Основными направлениями
воспитательной системы школы являются:
- профориентационная деятельность
- организация самоуправления в школе
- обучение
- расширение представлений о социально-нравственных нормах
культурной жизни общества и приобщение к ним, пропаганда
ЗОЖ.
- правовое воспитание.
Профориентационная деятельность
Профессиональная ориентация- это система мер содействия
человеку в профессиональном самоопределении, выборе оптимального
вида занятости и эффективного трудоустройства в соответствии
с его потребностями и возможностями, а также социально-экономической
и демографической ситуацией в стране.
Направления профориентации:
- профессиональное информирование ( о спросе профессий на
рынке труда, о наличии учебных заведений для получения выбранной
профессии и условиях поступления в них, о требованиях ,
предъявляемых людям той или йной профессии , о трудовом
кодексе)
- социально-профессиональная адаптация. Цель- профессиональная
зрелость учащихся, т.е осознанный выбор профессии и учебного
заведения, в котором ее можно получить. Осознанный выбор
строится на :
- знании содержания труда и перспектив развития выбранной
профессии;
- осознании собственной пригодности к выбранной профессии
и реальной оценки возможности поступления в выбранное учебное
заведение
- понимании социальной значимости выбранной профессии.
Формы работы- постоянно действующая выставка в школьной
библиотеке " Я и профессия", кл.часы, встречи
с интересными людьми, экскурсии на предприятия, дни открытых
дверей различных учебных заведений и лекции специалистов
, посещение выставки "Карьера и образование",
занятия с психологом по программе "Профессиональная
зрелость учащихся 8-11 классов", занятия в кружках
и секциях ДО.
Правильно сделанный выбор профессии приносит человеку удовлетворенность
трудом, обеспечивает быстрый профессиональный рост, делает
труд радостным, творческим.
Организация самоуправления в школе: Совет школьников (координирует
работу и оказывает методическую помощь, работает совместно
с административной командой школы и учительским коллективом,
помогает в разработке и проведении общешкольных дел) В него
входят все желающие с 5-11 класс - Координатор-зам.директора
по восп. работе;
Совет командиров (исполнительный орган) В него входит по
одному человеку с 1-11 класс; Командир класса (выборы раз
или два раза в год); Актив класса; МИГи в классе (на основе
чередования поручений).
Правовое воспитание учащихся
Ознакомление учащихся школы с нормативно-правовыми документами:
Устав МОУ "СОШ № 98"; Конвенция ООН о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Жилищный кодекс
РФ; Уголовный кодекс РФ; Федеральный закон "Об образовании";
Декларация прав человека; Конституция РФ; Другие нормативно-правовые
акты, касающиеся сохранения полноценной жизни и здоровья
детей ( закон по защите прав потребителей, об ограничении
курения и.т.д).
Формы работы- кл.часы, десятиминутки, специализированные
курсы для 10-11 классов, уроки права для 8-9 классов, лекции
специалистов( инспектор ОППН, специалист по охране прав
потребителей и т.д), Участие в городских и районных мероприятиях
по защите прав граждан РФ, тематические общешкольные дела
, постоянно действующий стенд " Знай свои права и обязанности".
Расширение представлений о социально-нравственных нормах
культурной жизни общества и пропаганда ЗОЖ
ЗОЖ - это умение защитить свое тело от отрицательных воздействий
внешней среды и умение взаимодействовать с внешней средой
, сохраняя свое здоровье . Это осознанное отношение к своему
здоровью, это формирование представлений о самом себе, отказ
от вредных привычек, способствующих потере здоровья.
Составляющие ЗОЖ: экологическая культура, физическая культура,
гигиеническая культура, духовная культура, культура поведения.
Культура поведения человека:
- В общественных местах, с незнакомыми людьми, в художественных
заведениях, со стариками, малышами, инвалидами, больными,
на природе, наедине с собой, в общении с книгой, за столом,
- Поведение мужчин по отношению к женщине. Различие жизненных
позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия
интересов.
- Социальные роли отца и матери, сына, дочери….Жизнь близких
людей как забота моего "Я".
- Правила общения: этические, эстетические, психологические,
гигиенические, правовые.
Формы работы: кл.часы, общешкольные дела, посещение театра
с последующим разбором спектакля или просмотр фильма, разбор
жизненных ситуаций
Духовная культура:
- Условия существования человека в обществе ( основные ценности
общественной жизни). Соотношение материального и духовного
как средства и содержания жизни.
- Поиски смысла жизни
- Великие люди как пример высочайших духовных достижений
человека. Безымянные герои, их почтение.
- Круг интересов человека ( спортивных, художественных,
интеллектуальных и т.д) и их влияние на содержание жизни
- Роль "другого" в жизни человека
- Человек как носитель идеи. "Безыдейность" животного
и человека
- Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему,
будущему. Цель и мечта
- Настоящее как следствие прошлого и элемент будущего
- Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни
многонационального общества
- История Родины
- Патриотизм, содействие благу Родины
- Различие людей: бедные-богатые, добрые - злые, активные
- пассивные, нравственные - безнравственные. Различия: возрастные,
национальные, профессиональные, региональные, психологические,
половые. Западноевропейская и Восточная культура.
- Роль личности в развитии общества. Долг человека по отношению
к обществу. Долг общества по отношению к человеку
- Добро как общая категория. Обеспечивающая защищенность
каждого
- "Я" в мире и мир в моем "Я". Самовоспитание:
содержание, способы
- Смерть как прекращение жизни
- Понятие счастья, совести, дружбы, любви и т.д
Формы работы: урок, кл.час, общешкольные дела, практические
занятия с психологом
Культура умственного и физического труда
- Труд как создание материальных ценностей, их сохранение
и приумножение
- Труд как способ украшения среды обитания
- Труд как помощь другому человеку
- Труд как обеспечение средств существования
- Культура чтения и отношение к книге
- Культура восприятия информации и воспроизведения
- Культура передачи информации
- Культура дискуссии, диалога, монолога
- Культура речи, родной язык, слова-паразиты
- Культура письменной фиксации знаний
- Культура постановки и разрешения проблем
- Развитие памяти и воображения
- Планирование деятельности, проекты
- Научная истина. Книга как источник знаний
Формы работы: урок, практические занятия с психологом, занятия
в кружках
Экономическая культура
- Деньги как эквивалент человеческого труда
- Уважение финансовых средств другого человека
- Бережливость и щедрость
- Иждивенчество малышей и стариков
- Экономическая помощь родителям
- Меценатство
Формы работы: общешкольные дела, кл.часы,
Экологическая культура
- Природа как источник эстетического наслаждения
- Способы общения с природой
- Общение с животными, уход за ними
- Поведение животных
- Общение с природой как отдых
- Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь
- Общение с природой посредством искусства
- Природа как психотерапевт
- Природа Родины
Формы работы: урок, занятие в туристско - эколого - краеведческих
кружках, участие в субботниках, общешкольные, районные дела
( тур.слет, тур.походы
Гигиеническая культура
- Уход за телом, гигиена девочки и мальчика
- Культура питания
- Культура сна
- Уход за одеждой и жилищем
- Культура поведения во время болезни
- Внешность как выражение отношения к самому себе
- Режим дня
- Социально-значимые заболевания и их влияние на организм
- Алкоголь и табакокурение
Формы работы: лекции медика, урок ОБЖ, лекции специалистов
по СЗЗ, кл.часы, общешкольные дела, программа "Правильное
питание" для 1-2 классов., выпуск санбюллетней, написание
изложения
Физическая культура
- Сила и гибкость мужского тела, упражнения для совершенствования
организма
- Грациозность и легкость женского тела, упражнения для
совершенствования организма
- Водные и воздушные процедуры
Формы работы : урок, спорт секции, общешкольные, районные,
городские и т.д. спорт соревнования
Обучение
Соответствие Гос.стандартам образования
|