Введение
Вся мыслительная деятельность человека связана с языком,
который должен четко выражать возникшую мысль и реализовать
ее в общении с людьми. Значит, формирование языка должно
влиять на формирование мышления человека. В школе язык науки
формируется постепенно по мере изучения основ наук. Любая
наука пользуется своей терминологией, которая фиксирует
определенное понятие науки, техники и т.д.
Термин – элемент языка науки, ведение которого обусловлено
необходимостью точного и однозначного обозначения данных
науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих
названий, компонент суждения, лишенной окраски.
При введении термина необходимо обратить внимание на происхождении
термина, его правильное произношение, написание.
Содержание термина чаще всего раскрывается определением
понятия, так как последнее содержит наибольшие возможности
четкого выделения объекта из всех остальных объектов данной
науки. Определение раскрывает содержание понятия объекта
по его существенным, присущим только данному понятию признакам,
выделяя предметную область, отраженным этим понятием.
Работа с терминами осуществляется с помощью различных методов
и приемов: проговаривания сложных терминов вслух; выявления
этимологии термина, то есть его происхождения; индуктивного
и дедуктивного пути введения новых терминов; развитие понятий
от простых к сложным; использование терминов в игровых ситуациях.
Стоит обратить внимание и на закрепление понятий, например,
провести игру «Ромашка»; на лепестках ромашки пишутся новые
термины, и учащиеся, отрывая лепестки, объясняют значение
термина. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество
лепестков.
Учащимся также нравится составлять задачи, предложения,
кроссворды с предложенными терминами.
Каждое понятие связано с чувственным восприятием, а поэтому
особое значение приобретает наглядность: натуральная, табличная,
схематическая, художественная, графическая. Полезно использовать
на уроках словари, при чем на разных его этапах: при объяснении
нового материала, закреплении знаний, проверке изученной
темы, индивидуальной работы.
Успешное овладение языком науки способствует формированию
знаний по вводимой на уроке новой терминологии, которая
складывается из четкого раскрытия цели введения нового термина,
его назначения, правильного произношения и написания, происхождения.
Это дело – трудное. Трудности возникают уже в начале - в
момент поиска строгого определения понятия, доступного школьникам.
Эта трудность заключается в многогранности и многосторонности
ряда научных понятий. Нередко одно и то же понятие используется
для описания разных сторон материальных объектов.
Умение точно определять понятие имеет огромное значение,
как для науки, так и для людей, изучающих эту науку. Оно
придает мышлению такие важные качества, как точность, четкость,
определенность, и влечет за собой выработку логических умений:
анализ, сравнение, различение, абстрагирование и обобщение.
В работе секции принимают
участие:
|
Куликова Алла Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МОУ "Пермская
кадетская школа №1"
Ловушки
языка
|
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|