ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ



ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:
Cекция 1 : Проблемы "Подросток - Компьютер"
Cекция 2 : Модернизация химического образования в школе

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Секция 3 : Особенности содержания образования в гимназиях
Секция 4 : Актуальные проблемы начальной школы Программа Совета
Секция 5 : Личностно-ориентированные технологии в образовании
Секция 6 : Профконсультирование в школе: формы, методы и актуальные направления

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

 

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Секция 7 : "Профориентация: проблемы возрождения и развития"
Секция 8 : "Помощник ли персональный компьютер в выборе профессии?"
Секция 9 : Проблемы освоения дидактической системы Л. В. Занкова в школах Перми
Секция 10 : Школьная библиотека и модернизация образования
Секция 11 : Секция "МОУ школа №22"
ОРГАНИЗАЦИИ
Секция 12 : Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономнного округа
Секция 13 : Кудымкарское медицинское училице " КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Секция 14 : Пермский Центр Польской культуры "Изучение славянских языков"
Секция 15 : Лицей 3 г. Пермь "МУЛЬТИМЕДИЯ В ОБРАЗОВАНИИ"
Секция 16 : Департамент образования и науки администрации г. Сургута
Секция17 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина "Концепция модернизации в практике развивающего обучения"
Секция18 : Северный Монастырь "Школа выживания для подростков"
Секция19 : Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми Музыкальное искусство в дополнительном образовании

Секция20 :МОУ Гимназия им. С.П. Дягилева

Секция21 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина Психологическое сопровождение проблемы профилактики социально обусловленных заболеваний
Секция22 : Насущные вопросы скрипичной и виолончельной педагогики и исполнительства
Секция23 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина "Лаборатория дистанционного обучения"
Секция24 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина "Мониторинг в образовании"
Секция25 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина "Преподавание информатики в школе"
Секция26 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина" Проблемы и перспективы развития методической службы в условиях модернизации российского образования"
Секция27 : Центр развития образования имени С.О. Ветлугина" Модернизация в городской системе образования "
Секция28 : Начального профессионального образования "Мы знаем короткий путь к профессии"
Секция29 :Областной центр педагогической информации
Секция30 : Детский Дом творчества "Пермячок"
Секция31 : "Проблемы школьного экономического образования на современном этапе"
Итоговая дискуссия:


  контакты
slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  
Центр развития образования имени С.О. Ветлугина " Преподавание информатики в школе" Программа Совета 

А.В.Гришин, - заместитель начальника Компьютерного центра
Пермского филиала Государственного университета
Высшая школа экономики

В поисках другого пути

На сегодняшний день сложилось так, что около 95% компьютеров в России работают под управлением операционных систем фирмы Microsoft, то есть на различных версиях DOS и Windows. Это не удивительно – компания активно прорывалась на российский рынок, стараясь полностью монополизировать его. Задача была решена блестяще, что доказывают цифры.
Сегодня компания, используя доминирующее положение на рынке, активно втягивает экономику страны в новый виток гонки модернизаций.
«Устаревшие», по мнению Microsoft, операционные системы Windows 95, Windows 98 и Windows NT4 официально сняты с технической поддержки. Это означает, что новых пакетов обновления для этих систем не будет. Таким несколько неожиданным образом компания «стимулирует технический прогресс» – она вынуждает тратить деньги на замену вполне работоспособных машин на более мощные.
«Базовый набор» – операционная система и Office – стоит около 500 долларов. На такую сумму можно приобрести приличный системный блок или компьютер начального уровня. Правда, если приобретать OEM-лицензии, будет несколько дешевле. Но серверные ОС, которые стоят в несколько раз дороже, не продаются по OEM-соглашению. Дополнительные клиентские лицензии стоят около 40 долларов за штуку. А надо их миллионы и миллионы… Давайте посчитаем – долго ли экономика страны сумеет выдерживать эту нагрузку. Но разовой легализацией дело не закончится, потому что Microsoft будет постоянно выпускать в свет новые версии своих «чудесных» программ, которые будут «ещё проще в установке и удобнее в эксплуатации», а заодно потребуют новых модернизаций компьютеров… Таким образом, получается хорошо знакомая всем нам гонка вооружений в новом, слегка переработанном, издании. Её финал может оказаться столь же катастрофическим для России.
Но это ещё не всё. Давайте откроем лицензионное соглашение любого программного продукта Microsoft. В числе прочих запрещений и ограничений мы увидим «запрет на вскрытие технологии и декомпиляцию».
Это означает, что мы не имеем права знать, что наша операционная система или прикладная программа делает на самом деле. Это также означает: у нас нет никаких гарантий того, что наша программа не содержит каких-либо «дополнительных возможностей», о которых нам «забыли» сообщить разработчики (специалисты по защите информации называют такие вещи «закладками»). Это может быть всё, что угодно – от шпионского «жучка», до системы уничтожения всех данных в компьютере по сигналу извне.
Следовательно, использование данной программы или системы в государственных, оборонных, жизнеобеспечивающих системах, по меньшей мере, небезопасно. Напомним: речь идёт о продукции иностранной компании из страны, которая ещё совсем недавно считалась основным потенциальным противником!
Big brother is looking for you…
И взгляд этот вовсе не кажется таким уж ласковым.
Качество разработки и уровень технической поддержки со стороны Microsoft – это отдельная история. Напомним: с этого года уровень бесплатной технической поддержки ограничен пятью обращениями – начиная с шестого, надо уже платить.
Что касается качества разработки, рекомендую обратить внимание на количество и скорость появления пакетов обновлений для практически любого продукта. Это прямое и непосредственное доказательство того, что на рынок выпускаются продукты, доводка которых окончательно не завершена.
Что же мы имеем на сегодня, кроме Windows в качестве операционной системы для серверов и рабочих машин и Microsoft Office в качестве основной рабочей среды.
Зарубежные коммерческие продукты такого же уровня известны. Это, например, Lotus SmartSuite или Corel Perfect Office. Они вполне могут конкурировать с изделием Microsoft по функциональности и по цене. Но любая попытка внедрить что-либо подобное в любой организации с фатальной неизбежностью провалится. Причины провала –

  • слабая и ограниченная подготовка пользователей. Подавляющее большинство или не обучали вообще, или учили «работать в Office» по принципу «мышь в лабиринте»– дальше накатанных приёмов они не идут. Любая «нестандартная» ситуация вызывает панику.
  • проблемы совместимости. Большинство циркулирующих по стране документов создано в Word 97 или Word 2000. Сейчас ещё добавился Word XP. Так что проблем уже более чем достаточно.
  • «общественное мнение», а точнее – мнение потребителей (в том числе и «персон, принимающих решения»), которые (поблагодарим за это Microsoft и нашу компьютерную прессу) ничего другого не знают.
  • «замкнутый круг», который образовался из-за того, что предприятия ставят Office, потому что опасаются, что не найдут персонал, способный и готовый освоить иное. Учебные центры всех уровней – от школ до центров переподготовки – выпускают новых пользователей Office, так как этого требуют предприятия.
Текстовые процессоры разрабатываются и в России, например, новый Лексикон. Это серьёзная система для профессиональной подготовки текста, которая в большинстве случаев вполне способна заменить Word. Не секрет, что огромные возможности Word и других компонентов Office большинству из нас просто не нужны. Проблема лишь в том, что мне неизвестна достойная отечественная замена Excell. Если такая система существует - буду рад узнать о ней.
Но как бы ни были хороши рассмотренные нами системы и продукты, у них есть один существенный недостаток – их всё-таки надо покупать, и стоят они зачастую достаточно прилично. Не стоит забывать также и о стоимости операционной системы Windows, под управление которой они работают.
Итак, первые итоги:
  • Windows и Officce неоправданно дороги;
  • Качество разработки и уровень технической поддержки оставляют желать лучшего;
  • Возможности Office избыточны, зачастую они совершенно излишни.;
  • Отечественных аналогов всему комплексу нет.
На сегодня имеется также вариант перехода на системы с открытым исходным кодом. Вероятнее всего, это будет Linux, просто потому, что другие системы в России либо не известны вообще, либо используются не настолько активно, чтобы можно было рассматривать их при принятии решения.
Правда, есть ещё FreeBSD, но она более активно используется в качестве платформы для серверных решений.
Дистрибутив Linux обойдётся нам в сумму от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, в зависимости от того, какой дистрибутив мы выбрали, и каким образом мы его приобретаем (покупаем диски в магазине или загружаем через Internet). Зато теперь мы навсегда забудем о дополнительных пользовательских лицензиях – мы имеем право установить систему на абсолютно любое количество компьютеров.
Вместе с системой мы, как правило, получаем множество пакетов прикладных программ – комплект поставки в различных дистрибутивах может значительно различаться. Если какой-то программы в нашем дистрибутиве не окажется, её можно загрузить из Internet или установить с другого дистрибутива.
Можно также загрузить исходные тексты нужного продукта и выполнить компиляцию самостоятельно. Придётся повозиться, но зато мы получим программу, которая уже на стадии компиляции настроена на наши конкретные условия и потребности.
Мы можем также внести в программу изменения, которые адаптируют её к нашим условиям и потребностям. Имея исходные тексты, мы сможем детально изучить механизм работы нашей программы или системы в целом.
Правда, есть и плохие новости.
Чтобы начать внедрять решения на базе Linux, нужно учиться.
Точнее, нужно сначала подготовить эксплуатирующий и развёртывающий персонал – администраторов и инженеров. Далее – переподготовка инструкторских и преподавательских кадров для школ и учебных центров. Надо также обучать менеджеров, которые готовы к тому, чтобы в их фирмах внедрялось нечто принципиально иное, чем «базовый набор» от Microsoft.
Для этого надо хотя бы теоретически осознать, что понятия «Обучение информационным технологиям» и «Обучение технологиям Microsoft» не тождественны. На сегодня первое практически повсеместно подменено вторым. И это не может не тревожить меня – и как компьютерщика-практика, и как работника российского экономического ВУЗа. Если для меня нет существенной разницы — писать статью при помощи StarOffice на Linux, MacWrite на Macintosh или Microsoft Word под управлением Windows, то для большинства моих знакомых, которые не являются компьютерщиками, эта разница станет непреодолимым барьером.
Поэтому я считаю, что будущий специалист любой отрасли, которого мы готовим сегодня, должен уметь решать свои профессиональные и личные проблемы, не будучи привязанным к операционной системе или прикладной программе.
Я сделал попытку разобраться, где именно происходит уже упомянутая подмена понятий.
Я начал со Стандарта — довольно объёмного (более двух десятков страниц) документа.
Я долго искал, но не нашёл в нём ни одного понятного мне и поддающегося объективной количественной или качественной оценке критерия, который позволил бы мне оценить уровень реальной практической подготовки тех студентов, которые приходят из школ и получают у меня регистрационные карточки для работы в сети нашего ВУЗа (возможно, таких критериев в Стандарте не должно быть?).
Например, в Стандарте ни разу не упомянут такой важный, с моей точки зрения, аспект, как обучение элементарным основам машинописи. Нет даже намёка на то, что необходимо обучать методу "слепой" печати. Соответственно, отсутствуют требования к минимальной скорости печати, которую должен показать учащийся. Следствие — несчастные студенты часами печатают текст из двух или трёх страниц, а мне приходится ежедневно наблюдать их страдания.
Этого норматива я не нашёл также и в Кодификаторе, хотя там есть великое множество вещей, которые безусловно нужны и необходимы при подготовке экспертов широкого профиля. Я с трудом представляю себе того "идеального ученика", который сможет реально на практике продемонстрировать навыки и умения по всем пунктам этого замечательного документа. Среди студентов, которые ежедневно занимаются в трёх компьютерных классах нашего ВУЗа, я таких не встречал.
Однако, ни в Стандарте, ни в Кодификаторе я не обнаружил "привязки" к продукции Microsoft — следовательно, этот момент вносится в нашу систему обучения на более низком уровне.
Я внимательно просмотрел один из распространённых учебников — Базовый курс информатики И.Семакина и других авторов. Учебник перегружен "академической" терминологией, техническими неточностями, бессмысленными задачами. Пример — выяснение "информативности сообщения о том, что в доме 6 этажей". Мне представляется, что это имеет весьма отдалённое отношение к настоящим информационным технологиям.
Из этого учебника можно узнать массу самых различных фактов из истории вычислительной техники, изучить построение базы знаний на Прологе и многое другое. К сожалению, с его помощью невозможно научиться правильно и красиво оформлять документы, искать и находить информацию, защищать реальный компьютер от вторжения реальных вредоносных программ и вирусов (всему разделу защиты информации уделено две страницы из 380).
На первый взгляд, и здесь нас не "привязывают" к конкретной платформе. Однако проблема существует, и рано или поздно она станет всеобщей головной болью.
Не следует понимать написанное как призыв к немедленному и всеобщему переходу на Linux-решения. Такой путь приведёт к катастрофе ещё быстрее, чем всеобщая легализация Windows.
Я предлагаю взглянуть на проблемы обучения информатике как на направление стратегических инвестиций в будущее нашей страны. Запасы нефти когда-нибудь кончатся, и необходимо уже сегодня думать о том, как перейти от экспорта сырья к экспорту готовой продукции, в том числе — продукции сферы информационных технологий. Именно для этого нужно стремиться к тому, чтобы на наших компьютерах вместо иностранной продукции устанавливалось что-то иное, которое можно изучить и адаптировать к собственным потребностям, не спрашивая разрешений иностранного дяди.
Мне также хотелось бы, чтобы педагоги хотя бы изредка интересовались мнением технических специалистов, которые эксплуатируют системы и сети и на практике оценивают уровень подготовки пользователей к реальной работе. "Технари" видят проблемы обучения под несколько иным углом и могут порой подсказать немало интересных и полезных вещей.
Надеяться на то, что разумные решения придут к нам «сверху» – не приходится. Чиновникам выгоднее закупать зарубежную продукцию, а не поддерживать отечественных разработчиков. Правда, это уже не информатика, а уголовщина, поэтому останется за рамками рассмотрения.
Инициатива «снизу» – единственное, что могло бы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Понемногу начинают появляться программы и учебники, при помощи которых школьников и студентов начинают обучать на качественно ином технологическом и содержательном уровне.
Ведётся работа по адаптации программного обеспечения к условиям России — создаются шрифты с символами русского языка, программы проверки правописания, средства создания документов в соответствии с требованиями ГОСТ. Несмотря на полное и абсолютное невнимание родного государства к данным работам, они осуществляются, и нам остаётся только поклониться нашим коллегам за их нелёгкий труд.
За рубежом многие правительства, государственные учреждения, система образования активно переходят на Linux-решения. В качестве причин приводится как дороговизна, так и "закрытость" продукции Microsoft, в которой многие видят реальную угрозу национальной безопасности. Не стоит даже говорить о том, что принятие подобных решений повсеместно сопровождается активным перераспределением бюджетных средств в пользу национальных Linux-разработчиков. Множество сообщений на эту тему можно найти в Internet и отраслевой прессе. Россия в очередной раз рискует отстать навсегда.
Может быть, пора подумать о том, куда и зачем мы идём?


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

 

 


МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ

 



  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ
Пермская гильдия добросовестных предприятий




Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru