У каждого ребёнка свои интеллектуальные способности,
склонности, разный уровень мотивации обучения. В обычном классе
нашей школы из 25 - 30 человек обучается: четверть хорошистов,
среди которых встречается 1 - 2 отличника, две трети троечников,
а четверть учащихся принадлежит к "группе риска".
В связи с небольшим числом учащихся не всегда возможно в параллели
создать класс из детей со сходными способностями. Во время
уроков обучение каждого происходит с учётом его психофизического
здоровья, с использованием системы разноуровневого дифференцированного
обучения. В классе, где подавляющее число учащихся имеют средние
и слабые способности, на работу с одарёнными, продвинутыми
детьми с быстрым темпом работы зачастую не хватает времени,
и у детей не развиваются их индивидуальные задатки. Использование
же на уроках форм и методов, рассчитанных на детей с высокими
способностями, позволяет активизировать познавательную деятельность
всего класса, но не все учащиеся могут справиться с решением
предложенных заданий. Для одарённых и увлечённых детей организуются
специальные факультативные и дополнительные занятия по отдельным
предметам.
Одним из критериев качества образования можно считать успешность
выступления учащихся на районных олимпиадах по предметам.
В школе, где в параллели 1 - 2 класса, в них - 2 - 3 продвинутых,
успешно обучающихся школьника, на олимпиадах по разным предметам
принимают участие одни и те же. Например, в 2001/02 учебном
году из учащихся 9 -11 классов: 4 школьника приняли участие
в 2х, 5 - в 3х, 3 - в 4х, 1 - в 6-ти предметных олимпиадах.
Эти дети устают, испытывая двойную нагрузку при подготовке
к олимпиаде по каждому предмету и при самостоятельном изучении
пропущенного материала, не всегда проявляют имеющиеся способности,
порой категорически отказываются от участия.
При проведении в один день олимпиад по двум - трём предметам
(биология, физика, история; экология, математика, физическая
культура) между учителями-предметниками возникает конкуренция
за учеников. Порой учащиеся вынуждены участвовать в олимпиаде
из уважения к педагогу, а не из желания попробовать свои силы
именно по этому предмету. В результате команду составляют
не самые успешные учащиеся, либо команда участвует не в полном
составе. Это из года в год наблюдается и в нашей школе.
Возможность самоопределения привела к тому, что часть учащихся,
получив знания в нашей школе, оценив свои способности и возможности,
уходят из школы и продолжают обучение в учебных учреждениях
с более высоким статусом. В результате, к 9 - 10 классу в
школе практически не остаётся учащихся способных достойно
защитить честь школы на предметных олимпиадах, НПК.
Даже среди хорошистов не каждый ученик способен преодолеть
стрессовую ситуацию и, используя имеющиеся знания, найти ответ
к нестандартной задаче.
Для решения многих задач простого изучения школьного курса
биологии и экологии недостаточно. Только глубоко заинтересованные
проблемами биологии и экологии, знакомые с природной окружающей
средой, нестандартно думающие ученики могут составить конкуренцию
школьникам района.
Поэтому возникает проблема создания в школе
команды учащихся, способных решать нестандартные задачи по
биологии, экологии как потенциальных участников олимпиад.
Я вижу такие средства решения этой проблемы:
1. Систематическое и целенаправленное создание на уроке проблемных
ситуаций, связанных с решением биологических задач. Привлечение
хорошо известных изречений народной мудрости (пословиц, поговорок,
загадок, сказок) для выявления и иллюстрации законов и явлений
живой природы. Дети, обладающие хорошим абстрактным мышлением,
развитой памятью, актуализирующие опорные знания первыми предлагают
пути решения, дают верные ответы.
2. Активизация процесса обучения: использование методов и
форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную
теоретическую и практическую деятельность школьников. Например,
поисково-исследовательскую деятельность на уроке, лабораторные
и практические работы.
3. Систематическое использование в качестве наглядных пособий
собранных в классе живых растений, различных коллекций, гербариев,
окаменелостей, живых организмов, фотографий из личного архива.
4. Дидактическое сопровождение процесса образования (авторские
разработки).
5. Использование традиционно-игровых и нетрадиционных методов
и форм уроков. Соревновательные биологические игры: аукцион,
биржа, конкурс проектов, кроссвордов, биологические викторины
и праздники раскрывают творческие способности каждого ученика,
развивают эрудицию. Обязательное условие - в играх принимает
посильное участие каждый ученик и деятельность каждого оценивается.
6. Проведение интегрированных уроков с учителями физики, химии,
географии.
7. Творческие домашние задания, способствующие формированию
и развитию общеучебных умений и навыков: составление таблиц,
схем, разработка тестовых заданий разного типа, разработка
и создание книжек-малюток, мини-рефератов, сообщений, рефератов
с последующей защитой на уроке и т.д.
8. Регулярный контроль опорных знаний не только традиционными
способами, но и нетрадиционными: использование открытых и
закрытых тестов, графических и цифровых диктантов, лабиринтов,
кроссвордов, игральных карт.
9. Привлечение для объяснения и иллюстрации явлений материалов
дополнительной литературы имеющейся в классе, библиотеке,
средств ТСО, компьютерных программ.
10. Неформальное образование: посещение музеев ПГУ, Краеведческого
музея, выставок, экспозиций, и т.д.
11. Работа непосредственно в природной среде во время экскурсий,
экологических и туристических слетах, походах выходного дня.
12. Использование дополнительного образования: работа биологических
и экологических кружков, секций, клубов.
Из опыта работы
Школьная биология и экология формирует и обогащает мир человека,
любовь к природе, к животным, растениям, человеку, как к удивительной
и бесценной вершине природы, вселяет в сердце школьников добро
и милосердие, без которых нет личности, нет человека. Неграмотное
вмешательство человека в жизнь природы, неумение предвидеть
его последствия приводило и приводит к пагубным последствиям.
Без интереса к предмету невозможно осуществлять обучение.
В силу психического развития ребёнка, его возрастных особенностей,
учебная деятельность, в процессе которой происходит усвоение
новых знаний, является ведущей в младшем школьном возрасте
(1 - 5 классы), когда изучается курс "Природоведение".
В младшем подростковом и старшем подростковом возрасте ведущими
становятся, соответственно, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная
деятельность. Во время усвоения базового материала по биологии
(разделы "Растения", "Животные", Человек")
интерес к обучению у большинства подростков постепенно пропадает,
знания не воспринимаются как лично значимые. При изучении
же курса "Общая биология" и "Экология"
(10 - 11 классы), когда необходимо опираться на ранее изученное,
выявляются пробелы в знаниях. Учащимся не удаётся своевременно
и точно приводить примеры, трудно осуществляются мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
От учителя зависит создание условий для того, чтобы дети открывали
себя, свои возможности, чтобы с процессом образования у них
были связаны положительные эмоции, не угасло желание пополнять
и расширять его. Основные принципы моей работы - это активизация
познавательной, учебной и практической деятельности школьников,
актуализация их знаний, индивидуальный подход к каждому. Активизация
процесса обучения - совершенствование методов и организационных
форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную
теоретическую и практическую деятельность школьников во всех
звеньях учебного процесса. Актуализация - действие, заключающееся
в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной
памяти с целью последующего использования его при узнавании,
припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Индивидуальный подход - отказ от ориентации она среднего ученика,
поиск лучших качеств и учёт особенностей личности, отказ от
прямого принуждения: ставка на самостоятельность, замена принуждения
желанием, которые рождают успех.
Таким образом, основная моя цель как учителя состоит в том,
чтобы вызвать повышенный интерес школьников к уроку, активизировать
их познавательную деятельность для успешного обучения, ненасильственного
присвоения знаний. Учащиеся не должны быть пассивными слушателями,
они должны быть сотрудниками, соучастниками образовательного
процесса. Для достижения этого мною ставятся следующие задачи:
1. создание творческой атмосферы, которая настраивает учащихся
на серьёзное осмысление материала, создание ситуации успеха
через учебно-познавательную деятельность; 2. развитие активности
и умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической
деятельности; 3. развитие познавательных интересов, склонностей
и способностей учиться, мыслительных операций.
В процессе обучения используются учебники, соответствующие
психологическим особенностям учащихся. В школе ещё не произведен
переход на концентрическую программу, соответствующую государственному
стандарту и концепции биологического образования разработанную
рядом авторов во главе с Н.И. Сониным в связи с отсутствием
необходимых учебников. Поступающие учебники сразу используются
или как основные, дополнительные, или как иллюстрирующие материал.
Так курс Ботаники в 6 - 7 классах изучается по трём учебникам:
в классах коррекции и для обучающихся по индивидуальным программам
используется учебник под редакцией Корчагиной. В классах,
где обучаются дети с нормальными интеллектуальными способностями
- 2 учебника: Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский "Биология.
Растения, бактерии, грибы, лишайники", и В.Б.Захаров,
Н.И.Сонин "Биология. Многообразие живых организмов".
Программы по биологии и экологии, основанные на принципах
системности, интегративности и преемственности обеспечивают
выполнение государственного стандарта по дисциплинам с превышением
базового уровня образования и ориентацией на самостоятельную,
исследовательскую работу.
Для того чтобы вызвать интерес при изучении нового материала
я стараюсь удивить, школьников. Любой предлагаемый материал
должен быть либо лично значим, либо вызывать недоумение, восхищение,
либо преподаваться или закрепляться в необычной форме. Дети
сначала удивляются, потом заинтересовываются и начинают докапываться
до сути, искать причину.
При изучении курса "Природоведение" в 5м классе
учащиеся получают представления о методах научного познания,
таких как наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование,
что позволяет уже более осознанно применять их в дальнейшем.
Эти знания впоследствии станут опорными и отправными при изучении
курсов биологии и экологии. Данный курс является пропедевтическим,
создающим у учеников мотивацию к изучению биологии как науки,
поэтому я прилагаю много усилий, чтобы даже учащиеся с низкими
интеллектуальными способностями возникали положительные установки.
Для установления степени осмысления учащимися ранее приобретённых
знаний необходима постоянная проверка домашних заданий, что
организует учащихся, повышает сознание их ответственности.
Использование различных нетрадиционных форм закрепления и
проверки материала позволяет привлечь внимание учащихся к
его выполнению. В 5 - 6 классах учащиеся издают книжки - малютки,
сочиняют сказки, с 7-го класса для закрепления нового материала
составляют разноуровневые тесты, при подготовке к обобщающим
урокам - тематические кроссворды, с 8-го - лабиринты, игровые
карты. В 9-м составляют опорные конспекты. Во всех классах
составляются схемы, таблицы, конспекты, требующие не только
знаний, но и умений сравнивать, обобщать, классифицировать.
Примеры авторских разработок Куликовой Т.С.
1. Экологические карты
Методика и правила игры
1. Метод: Взаимный опрос участниками игры
по разработанным и приготовленным руководителем игральным
картам. Содержание карты: на лицевой стороне вопрос и полный,
развернутый ответ на определённую тему; на оборотной стороне
- изображение растения, животного, либо природного сообщества,
не относящегося к теме данного вопроса. Изображения, имеющиеся
на других картах, позволяют иллюстрировать содержание практически
каждого вопроса и способствуют развитию образной памяти и
образного мышления.
2. Деятельность: В ходе игры участники обсуждают ответы,
дополняют друг друга, набирают за работу очки - Эки, материализующиеся
в жетоны разного достоинства ( 1, 10, 50, 100 Эков ), отличающиеся
по цвету или надписи. Цена полного ответа либо его части указана
на лицевой стороне карты и соответствует степени сложности
(например, n x 2, где n - отдельно названный пример или пункт
ответа). Жетоны выдаются педагогом - Экспертом по ходу игры.
Жетоны мелкого достоинства постепенно обмениваются на более
крупные, происходит подсчет очков, что стимулирует азарт,
соревновательный эффект и заставляет более внимательно относиться
к игре.
3. Форма игры: "Аттракцион - карусель", т.
е. движение по кругу с выполнением обязательных условий и
правил:
1) Участники садятся вокруг стола, изображениями вверх, раскладываются
игровые карты. Дается время на рассматривание изображений.
2) Всем участникам раздается равное количество карт и дается
время на их изучение. При наличии большого количества карт,
подготовленных для нескольких туров, выдается ограниченное
число, например: 1-й тур - по 3 карты, 2-й тур - 5 карт, 3-й
- 7 и т. д. Все лишние карты лежат на столе. В последнем туре
разбираются все имеющиеся карты.
3) Запускает игру педагог-Эксперт загадкой о растении либо
животном, чьё изображение имеется на одной из карт. Паролем
для запуска карусели является не только разгадка, но и нахождение
изображения данного объекта. В случае не разгадывания первой
загадки предлагается другая. Загадки должны быть достаточно
сложными, новыми для каждого тура и, желательно содержать
экологическую информацию.
Например:
Кислит, а не щавель,
В тени, а не ель,
Листья - тройняшки
Нежней промокашки.
|
На лугу найдешь весной
Лист волнистый, вырезной,
И портнихе не позор
Взять к манжетам тот узор.
|
Ниток много-много
А в клубок не смотаешь,
Одежды себе не шьет,
А ткань себе ткёт. |
кислица
|
манжетка
|
паук
|
Живет в лесочке и возле кочки, и темной
яме;
Заводит дружбу
с муравьями,
а в жилах кровь желта
и ядом напита.
|
Спит в землянке круглый год,
лишь весну встречать встает,
а проводит весну -
и опять ко сну.
|
У прутика - лилипутика
Два зелёных лоскутика,
Да свисают бусинки,
Белые, малюсеньки.
Как лето повисели,
Бусы - покраснели. |
чистотел
|
первоцвет, подснежник
|
Майник двулистный
|
4) Отгадавший пароль начинает игру: читает вопрос любой из
своих карт, а сидящий слева дает по возможности полный ответ.
Если ответ на вопрос требует перечислений, разъяснений, которые
не сделаны первым отвечающим, их дают следующие игроки.
5) Отвечать по очереди - по движению часовой стрелки. Не допускается
"запрыгивание на движущуюся карусель", т. е. ответ
вне очереди. За нарушение - штраф 1 Эк.
6) Запрещается "бесплатный проезд" - пропуск хода:
обязателен ответ (либо дополнение, пояснение к уже данному
ответу). Исключением являются: 1-й тур; полный, исчерпывающий
ответ предыдущими; ответы на ещё ни разу (за всю игру) не
зачитанный вопрос. Во все следующие туры взимается штраф,
например: 2 тур - 1 Эк, 3 тур - 2 Эка, 4 - 3 Эка и т.д.
7) Запрещается "тормозить движение" (затягивать
с ответом) - время на размышление не более 5 сек. При нарушении
участник "сбивается с ног" и ответ переходит к следующему.
8) Эксперт и Хозяин карты ( по ответу в карте ) внимательно
следят за ответами участни-ков и при полном проходе круга,
по необходимости, дают небольшие дополнения.
9) Если ответа на вопрос карты нет или вопрос вызвал большие
затруднения, её от-кладывают для самостоятельного изучения
после игры по заранее подготовленной литерату-ре.
10) Следующим, зачитывающим карту, является участник слева,
таким образом, каждый имеет право первого ответа.
11) После обсуждения карта обязательно выкладывается на стол
изображением вверх, т. к. данный объект, чаще всего, повторяется
неоднократно в следующих ответах.
Например: Мать-и-мачеха - вопросы о первоцветах, лекарственных
растениях, съедобных растениях, растениях - индикаторах.
4.Система дополнительных поощрений: Кроме очков, обозначенных
на карте, участники могут получить:
1) За правильный ответ на загадки
эксперта
2) За нахождение изображения к загадке эксперта
3) За узнавание, показ изображения и название соответствующего
объекта на своих картах
4) За узнавание, показ соответствующего изображения, название
объекта на чужих или не розданных картах
5) За заключительный ответ или дополнение на вопрос при
пере-числении правил или объектов
6) Существенное дополнение при определении понятия
7) Небольшое дополнение при определении понятия |
3 Эк
5 Эк
2 Эк
3 Эк
Эк х 2 (от указ. на карте)
3 Эк
1 Эк
|
5. Присуждаемые звания и учет достижений: Каждому участнику
выдаётся личная учетная карточка члена ЭКО-ТУР, куда заносятся
очки, зарабатываемые в ходе игры. После каждого тура участникам,
набравшим определенное количество очков, присуждаются очередные
звания и выдаются красочные эмблемы-визитки: ЭКО-ЛЮБ, ЭКО-ЗНАЙ,
ЭКО-ВЕД, ЭКО-АСС, ЭКО-ЭКСПЕРТ, по следующей системе:
1 тур - ЭКО-ЛЮБ - участнику, набравшему максимальное количество
очков. Эта сумма является обязательным минимумом, при котором
присуждается данное звание в дальнейшем.
2 тур - ЭКО-ЗНАЙ - участнику, набравшему наибольшее количество
очков, превышающее максимум предыдущего тура (соответственно
минимум для звания ЭКО-ЗНАЙ в следующих турах).
ЭКО-ЛЮБ - участникам, с числом очков, равным результату 1
тура, но не достигшим максимума 2 тура.
3 тур - ЭКО-ВЕД - участнику, набравшему, соответственно, новое
максимальное число очков и т. д.
По окончании игры подсчитывается сумма очков для каждого участника
за все прошедшие туры и подводятся итоги.
Игроку, имеющему наибольший суммарный результат, присваивается
звание
ЭКО-ЭКСПЕРТ с правом самому руководить игрой, организуемой
для новых участников.
Достоинством данной игры является непосредственное общение
участников, ведение диалогов, дискуссии, отстаивание правильности
своего ответа, выработка умений слушать и быть выслушанным.
Посмотреть
Скачать
2. Лабиринт Главные направления эволюции
животных (11 класс)
Посмотреть Скачать
Желающие узнать о других разработках
могут обратиться к автору