ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     
   
  ТЕМЫ ФОРУМА Раздел  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Программа Совета 
 

Степина Т.Н.,
педагог-психолог МОУДОВ
РМК Советского района г. Тулы

Медико-психолого-социально-педагогический консилиум - организаци- онная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных учени- ческих групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, психолог, со- циолог, и на основе целостного видения ученика разрабатывает и реали- зовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.

Консилиум позволяет:
- психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают значи- тельно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
- учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает вы- работать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллек- тивной деятельности;
- объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
- наметить программу индивидуального развития ученика;
- распределить обязанности и ответственность субъектов учеб- но-воспитательного процесса;
- координировать действия субъектов учебно-воспитательного про- цесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

Медико-психолого-социально-педагогический консилиум проводится:
- по результатам обследования (психологической диагностики);
- по запросу учителя;
- по запросу психолога;
- по запросу родителей;
- по запросу социального работника;
- по запросу медицинского работника;
- по запросу ученика.

Предметом обсуждения на консилиуме может быть:
- целая параллель;
- отдельный класс;
- отдельный ученик.

Консилиумы планируются в начале учебного года и проводится в со- ответствии с планом. Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1-е классы - проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
5-е классы - проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
6-8-е классы - проблемы младшего подросткового возраста;
9-11-е классы - проблемы старшего подросткового возраста и проф- ориентации.

Участники консилиума:
- завуч;
- психолог;
- школьный медик;
- классные руководители (в начальной школе - основные учителя);
- социолог;
- приглашенные учителя-предметники.

Необходимая информация от учителей-предметников поступает на консилиум через классного руководителя и частично психолога.

Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями, обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.

Таким образом, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.

Представление данных на консилиум следует осуществлять по заранее согласованным формам (формы прилагаются). Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к консилиуму.

Руководить процессом обсуждения на консилиуме может любой из его участников, в том числе и психолог, по общему согласию. Здесь в каждой школе может сложиться своя традиция.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Психолог приносит на консилиум:
- результаты наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей;
- результаты обследования самих школьников.

Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфеденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.

Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя.

В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1. Дано описание психологических особенностей
- обучения;
- поведения;
- самочувствия школьника.

Описание дается в свободной форме с опорой на содержание психолого- педагогического статуса школьника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы.
Описаны конкретные проявления этих нарушений:
- умственное снижение по отношению к возрастной норме;
- психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
Указываются причины существующих нарушений.
3. Названы и описаны индивидуальные особенности психической жизни школьника.
4. Перечислены адекватные формы помощи данному ученику.

Возможные разделы протокола:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Феномен развития на момент проведения обследования.
3. Наличие отклонений или нарушений в развитии.
4. Особенности психического развития, выявленные в обследовании.
5. Возможные формы помощи ученику.

Таким образом, психолог готовит информацию:
- о конкретном школьнике;
- обобщенную информацию по классу (параллели).

Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей. Психолог рассказывает об общих тенденциях в состоянии школьников.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:
- результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями- предметниками;
- педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом.
Классный руководитель фиксирует:
- трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
- особенности индивидуальных черт его обучения;
- особенности обучения;
- самочувствие.

Характеристика школьника складывается из следующих показателей:
1. Качественные характеристики учебной деятельности.
2. Количественные показатели учебной деятельности.
3. Показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях).
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опрос педагогов-предметников осуществляется при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога.

Медицинский работник предоставляет:
- информацию о состоянии здоровья;
- Физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
- Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.

Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.

В среднем на обсуждение данных по одной параллели необходимо провести 2-3 встречи.

В первую очередь завуч отводит время тем ученикам, которые (по данным психолога, педагога, медика, социолога) являются наиболее "проблемными", затем - на обсуждение информации по школьникам с парциональными проблемами, в последнюю очередь для "психологически благополучных" школьников.

Завуч готовит необходимую документацию - бланки протоколов консилиума.

Социальный педагог может взять на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом;
- помочь классным руководителям в реализации решений консилиума;
- решает те вопросы, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Заседания консилиума проходят в определенный фиксированный день, один-два раза в неделю.

Ход консилиума
1. Проведение консилиума и реализация его решений состоит из не скольких этапов:

1 этап - постановка проблемы.
Это может быть:
- запрос к психологу,
- запланированное обследование школьников определенной параллели.
Проводится диагностический минимум, в результате которого все обследования делятся на 2 подгруппы: психологически благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии. Запрос также должен пройти определенную психологическую обработку, проверку на обоснованность.

2 этап - уточнение проблемы.
Начинается с проведения углубленной психодиагностики. Помимо этого предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классных руководителей, родителей, необходимой для уточнения психодиагноза.
Синтезирование и обобщение всей информации о работе проводится на стыке второго и третьего этапа.

3 этап - решение проблемы.
В рамках данного этапа и разворачивается работа медико-психолого-соци- ально-педагогического консилиума, деятельность каждого участника консилиума по реализации его решений.

2. Ведущим консилиума может быть завуч или психолог.

Ведущий:
- устанавливает порядок обсуждения;
- следит за соблюдением регламента (следит, чтобы обсуждение деловых проблем не переходило в область эмоционального отреагирования).

3. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее трудных случаев.

4. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая:

1). Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они.

Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных , правильнее начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы - заключения . консилиума, касающейся описания актуального психолого- медико-педагогического состояния школьника ("сборка целостного портрета" школьника, А.Л.Венгер).

2). Разработка стратегии помощи конкретному ученику.

Участники консилиума оговаривают :
- какого рода помощь требуется школьнику;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы.

Определяются формы участия, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, социально- диспетчерскую деятельность.

Т.о., консилиум по отношению и конкретному ребенку отвечает на следующие последовательные вопросы:
- Каков психологический, педагогический, социальный и медицинский статус школьника на момент обследования?
- Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
- Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
- В каких формах и в какие сроки в помощи школьнику примут участие психолог, школьный медик, социолог и классный руководитель?
- Предусматривается ли и какая работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьни- ка и школьной администрацией?
- Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?

Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.

ЛИТЕРАТУРА.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.-М.: Совершенство,1998 .
Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психоло- га. М., 1988.
Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.М.,1993.
Основы возрастно-психологического консультирования. Учебно-ме- тодическое пособие. М.,1991.
Психологическая служба в школе.(Под редакцией Э.-М.Ю.Верник, Х.Й.Лийтметса, Ю.Л. Сыэрда) Таллин.1983. Т.1.
Рабочая книга школьного психолога. (Под редакцией И.В. Дубро- виной) М.,1991 г.
Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу?- Народное об- разование, сентябрь-октябрь, 1992.

 
написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ
Вас заинтересовали перечисленные выше проблемы?
Есть материалы по этим проблемам!?
Считаете необходимым добавить другие проблемы и задать вопросы.
Кликните ниже на добавить комментарий и оставьте сообщение.

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕКЦИИ

 

School banner network
School banner network

 

??????? ???????? ????Web
Сайт сделан с Macromedia Dreamweaver. Cтань учасником нашего сообщества!
       



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 

SpyLOG
 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru