Программа Совета 
Проблемы обучения
учащихся с разным уровнем умственных способностей
 

Чуракова Людмила Ивановна

завуч МОУ СОШ № 98

 
По данным педагогической статистики в России в 1999 году от 30% до 40% детей испытывают трудности в обучении уже в начальных классах, 44% детей с проблемами в развитии, 6% детей нуждаются в особых образовательных услугах. Сегодня, уже на этапе поступления в школу, 92% детей, не имеющих классических форм аномалии развития, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении. На территории города существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, учредителем которых является департамент образования и науки администрации Пермской области. Это школы-интернаты для детей с нарушением зрения, слуха. Кроме того, имеется сеть специализированных дошкольных учреждений.
Школа 98 находится в микрорайоне Камской ГЭС. В школе обучается 497 учащихся, всего 24 класса. В школе 36 учителей, средний возраст которых 45 лет.
Квалификация учителей: Высшая категория- 2 чел.; Первая 14 чел.; Вторая 9 чел.; 11 человек имеют разряды с 7 по 12.
Если проанализировать учащихся школы по социальному статусу, то получится следующая картина
Неполные семьи
Неблагополучные семьи
Многодетные
Беженцы
Малоимущие
151чел
42 чел.
72 чел.
9 чел.
43 чел.
Наблюдается рост детей с особыми образовательными нуждами.
8 вид
7 вид
ККО
Асоциальные
7 чел.
10 чел.
73 чел.
47 чел.
 

За последнее время растет число детей, обследуемых в диагностическом центре. Но, к сожалению, не все дети получают возможность учиться в классах особого вида, да и родители этих учащихся не всегда желают обучать своего ребенка в специальных образовательных учреждениях, а школы вынуждены открывать либо специальные классы 7 и 8 вида, классы ККО, интегрированные классы, предлагать различные формы обучения (семейное обучение, обучение на дому, экстернат и др.) или же обучать таких детей в образовательных классах, что ведет к снижению качества и отторжению детей от школы в острых формах. Показатели по отсеву и второгодничеству в школе 98 представлены в таблице.

 
Второгодники
Отсев
1999
2000
2001
2002
1999
2000
2001
2002
8
3
3
2
6
5
4
0
 

Я согласна с тем, что изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с отклонениями в развитии оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум.
Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя общеобразовательная школа.
Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, отвергать селекционность школьного детского коллектива, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.
На сегодняшний день работа с детьми, имеющими особые образовательные нужды, по-прежнему ведется скачкообразно, нет стабильности. Это указывает на недостаточную работу в данном направлении, на отсутствие в школах нормативно-правовой базы, в соответствии с которой должен планироваться и проводится образовательный процесс для детей с особыми образовательными нуждами и для учащихся, нуждающихся в различных формах получения образования.
Первым шагом в работе с этими детьми стало создание нормативно-правовой базы для обучения детей с особыми образовательными нуждами.

Положение о классе компенсирующего обучения в общеобразовательном учреждении
I. Общие положения.
Класс компенсирующего обучения открывается в общеобразовательном учреждении в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании'', принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.
В классы компенсирующего обучения зачисляются дети, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, но характеризуются в силу различных причин социального и биологического свойства дисгармоничным развитием, обуславливающим трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности. Такие дети катетеризированы в современной науке как дети риска.
Цель организации классов компенсирующего обучения - создание для детей риска адекватных их особенностям условий обучения и воспитания, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе - предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.
II. Организация и функционирование классов компенсирующего обучения.
2.1. Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, материально-техническими условиями. Классы компенсирующего обучения открываются по предложению совета общеобразовательного учреждения на основании приказа директора.
2.2. Классы компенсирующего обучения создаются с первого года обучения па ступени начального общего образования,
2.3. Сроки обучения для освоения программ по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального и основного общего образования.
2.4. Отбор и зачисление детей в классы компенсирующего обучения производится на основе психолого-медико-педагогического диагностирования, осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом общеобразовательного учреждения и оформляется его решением.
2.5. Основанием для зачисления в класс компенсирующего обучения является выписка из решения психолого-медико-педагогического консилиума общеобразова-гельного учреждения.
2.6. Направление в класс компенсирующего обучения осуществляется с согласия родителей (или их заменяющих).
2.7. Для работы класса-группы компенсирующего обучения оборудуется помещение для занятий и отдыха. Распорядок дня обучающихся в классах компенсирующего обучения устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.
2.8. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет 12 человек.
2.9. Для класса компенсирующего обучения обязательны 2-х разовое питание учащихся, проведение необходимых оздоровительных и лечебных мероприятий, динамический час. В начальной школе целесообразна организация дневного сна.
В середине III учебной четверти устанавливаются дополнительные каникулы сроком в одну неделю.
2.10. Работу с обучающимися в классах компенсирующего обучения проводят логопед и психолог. В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание практической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается два часа в неделю. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в классы компенсирующего обучения, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения;
оказывает практическую помощь учителям. Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается два часа в неделю.
2.11. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.
2.12. При отсутствии положительной динамики развития в условиях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на психолого-медико-педагогическую консультацию для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
2.13. Методическую помощь педагогам и специалистам, работающим в классах компенсирующего обучения, оказывают методисты районных методических кабинетов, городского Центра развития образования, преподаватели ПОИПКРО и ФППК ИНО ПГПУ.
Ш. Организация образовательного процесса в классах компенсирующего обучения.
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в классах компенсирующего обучения разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.
3.2. Текущие, этапные и конечные результаты школьной адаптации, продвижение в развитии и личностном росте обучающихся, формирование навыков познавательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.
3.3. Материалы итоговых контрольных и экзаменационных работ для классов компенсирующего обучения составляются образовательным учреждением и утверждаются органом управления образованием.
3.4. Учитывая специфику классов компенсирующего обучения, установить надбавки в размере 15% к ставкам заработной платы педагогическим работникам и должностным окладам руководителей школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанною контингента.
Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения.
Основными медицинскими показателями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);
б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);
г) астенические состояния на фоне не резко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение работоспособности с связи с расстройствами поведения:
а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
в) психогенное патологическое формирование личности;
г) синдром истинной невропатии;
д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);
и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;
б) олигофрения;
в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Программа коррекционно-развивающей работы в классе компенсирующего обучения.
1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей социальной роли - роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации).
2. Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей "группы риска'' на начальном этапе их обучения, интересами познавательными.
3. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикулярного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе глаз-рука.
4. Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности).
6. Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений - общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях; выбирать адекватные средства; удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перцептивных (умений вычислять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей, учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).
Примерное положение
о специальном (коррекционном) классе VII вида в общеобразовательном
учреждении г.Перми.

I. Общие положения
1.1. Специальный (коррекционный) класс VII вида является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе в системе основного общего образования.
1.2. Коррекционный класс VII вида создается в общеобразовательном учреждении для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.
1.3. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В этой системе взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
1.4. Деятельность классов VII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.
II Организация и функционирование.
2.1. Классы VII вида могут быть открыты во всех типах и видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития.
2.2. Классы VII вида открываются приказом директора школы и комплектуются на основании заключения ПМПК на каждого ребенка.
2.3. Зачисление в классы VII вида производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления.
2.4. Классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно.
2.5. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению ПМПК обучающиеся классов VII вида могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.6. Обучающиеся класса VII вида могут посещать факультативные и другие занятия, организуемые для учащихся обычных классов.
2.7. Распорядок дня обучающихся в классах VII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в I смену по режиму продленного дня с организацией двухразового питания и необходимых оздоровительных мероприятий.
2.8. Наполняемость класса-группы - 12 человек.
2.9. Комплексное изучение обучающихся в классах VII вида, динамическое наблюдение за ними осуществляется школьным- ПМПК.
2.10. Выпускники 9 класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.
III. Образовательный процесс.
3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития, классов коррекционно-развивающего обучения, утвержденным министерством образования Российской Федерации и адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей.
3.2. Обучение организуется как по специальным учебникам для классов с задержкой психического развития, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.
3.3. Образовательный процесс в коррекционном классе VII вида осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней общего образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года)
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения -5 лет).
3.4. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
3.5. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения является: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного развития; социально-трудовая адаптация.
3.6. В целях коррекции отклонений в развитии, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые (не более 3-х) коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента базисного учебного плана и консультативные часы группы продленного дня.
3.7. Для оказания логопедической помощи в штат образовательного учреждения с классами VII вида вводится должность логопеда из расчета 1 штатная единица на 25 человек с нарушениями речи. Обучающиеся , имеющие речевые нарушения , получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.
IV. Кадровое, (материально-техническое и финансовое обеспечение.
4.1. Для работы в классах VII вида назначаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 3-х лет и прошедшие специальную подготовку в ПОИПКРО или ПГПУ.
4.2. В случае необходимости для работы с учащимися классов VII вида на договорных условиях могут привлекаться специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-психиатр, патопсихолог, психотерапевт и другие специалисты).
4.3. Классным руководителям классов VII вида производится доплата за классное руководство в полном объеме.
4.4. Педагогическим работникам, специалистам классов VII вида устанавливается надбавка в размере 15-20% к ставкам заработной платы.
4.5. Руководителям школ при наличии 3-х и более классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15% размер надбавки к должностному окладу из надтарифного фонда оплаты труда.
4.6. Для классов VII вида оборудуются помещения для занятий и отдыха, коррекционных и логопедических занятий, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Примерное положение
о специальном (коррекционном) классе VIII вида в
общеобразовательном учреждении г.Перми.

I. Общие положения
1.1. Специальный (коррекционный) класс VIII вида является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи помощи детям с проблемами в развитии в системе основного общего образования.
1.2. Коррекционный класс VIII вида создается в общеобразовательном учреждении для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
1.3. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с умственной отсталостью в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья; коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. В этой системе взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
1.4. Деятельность классов VIII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.
II Организация и функционирование.
2.1. Классы VIII вида могут быть открыты во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с умственной отсталостью.
2.2. Классы VIII вида открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка ПМПК о необходимости данного типа обучения.
2.3. Зачисление в классы VIII вида производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления.
2.4. Классы VIII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения.
2.5. Обучающиеся класса VIII вида могут посещать факультативные и другие занятия, мероприятия, организуемые для учащихся обычных классов.
2.6. Распорядок дня обучающихся в классах VIII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в I смену по режиму продленного дня с организацией двухразового пигания и необходимых оздоровительных мероприятий.
2.7. Наполняемость класса-группы - 12 человек.
2.8. Комплексное изучение обучающихся в классах VIII вида, динамическое наблюдение за ними осуществляется школьной ПМПк.
2.9. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии учащихся класса VIII вида проводится специалистами социально-медико-педагогического модуля образовательного учреждения.
2.10. Выпускники получают свидетельство об окончании коррекционного класса VIII вида, о чем их родители (законных представителей) уведомляются заранее.
III. Образовательный процесс.
3.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью, адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей и согласованным с методическими службами.
3.2. Обучение организуется как по специальным, так и общим учебникам, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.
3.3. Коррекционный класс VIII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями специальных (коррекционных) образовательных программ двух ступеней образования:
I ступень - срок освоения - 4 - 5 лет,
II ступень -срок освоения -5 лет.
На I ступени осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого школьника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию учащихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. На II ступени учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских.
3.4. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках и занятиях.
3.5. Обучение в коррекционном классе VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Учащиеся коррекционного класса VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3.6. В целях коррекции отклонений в развитии проводятся индивидуальные и групповые (не более 3-х) коррекционные занятия.
3.7. Для учащихся, имеющих речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия. В штаты образовательного учреждения с классами VIII вида вводится должность логопеда из расчета одна штатная единица на 25 учащихся с нарушениями речи.
IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
4.1. Для работы в классах VIII вида назначаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 3-х лет и прошедшие специальную подготовку в ПОИПКРО или ПГПУ.
4.2. В случае необходимости для работы с учащимися классов VIII вида на договорных условиях могут привлекаться специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-психиатр, патопсихолог, психотерапевт, дефектолог и другие специалисты).
4.3. Классным руководителям классов VIII вида производится доплата за классное руководство в полном объеме.
4.4. Педагогическим работникам, специалистам классов VIII вида устанавливается надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы.
4.5. Руководителям школ, создавшим необходимые условия для функционирования классов VII вида может быть установлен 20% размер надбавки к должностному окладу из надтарифного фонда оплаты труда.
4.6. Для классов VIII вида оборудуются помещения для занятий и отдыха, коррекционных и логопедических занятий, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Примерное положение
о классе интегрированного обучения
в общеобразовательном учреждении г. Перми.

I. Общие положения
1.1. Класс интегрированного обучения является одной из форм образования детей с трудностями в обучении и отклонениями в развитии в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.
1.2. Класс интегрированного обучения создается в общеобразовательном учреждении для совместного обучения и воспитания различных групп учащихся:
1) дети со стандартными образовательными потребностями;
2) дети с особыми образовательными нуждами (без интеллектуальной недостаточности):
- дети с задержками психического развития, дети с сенсорными нарушениями,
- дети с тяжелыми нарушениями речи,
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1.3. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с отклонениями, способствующей социально-психологической реабилитации и интеграции. Система работы в классах интегрированного обучения направлена на развитие потенциальных возможностей учащихся со специальными образовательными нуждами в совместной деятельности вместе со здоровыми сверстниками.
1.4. Деятельность указанных классов строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.
II Организация и функционирование.
2.1 Классы интегрированного обучения могут быть открыты во всех типах и видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи детям и подросткам с различными отклонениями в развитии.
2.2. Классы интегрированного обучения открываются приказом директора школы и комплектуются на основании заключения ПМПК на каждого ребенка с проблемами в развитии.
2.3. Зачисление в классы интегрированного обучения производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления,
2.4. Классы интегрированного обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения.
2.5. Распорядок дня обучающихся в классах интегрированного обучения устанавливается с учетом повышенной утомляемости части контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в I смену по режиму продленного дня с организацией двухразового питания и необходимых оздоровительных мероприятий.
2.6. Наполняемость класса-группы - 20 - 25 человек. Количество детей с разными особыми образовательными нуждами - не более 1/3.
2.7. Комплексное изучение обучающихся в классах интегрированного обучения, динамическое наблюдение за ними осуществляется школьным ПМПк.
III. Образовательный процесс.
3.1. Образовательный процесс в классе интегрированного обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года)
II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения -5 лет)
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года)
3.2. Учебный процесс в классе интегрированного обучения организуется по вариативным учебным планам и программам, соответствующим по основным учебным предметам государственному образовательному стандарту.
3.3. Специфика образовательного процесса в классе интегрированного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными нуждами и в введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.
3.4. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.
3.5. Коррекционно-развивающее обучение учащихся с проблемами в развитии осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
4.1. Для работы в классах интегрированного обучения назначаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 5-ти лет, квалификационную категорию и прошедшие специальную подготовку в ПОИПКРО или ПГПУ.
4.2. В случае необходимости для работы с учащимися классов интегрированного обучения на договорных условиях могут привлекаться специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении.
4.3. В штатное расписание образовательного учреждения с классами интегрированного обучения вводится должность педагога-консультанта из расчета не менее 0,5 единицы на один класс и должность педагога - психолога из расчета не менее 0,25 единицы на один класс.
4.4. На должность учителя - консультанта могут быть приняты лица, имеющие высшее дефектологическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и стаж работы в специальной (коррекционной) педагогике не менее 10 лет.
4.5. Педагогическим работникам, специалистам классов интегрированного обучения устанавливается надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы.
4.6. Руководителям школ, создавшим необходимые условия для функционирования классов интегрированного обучения, может быть установлен 20% размер надбавки к должностному окладу.
4.7. Для классов интегрированного обучения оборудуются помещения для занятий и отдыха, коррекционных и логопедических занятий, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
4.8. Классы интегрированного обучения открываются в общеобразовательных учреждениях в рамках эксперимента.
4.9. Специфика образовательного процесса в классах интегрированного обучения, введение дополнительных штатных единиц осуществляется за счет средств, выделяемых в установленном порядке для экспериментальной площади.
Положение
о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме

1.Общие положения.
1.1 Школьный психолого-медико-педагогический консилиум является постоянно действующей консультативно-диагностической службой, обеспечивающей квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.
1.2 Консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы.
1.3. Консилиум в своей деятельности руководствуется Законом РФ "Об образовании, " Конвенцией ООН "О правах ребенка", Санитарными правилами СанПиН 2.4.2.-576-96, Уставом образовательного учреждения.
1.4. Для участия в работе консилиума могут привлекаться специалисты, не работающие в данном учреждении, на договорной основе.
2.Основные задачи и направления деятельности.
2.1. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе при поступлении а первый класс с целью определения оптимальной образовательной программы. Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик, психологического, педагогического, клинического обследования. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи учащихся.
2.2. Глубокий и всесторонний анализ причин школьной дезадаптации детей "группы риска". Формирование у педагогов и родителей адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей.
2.3. Своевременное выявление и комплексное обследование детей с трудностями и проблемами в обучении, со сниженными адаптационными возможностями с целью оказания им коррекционной помощи, определения формы и сроков коррекци-онно-развивающего обучения.
2.4. Решение проблемы перевода детей "группы риска" в классы коррекци-онно-развивающего обучения. Своевременная интеграция детей в классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии.
2.5.Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию практической помощи детям "группы риска" для разных категорий (учителя, воспитатели, родители...).
2.6. Выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка. Выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения.
2.7. Обеспечение общей коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса, включая активизацию познавательной деятельности
детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития.
2.8. Консультационная и практическая помощь родителям и лицам их заменяющим по проблемам обучения, воспитания, коррекции, развития и лечения учащихся.
2.9. Осуществление наблюдения за адаптацией детей с трудностями обучения и поведения.
2.10. Подготовка пакета документов на учащегося для представления в городскую психолого-медико-педагогическую консультацию для решения вопроса о дальнейшем обучении в условиях специального (коррекционного) образования.
2.11. Помощь учителям и родителям в разрешении сложных и конфликтных ситуаций. Формирование у взрослых адекватной оценки педагогических явлений.
2.12. Выработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с учащимися.
2.13. Определение условий для комплексного воздействия на личность ребенка.
2.14. Выработка рекомендаций по охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
2.15. Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
2.16. Динамическое наблюдение за ребенком. Своевременный подбор и комбинирование комплекса лечебных, профилактических, коррекционных мер, обеспечивающих организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания в единстве с динамической диагностикой. Внесение коррективов в процесс обучения.
3. Состав и организация работы.
3.1. В целях обеспечения комплексности подхода к детям с трудностями обучения в психолого-медико-педагогический консилиум в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, логопед, учитель начальных классов, врач, социальный педагог.
3.2. Другие специалисты - консультанты могут привлекаться на условиях почасовой оплаты из фонда экономии заработной платы образовательного учреждения.
3.3. Руководство консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе (председатель консилиума).
3.4. Консилиум работает в сотрудничестве с Городской психолого-.медико-педагогической консультацией, районным психологическим центром "Гармония", диагностическим центром, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, общественными организациями по вопросам всесторонней помощи детям с трудностями в обучении.
3.5. Представление детей на консилиум осуществляется по инициативе учителя класса, психолога, логопеда, при согласии родителей" (или законных представителей).
3.6. Консилиум изучает следующие документы:
- педагогическую характеристику, отражающую динамику развития ребенка в процессе обучения в школе;
- школьную медицинскую карту;
- заключение специалистов (психолога, логопеда);
- рабочие тетради, контрольные и самостоятельные работы.
3.7. На основании индивидуальных обследований на консилиуме принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения и воспитания ребенка в данной школе.
3.8. В случае негативной динамики развития на начальной ступени ребенка из класса компенсирующего обучения, консилиум направляет его к специалистам Городской психолого-медико-педагогической консультации, диагностического центра.
3.9. Школьный консилиум ведет следующую документацию: журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, протоколы заседаний консилиума.
3.10. Рекомендуется проводить заседание консилиума не реже 1 раза в месяц.
3.11. Работа в составе ШМППк оплачивается дополнительно в размере 25% от тарифной ставки из надтарифного фонда оплаты труда,
3.12. Члены ШМППк могут получить необходимую консультативную и практическую помощь у специалистов городской ПМПК и диагностического центра, методистов районных методических кабинетов и городского Центра развития образования.
4. Обязанности членов ШМППк.
4.1. Соблюдать правила проведения обследования и этические нормы по отношению к обследуемому (обследование проводить в присутствии родителей (законных представителей), с согласия взрослых на эту процедуру, в соответствующих условиях и т.д.).
4.2.Рассматривать вопросы и принимать решения строго в соответствии со своей профессиональной компетенцией. Не брать на себя решение вопросов, находящихся в компетенции представителей других специальностей.
4.3. Препятствовать проведению диагностической, коррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой,
4.4. При решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач их полноценного психического развития.
4.5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекции.
4.6. Работать в личном контакте с администрацией и педагогическим коллективом.
4.7. Вести запись и регистрацию всех видов работ.
4.8. Адаптировать диагностические методики и критерии к типу и виду образовательного учреждения (класса), задачам, которые это учреждение (класс) решает.
5. Ответственность членов ШМППк.
5.1. Член ШМППк несет профессиональную ответственность за правильность диагноза, адекватность диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
5.2. Отвечает за ход и результат работы с учащимися.
5.3. Несет ответственность за сохранение протоколов обследования, оформление их в установленном порядке.
5.4. Член ШМППк несет ответственность за нарушение этики и разглашение профессиональной тайны.

 
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об освоении общеобразовательных программ
в форме семейного образования

1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" совершеннолетние
граждане Российской Федерации, родители (законные представители)
несовершеннолетних детей имеют право на выбор формы освоения
образовательных программ.
1.2. Освоение образовательных программ в форме семейного образования
предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, работающих на
договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей)
обучающегося освоение общеобразовательных программ с последующим
прохождением промежуточной и государственной (итоговой)
аттестации в общеобразовательном учреждении.
1.3. Порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного
образования или в ее сочетании с другими формами устанавливается
учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения на условиях
договора между общеобразовательным учреждением и родителями
(законными представителями) обучающегося.
1.4. На любом этапе обучения родители (законные представители) могут
расторгнуть договор с общеобразовательным учреждением и перевести
ребенка на другую форму освоения общеобразовательных программ.
1.5. Общеобразовательное учреждение имеет право расторгнуть договор:
- в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей
(триместров) по двум и более предметам;
- в случае неуспеваемости обучаемого по итогам года по одному или
нескольким предметам.
1.6 Повторное освоение обучающимся общеобразовательных программ в
форме семейного образования не допускается.
1.7. При зачислении обучающегося в общеобразовательное учреждение или
при изменении формы освоения общеобразовательных программ в
приказе общеобразовательного учреждения и в личной карте обучающегося
отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии
с заявлением родителей (законных представителей).
При зачислении обучающегося все данные о нем вносятся в журнал того класса,
в котором он будет числиться независимо от формы освоения
общеобразовательных программ.
1.8. Родители (законные представители) совместно с общеобразовательным
учреждением несут ответственность за освоение в полном объеме
общеобразовательных программ несовершеннолетним обучающимся.
1.9. Порядок контроля за выполнением обучающимся программ
устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
II. Аттестация обучающегося
2.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающегося,
осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного
образования, определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно
и отражается в договоре между общеобразовательным учреждением
и родителями (законными представителями) обучающегося.
2.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI (XII) классов,
осваивающих общеобразовательные программы в форме семейного образования,
проводится общеобразовательным учреждением в соответствии с положением
об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и
негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утверждаемым Минобразованием России.
Награждение выпускника XI (XII) класса общеобразовательного учреждения
золотой или серебряной медалью или Похвальной грамотой "За особые
успехи в изучении отдельных предметов" осуществляется на общих
основаниях в порядке, установленном Минобразованием России.
2.3. Результаты промежуточной и государственной (итоговой) аттестации
фиксируются в журнале класса, где числился обучающийся.
III. Обеспечение освоения обучающимися общеобразовательных
программ в форме семейного образования
3.1. Родители (законные представители) обучающегося, осваивающего
общеобразовательные программы в форме семейного образования,
заключают договор с общеобразовательным учреждением об
организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного
образования .
В соответствии с пожеланием родителей (законных представителей)
договором может быть предусмотрено:
- обеспечение руководства по освоению общеобразовательных
программ педагогами общеобразовательного учреждения;
- проведение индивидуальных занятий с обучающимися по всем или
нескольким предметам учителями общеобразовательного учреждения;
- самостоятельное освоение обучающимся общеобразовательных
программ.
3.2. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно
учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного
учреждения;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь,
необходимую для освоения программ;
- предоставляет возможность выполнить практические и
лабораторные работы, предусмотренные программой, на имеющемся в
общеобразовательном учреждении оборудовании;
- осуществляет промежуточную (четвертную (триместровую), годовую) и
государственную (итоговую) аттестацию.
IV. Финансовое обеспечение семейного образования
1.1. Родителям (законным представителям) обучающегося,
осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного
образования, выплачиваются дополнительные денежные средства в
размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем
этапе образования в государственном или муниципальном общеобразовательном
учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными)
или местными нормативами финансирования.
Выплаты производятся в соответствии с договором об организации
освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования
между общеобразовательным учреждением и родителями (законными
представителями) обучающегося из фонда экономии средств
общеобразовательного учреждения.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом
доход граждан.
1.2. Дополнительные расходы, произведенные родителями (законными
представителями) обучающегося сверх выплаченных денежных средств,
покрываются ими самостоятельно.
1.3. Родители обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы
в форме семейного образования, не лишаются права на дополнительные
выплаты и компенсации, предусмотренные для обучающихся
общеобразовательных учреждений.
1.4. Оплата учителей, привлекаемых общеобразовательным учреждением
для работы с обучающимся в соответствии с договором об организации
освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования
между общеобразовательным учреждением и родителями (законными
представителями) обучающегося, производится за фактическое количество
проведенных занятий, исходя из установленной ставки заработной платы
учителя. Порядок учета проведенных учителем занятий устанавливается
общеобразовательным учреждением самостоятельно.
 
ДОГОВОР
об организации освоения общеобразовательных программ
в форме семейного образования между общеобразовательным
учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося

город ___________ ,
"___"_______ года
Общеобразовательное учреждение ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________,
(полное наименование общеобразовательного учреждения)
именуемое в дальнейшем "Школа", в лице директора школы___________________________________
_______________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава школы, с одной стороны, и именуемой(го) в дальнейшем "Родитель" обучающегося, с другой стороны, _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество родителя, законного представителя обучающегося)
заключили настоящий договор о следующем:
1. Школа обязуется:
1.1. Оформить необходимую документацию, связанную с переводом обучающегося_____________
_______________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения)
на освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования;
1.2. Составить индивидуальное расписание занятий обучающегося по тем предметам, которые оговорены настоящим договором;
1.3. Обеспечить своевременно выплату Родителю дополнительных денежных средств в размере затрат на образование обучающегося в Школе_________________________________________
_______________________________________________________________________________________,
(сумма в руб. цифрами и прописью)
до 1-го числа каждого учебного месяца;
1.4. Обеспечить бесплатное проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме семейного образования;
1.5. Предоставить обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы;
1.6. Обеспечить обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, в том числе - в виде дополнительных платных образовательных услуг, оговоренных дополнительными условиями договора;
1.7. Обеспечить бесплатное медицинское обслуживание ребенка, предусмотренное для Школы (диспансеризация, плановые прививки и др.);
1.8. Предоставить оборудование Школы для выполнения практических и лабораторных работ, предусмотренных общеобразовательной программой, в соответствии с дополнительными условиями договора;
1.9. Своевременно выплачивать компенсации, предусмотренные для обучающихся Школы;
1.10. Обеспечить перевод обучающегося на другую форму получения образования в случае расторжения договора по инициативе Родителя;
1.11. Информировать Родителя об изменениях во внутреннем распорядке работы Школы;
1.12. Предоставлять обучающемуся возможность принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводимых Школой.
2. Родитель обязуется:
2.1. Соблюдать Устав Школы;
2.2. Своевременно вносить установленную настоящим договором плату в размере______________ _______________________________________________________________________________________
(сумма в руб. цифрами и прописью)
за платные образовательные услуги, предоставляемые Школой, до __________числа каждого месяца;
2.3. Самостоятельно покрывать дополнительные расходы, произведенные Родителем сверх выплаченных в соответствии с п. 1.3 денежных средств;
2.4. Информировать Школу о предстоящем отсутствии ребенка; его болезни;
2.5. Взаимодействовать со Школой по всем направлениям воспитания и обучения ребенка;
2.6. Оказывать Школе посильную помощь в реализации уставных задач.
3. Школа имеет право:
3.1. Расторгнуть договор:
- в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей (триместров) по двум и более предметам;
- в случае неуспеваемости обучающегося по итогам года по одному или нескольким предметам;
3.2. Предоставить Родителям отсрочку платежей за дополнительные образовательные услуги;
3.3. Вносить предложения по воспитанию обучающегося в семье.
4. Родитель имеет право:
4.1. Принимать участие в работе Совета Школы с правом совещательного голоса;
4.2. Вносить предложения по улучшению работы с обучающимися и по организации платных образовательных услуг;
4.3. Выбирать учителя для работы с обучающимся при наличии такой возможности в Школе;
4.4. Выбирать образовательную программу из используемых в Школе для работы с обучающимися;
4.5. Выбирать виды платных образовательных услуг;
4.6. Ходатайствовать перед Школой об отсрочке платежей за предоставление Школой платных образовательных услуг;
4.7. Требовать выполнения Устава Школы и условий настоящего договора;
4.8. Расторгнуть настоящий договор досрочно в одностороннем порядке при условии предварительного уведомления об этом Школы за _____ дней.
5. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
6. Изменения и дополнения к договору оформляются в форме приложений к нему и являются неотъемлемой частью договора.
7. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ответственность сторон).
8. Срок действия договора с ____ по ________ года. Договор может быть продлен, изменен, дополнен по соглашению сторон.
9. Дополнительные условия договора:
______________________________________________________________
_____________________________________________________________________

10. Договор составлен в двух экземплярах:
один экземпляр хранится в общеобразовательном учреждении в личном деле обучающегося, другой - у Родителя. Оба экземпляра имеют одинаковую (равную) юридическую силу.
11. Стороны, подписавшие договор:
Школа: ________________________________________________________________________________,
(полное наименование общеобразовательного учреждения, его адрес и телефон)
Директор ______________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, подпись)
Родитетель: ____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество; паспортные данные, адрес проживания, телефоны: домашний, служебный)
__________________
(подпись)

 
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА

1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор формы получения образования.
1.2. С учетом потребностей и возможностей обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме экстерната.
Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.
1.3. Для экстерната, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации получения общего образования в форме экстерната.
2. Организация экстерната
2.1. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:
- обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений на II и III ступенях общего образования (основного общего и среднего (полного) общего);
- граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- обучающиеся, вынужденно не посещающие общеобразовательное учреждение:
- граждане Российской Федерации, проживающие на территории республик СНГ;
- и другие желающие получить общее образование в форме экстерната.
2.2. Органы управления образованием определяют порядок организации экстерната в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.
2.3. Ускоренное освоение общеобразовательных про грамм по отдельным предметам в порядке экстерната, обучение по индивидуальному учебному плану регламентируются уставом общеобразовательного учреждения, в котором учится обучающийся.
2.4. Лица, избравшие экстернат как форму получения образования, подают заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за 3 месяца до аттестации, а также представляют имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании.
2.5. Администрация общеобразовательного учреждения, в котором организован экстернат, знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов.
Экстерну предоставляется возможность получить необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения, организующего экстернат, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в общеобразовательном учреждении в порядке, определяемом общеобразовательным учреждением и закрепленном в его уставе.
3. Аттестация экстернов
3.1. Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании экстерн проходит итоговую аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов.*
3.2. К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам, за курсы одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования. Порядок проведения промежуточной аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением.
* До введения государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с Базисным учебным планом.
3.3. Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс.
Общеобразовательное учреждение, организующее экстернат, по результатам промежуточной аттестации за курс переводного класса выдает справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам.
3.4. К итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования допускаются экстерны, имеющие документ об основном общем образовании.
При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.
3.5. Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.
3.6. Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в порядке и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
3.7. Экстерны, не завершившие обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования или в учреждениях начального и среднего профессионального образования, освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.
3.8. Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончания, представляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважительных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.
3.9. Аттестацию экстерны проходят в одном общеобразовательном учреждении. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную руководителем общеобразовательного учреждения, его заместителем по учебно-воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводившими аттестацию, и заверенную печатью общеобразовательного учреждения. Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу соответствующего уровня.
3.10. Для проведения итоговой аттестации экстернов руководителем общеобразовательного учреждения издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.
3.11. Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.
3.12. Экстернам, прошедшим итоговую аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. Документ выдается тем общеобразовательным учреждением, в котором экстерн проходил итоговую аттестацию. В документе в правом верхнем углу делается пометка "Экстернат".
3.13. Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании" выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию ,в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой "Экстернат".
3.14. Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке.
3.15. Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10-11(12) классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации (полугодовой, триместровой) по всем учебным предметам в объеме программ III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттеста-
ции выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3.16 Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в общеобразовательное учреждение в течение учебного года, проходит аттестацию в установленном уставом учреждения порядке.
4. Финансовое обеспечение экстерната
4.1. Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
4.2. Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседований, консультаций, осуществляется за счет выделения общеобразовательному учреждению средств с учетом следующего:
На письменные экзамены:
при получении основного общего образования - 5 учебных часов по родному языку и литературе и 4 учебных часа по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;
при получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по родному языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса.
На проверку письменных работ:
по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования;
по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении среднего (полного) общего образования.
На устные экзамены и собеседования:
на проведение устных экзаменов или собеседований (в т. ч. в переводных классах) - по 20 минут на каждый устный экзамен или собеседование для каждого экстерна.
4.2.1. За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям на основе Единой тарифной сетки.
4.3. Общеобразовательное учреждение, организующее экстернат, по желанию экстерна может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнительные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг).

 

написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ
Вас заинтересовали перечисленные выше проблемы?
Есть материалы по этим проблемам!?
Считаете необходимым добавить другие проблемы и задать вопросы.
Кликните ниже на добавить комментарий и оставьте сообщение.

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕКЦИИ

 

School banner network
School banner network


??????? ???????? ????Web
Сайт сделан с Macromedia Dreamweaver. Cтань учасником нашего сообщества!
       



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 

SpyLOG
 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru