Степина Т.Н.,
педагог-психолог МОУДОВ
РМК Советского района г. Тулы
Медико-психолого-социально-педагогический консилиум
- организаци- онная форма, в рамках которой происходит
разработка и планирование психолого-педагогического
сопровождения учащегося, определенных учени- ческих
групп и параллелей в процессе обучения и воспитания.
Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке,
группе, параллели, которой владеют педагоги, классные
руководители, школьный медик, психолог, со- циолог,
и на основе целостного видения ученика разрабатывает
и реали- зовывает общую линию его дальнейшего обучения
и развития.
Консилиум позволяет:
- психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке
или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса,
которые обладают значи- тельно большими возможностями
влияния и взаимодействия с ним;
- учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке
различных сторон обучения и поведения детей, собственных
взглядов, помогает вы- работать общий язык обсуждения
тех или иных проблем, дает опыт коллек- тивной деятельности;
- объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов
учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в
успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
- наметить программу индивидуального развития ученика;
- распределить обязанности и ответственность субъектов
учеб- но-воспитательного процесса;
- координировать действия субъектов учебно-воспитательного
про- цесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному
ученику.
Медико-психолого-социально-педагогический
консилиум проводится:
- по результатам обследования (психологической диагностики);
- по запросу учителя;
- по запросу психолога;
- по запросу родителей;
- по запросу социального работника;
- по запросу медицинского работника;
- по запросу ученика.
Предметом обсуждения на консилиуме может
быть:
- целая параллель;
- отдельный класс;
- отдельный ученик.
Консилиумы планируются в начале учебного
года и проводится в со- ответствии с планом. Предлагается
проводить следующие плановые консилиумы:
1-е классы - проблемы адаптации к ситуации школьного
обучения;
5-е классы - проблемы адаптации к ситуации предметного
обучения;
6-8-е классы - проблемы младшего подросткового возраста;
9-11-е классы - проблемы старшего подросткового возраста
и проф- ориентации.
Участники консилиума:
- завуч;
- психолог;
- школьный медик;
- классные руководители (в начальной школе - основные
учителя);
- социолог;
- приглашенные учителя-предметники.
Необходимая информация от учителей-предметников поступает
на консилиум через классного руководителя и частично
психолога.
Итоги консилиума, с соответствующими рекомендациями,
обсуждаются завучем, в ходе обязательных консультаций,
и психологом, в рамках его работы по реализации решения
консилиума.
Таким образом, консилиум представляет собой небольшое
по численности собрание людей, ответственных за успешное
обучение и развитие ребенка в школе.
Представление данных на консилиум следует осуществлять
по заранее согласованным формам (формы прилагаются).
Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся
на консилиум в период подготовки к консилиуму.
Руководить процессом обсуждения на консилиуме может
любой из его участников, в том числе и психолог, по
общему согласию. Здесь в каждой школе может сложиться
своя традиция.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно
группировать обсуждения на консилиуме не по классам,
а по степени близости проблем. Это позволяет значительно
ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба
качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается
совместное решение, в котором намечаются конкретные
шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации)
каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ"
КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Психолог приносит на консилиум:
- результаты наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей;
- результаты обследования самих школьников.
Обследованию на консилиуме подлежат не
сами первичные данные, а определенные аналитические
обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке
или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфеденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику
языком.
Формой предоставления психологических данных может
быть приложение к протоколу психологического обследования,
заполняемого психологом накануне консилиума. В самом
протоколе фиксируются результаты всех обследований и
в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного
уровневого показателя.
В бланке приложения к протоколу данные
могут быть обобщены следующим образом:
1. Дано описание психологических особенностей
- обучения;
- поведения;
- самочувствия школьника.
Описание дается в свободной форме с опорой
на содержание психолого- педагогического статуса школьника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы.
Описаны конкретные проявления этих нарушений:
- умственное снижение по отношению к возрастной норме;
- психологические нарушения в личностных акцентуациях
или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
Указываются причины существующих нарушений.
3. Названы и описаны индивидуальные особенности психической
жизни школьника.
4. Перечислены адекватные формы помощи данному ученику.
Возможные разделы протокола:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Феномен развития на момент проведения обследования.
3. Наличие отклонений или нарушений в развитии.
4. Особенности психического развития, выявленные в обследовании.
5. Возможные формы помощи ученику.
Таким образом, психолог готовит информацию:
- о конкретном школьнике;
- обобщенную информацию по классу (параллели).
Информация по классам представляет собой
сводные таблицы показателей. Психолог рассказывает об
общих тенденциях в состоянии школьников.
Классный руководитель предоставляет на
консилиум:
- результаты своих собственных наблюдений и бесед с
учителями- предметниками;
- педагогическую характеристику учебной деятельности
и поведения конкретных школьников и классов в целом.
Классный руководитель фиксирует:
- трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических
ситуациях;
- особенности индивидуальных черт его обучения;
- особенности обучения;
- самочувствие.
Характеристика школьника складывается
из следующих показателей:
1. Качественные характеристики учебной деятельности.
2. Количественные показатели учебной деятельности.
3. Показатели поведения и общения в учебной деятельности
(учебных ситуациях).
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая характеристику школьнику, классный руководитель
останавливается на тех показателях, которые содержат
важную для работы консилиума информацию.
Опрос педагогов-предметников осуществляется при организационной
и административной поддержке завуча и содержательной
помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
- информацию о состоянии здоровья;
- Физических особенностях школьников.
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения
консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных
учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут
сказываться на развитии ребенка;
- Факторы риска по основным функциональным системам,
наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Завуч собирает информацию о тех учениках,
в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.
В среднем на обсуждение данных по одной параллели необходимо
провести 2-3 встречи.
В первую очередь завуч отводит время тем ученикам,
которые (по данным психолога, педагога, медика, социолога)
являются наиболее "проблемными", затем - на
обсуждение информации по школьникам с парциональными
проблемами, в последнюю очередь для "психологически
благополучных" школьников.
Завуч готовит необходимую документацию - бланки протоколов
консилиума.
Социальный педагог может взять на себя
организационные обязанности, связанные с консилиумом;
- помочь классным руководителям в реализации решений
консилиума;
- решает те вопросы, которые касаются непосредственной
работы с семьей.
Заседания консилиума проходят в определенный фиксированный
день, один-два раза в неделю.
Ход консилиума
1. Проведение консилиума и реализация его решений состоит
из не скольких этапов:
1 этап - постановка проблемы.
Это может быть:
- запрос к психологу,
- запланированное обследование школьников определенной
параллели.
Проводится диагностический минимум, в результате которого
все обследования делятся на 2 подгруппы: психологически
благополучных и школьников с определенными трудностями
в обучении и развитии. Запрос также должен пройти определенную
психологическую обработку, проверку на обоснованность.
2 этап - уточнение проблемы.
Начинается с проведения углубленной психодиагностики.
Помимо этого предполагается сбор дополнительной информации
от педагогов, классных руководителей, родителей, необходимой
для уточнения психодиагноза.
Синтезирование и обобщение всей информации о работе
проводится на стыке второго и третьего этапа.
3 этап - решение проблемы.
В рамках данного этапа и разворачивается работа медико-психолого-соци-
ально-педагогического консилиума, деятельность каждого
участника консилиума по реализации его решений.
2. Ведущим консилиума может быть завуч или психолог.
Ведущий:
- устанавливает порядок обсуждения;
- следит за соблюдением регламента (следит, чтобы обсуждение
деловых проблем не переходило в область эмоционального
отреагирования).
3. Работа консилиума начинается с обсуждения наиболее
трудных случаев.
4. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного
случая:
1). Осуществление информационного обмена между всеми
участниками консилиума.
Если наиболее проблемная информация поступает
от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога
или медика - начинают они.
Если все участники консилиума относят
данного учащегося к числу наиболее проблемных , правильнее
начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой
важной графы - заключения . консилиума, касающейся описания
актуального психолого- медико-педагогического состояния
школьника ("сборка целостного портрета" школьника,
А.Л.Венгер).
2). Разработка стратегии помощи конкретному ученику.
Участники консилиума оговаривают :
- какого рода помощь требуется школьнику;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с
ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения
и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами
педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного
профиля вне школы.
Определяются формы участия, оговаривается, кто и в
какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками,
социально- диспетчерскую деятельность.
Т.о., консилиум по отношению и конкретному
ребенку отвечает на следующие последовательные вопросы:
- Каков психологический, педагогический, социальный
и медицинский статус школьника на момент обследования?
- Какими особенностями и проблемами характеризуется
развитие школьника в целом на момент обследования?
- Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная
стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
- В каких формах и в какие сроки в помощи школьнику
примут участие психолог, школьный медик, социолог и
классный руководитель?
- Предусматривается ли и какая работа участников консилиума
с педагогическим коллективом или отдельными учителями,
родителями школьни- ка и школьной администрацией?
- Предполагается ли и какая социально-диспетчерская
деятельность?
Ответы предполагают установление сроков выполнения
той или иной работы, конкретного ответственного и форм
контроля.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового
документа - заключения консилиума.
ЛИТЕРАТУРА.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.-М.:
Совершенство,1998 .
Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного
психоло- га. М., 1988.
Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы
его адаптации в учебном заведении. М., 1995.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.М.,1993.
Основы возрастно-психологического консультирования.
Учебно-ме- тодическое пособие. М.,1991.
Психологическая служба в школе.(Под редакцией Э.-М.Ю.Верник,
Х.Й.Лийтметса, Ю.Л. Сыэрда) Таллин.1983. Т.1.
Рабочая книга школьного психолога. (Под редакцией И.В.
Дубро- виной) М.,1991 г.
Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу?- Народное
об- разование, сентябрь-октябрь, 1992.